г. Тюмень |
|
20 июня 2023 г. |
Дело N А03-16022/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем веб-конференции, аудиозаписи помощником судьи Полукаровой С.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на решение от 16.01.2023 Арбитражного суда Алтайского края (судья Музюкин Д.В.) и постановление от 10.03.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зайцева О.О., Иванов О.А., Усанина Н.А.) по делу N А03-16022/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РСУ-1" (656038, город Барнаул, проспект Комсомольский, дом 120, кабинет 406, ИНН 2225221073, ОГРН 1212200017150) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (656056, город Барнаул, улица Пролетарская, дом 65, ИНН 2221022528, ОГРН 1022201518547) об оспаривании бездействия.
В заседании приняла участие (в режиме веб-конференции) представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю Соколова Е.С. по доверенности от 29.03.2023.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "РСУ-1" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - управление, антимонопольный орган), выразившегося в непредоставлении обществу возможности ознакомиться с материалами дела N РНП-22-190/22 и получить аудиозаписи заседания комиссии управления по указанному делу.
Решением от 16.01.2023 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 10.03.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, обществом фактически реализовано право на ознакомление с материалами проверки при участии в заседании комиссии;
у антимонопольного органа отсутствует обязанность по предоставлению заинтересованным лицам материалов дела после завершения их рассмотрения по существу.
Общество отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлении присутствующего в заседании представителя антимонопольного органа, суд кассационной инстанции считает, что принятые по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам рассмотрения обращения краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная городская больница, г. Заринск" (далее - заказчик) управлением принято решение от 12.08.2022 по делу N РНП-22-190/22 о включении сведений об обществе, его директоре (учредителе) Кулисиди Р.М. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года.
Впоследствии общество обратилось в управление с заявлением от 21.09.2022 об ознакомлении с материалами дела N РНП-22-190/22 и предоставлении копий аудиозаписи заседания комиссии антимонопольного органа по указанному делу.
Письмом от 22.09.2022 N 3879/8 управление отказало обществу в удовлетворении названного ходатайства.
Не согласившись с отказом антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленное требование, пришли к выводу о несоответствии оспариваемого бездействия управления действующему законодательству и нарушении прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Оставляя без изменения принятые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной названной статьей (часть 1). В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2).
Включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе прочего функции по контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила N 1576).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила N 1078).
В силу пункта 13 Правил N 1078 антимонопольный орган на заседании комиссии, созданной в соответствии с пунктом 4 Правил N 1576, рассматривает обращение заказчика о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, проводит проверку содержащихся в обращении фактов; при этом заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии, представлять информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме; по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Исходя из положений пункта 29 Правил N 1576 на заседании комиссии по проведению внеплановой проверки ведется аудиозапись, которая должна храниться не менее 3 лет; любое лицо, присутствующее на заседании комиссии, вправе осуществлять аудиозапись заседания, предварительно уведомив об этом комиссию.
В рассматриваемом случае общество обратилось в антимонопольный орган с заявлением об ознакомлении с материалами дела по рассмотрению обращения заказчика по факту одностороннего отказа от исполнения контракта, мотивируя необходимостью реализовать свое право на обжалование решения о включении сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Отказ управления обусловлен фактическим участием представителя общества в заседании комиссии, в ходе которого у него была возможность ознакомиться с материалами проверки.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый на основе принципа равенства (статья 19, части 1 и 2) имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (статья 29, часть 4). Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (статья 24, часть 2). Указанные конституционные права и свободы не являются абсолютными и могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты иных конституционно значимых ценностей, включая права и законные интересы других лиц, а также безопасность государства (статья 55, часть 3); кроме того, в силу общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом при реализации указанных прав не должно допускаться ущемление прав и свобод иных лиц (статья 17, часть 3).
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации).
В целях обеспечения права на эффективное оспаривание решения государственного органа в судебном порядке лицу должна быть гарантирована вытекающая из принципов состязательности и равноправия сторон спора возможность доступа к документам и материалам, положенным в основание оспариваемого решения, а равно фиксации содержащихся в них сведений (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.04.2023 N 22-П).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что антимонопольный орган отказался обеспечить обществу доступ к информации, непосредственно затрагивающей его права; при этом доказательств того, что запрашиваемая обществом информация отнесена к сведениям, распространение которых ограничено или запрещено в силу действующего законодательства, не имеется.
По смыслу позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 07.02.2013 N 134-О, то обстоятельство, что представитель общества участвовал в заседании комиссии управления при рассмотрении обращения заказчика о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не исключает осуществление обществом права на ознакомление с материалами дела после получения решения комиссии, в том числе в целях предоставления ему возможности проверки обоснованности такого решения.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленное требование, признав незаконным оспариваемое бездействие антимонопольного органа.
Доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.01.2023 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 10.03.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-16022/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации).
В целях обеспечения права на эффективное оспаривание решения государственного органа в судебном порядке лицу должна быть гарантирована вытекающая из принципов состязательности и равноправия сторон спора возможность доступа к документам и материалам, положенным в основание оспариваемого решения, а равно фиксации содержащихся в них сведений (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.04.2023 N 22-П).
...
По смыслу позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 07.02.2013 N 134-О, то обстоятельство, что представитель общества участвовал в заседании комиссии управления при рассмотрении обращения заказчика о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не исключает осуществление обществом права на ознакомление с материалами дела после получения решения комиссии, в том числе в целях предоставления ему возможности проверки обоснованности такого решения."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 июня 2023 г. N Ф04-2152/23 по делу N А03-16022/2022