г. Тюмень |
|
22 июня 2023 г. |
Дело N А03-5881/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Ким А.А. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГеоТехПроект" на постановление от 20.01.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А03-5881/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГеоТехПроект" (633564, Новосибирская область, Маслянинский район, рабочий поселок Маслянино, улица Партизанская, дом 9, офис 2, ИНН 5431107597, ОГРН 1175476123173) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (656056, Алтайский край, город Барнаул, улица Пролетарская, дом 65, ИНН 2221022528, ОГРН 1022201518547), Степаненко Ивану Васильевичу, Ульянову Илье Геннадьевичу об оспаривании решения и предписания;
встречному заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю к обществу с ограниченной ответственностью "ГеоТехПроект" об обязании исполнить предписание.
Другое лицо, участвующее в деле, - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай (656038, Алтайский край, город Барнаул, улица Молодежная, дом 3, ИНН 2221172516, ОГРН 1092221004040).
В онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции в судебном заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "ГеоТехПроект" - Сёмкин Я.Г. по доверенности от 20.04.2022;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю - Кобяков В.А. по доверенности от 08.12.2022, Бедарева О.Е. по доверенности от 09.01.2023.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "ГеоТехПроект" (далее - общество, ООО "ГеоТехПроект", организатор торгов) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - антимонопольный орган, управление), Степаненко Ивану Васильевичу (далее - Степаненко И.В.), Ульянову Илье Геннадьевичу (далее - Ульянов И.Г.) о признании недействительными решения и предписания от 06.04.2022 N 022/1018.1-183/2022.
В порядке, предусмотренном статьей 132 АПК РФ, для совместного рассмотрения с первоначальным заявлением судом принято встречное заявление управления об обязании ООО "ГеоТехПроект" исполнить предписание от 06.04.2022 N 022/10/18.1-183/2022 путём аннулирования открытого аукциона в электронной форме по продаже арестованного имущества: Лот N 10 Автомобиль Мицубиси Монтеро, 2002 г.в, гос. peг. знак Р933ЕК777, V1N JA4NW51S93J600557 (процедура на торговой площадке SBR012-2202170003, извещение на официальном сайте www.torgi.gov.ru N 140222/35709511/04).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай (далее - Управление Росимущества).
постановлением от 20.01.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении первоначального заявления отказано; встречное заявление управления удовлетворено, на ООО "ГеоТехПроект" возложена обязанность исполнить предписание от 06.04.2022 N 022/10/18.1-183/2022.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
По мнению подателя кассационной жалобы, выводы судов о необеспечении организатором торгов возможности потенциальным участникам ознакомления с реализуемым на торгах имуществом является ошибочным; судами не учтено, что Ульянов И.Г. не являлся участником торгов, запрос на ознакомление с Лотом N 10 подан им несвоевременно, в назначенное время на осмотр имущества Ульянов И.Г. не явился.
В отзывах на кассационную жалобу управление и Ульянов И.Г. просят судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее, дополнениях к отзыву и выступлениях присутствующих в заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "ГеоТехПроект" на основании части 1 статьи 89 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) и в соответствии с государственным контрактом от 20.12.2021 N 0117100002621000026-2, заключенным с Управлением Росимущества (далее - государственный контракт), оказывает услуги по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Алтайского края.
Обществом 17.02.2022 на официальном сайте www.torgi.gov.ru размещено информационное сообщение о проведении на электронной торговой площадке АО "Сбербанк ACT" (SBR012-2202170003) открытого аукциона в электронной форме (извещение N 140222/35709511/04) по продаже арестованного имущества, в том числе автомобиля Мицубиси Монтеро, 2002 г.в, гос. peг. знак Р933ЕК777, V1N JA4NW51S93J600557 (далее - Лот N 10, автомобиль), начальная цена 191 250 руб.; дата начала приема заявок - 18.02.2022 с 07:00; дата окончания приема заявок - 16.03.2022 в 07:00; определение участников аукциона - 17.03.2022 не позднее 11:00; дата и время проведения торгов - 21.03.2022 в 07:00 (по московскому времени).
В Управление поступила жалоба Ульянова И.Г. (от 16.03.2022 вх. N 222798) на действия организатора торгов в связи нарушением порядка организации и проведения аукциона по реализации арестованного имущества (не обеспечена возможность осмотра Лота N 10).
Решением управления от 06.04.2022 N 022/1018.1-183/2022 жалоба Ульянова И.Г. признана обоснованной; в это же день организатору торгов выдано предписание об устранении нарушения порядка проведения торгов путем аннулирования открытого аукциона в электронной форме по продаже арестованного имущества - Лота N 10 в срок до 22.04.2022.
Не согласившись с указанными решением и предписанием управления, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Ссылаясь на то, что предписание не исполнено в установленный срок, управление обратилось в арбитражный суд со встречным заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований общества и удовлетворяя встречное заявление управления, суды пришли к выводам о наличии у антимонопольного органа правовых оснований для вынесения оспариваемых ненормативных правовых актов, поскольку обществом при проведении публичных торгов в нарушение пункта 4.4.21 государственного контракта не обеспечена возможность получения информации о реализуемом имуществе, чем ограничен равный и беспрепятственный доступ заинтересованных лиц, в том числе потенциальных покупателей, к процедуре реализации имущества.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Полномочия антимонопольного органа по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов установлены пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В силу положений статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися (пункт 1 части 1); действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2); по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20).
Указанные положения Закона о защите конкуренции содержат общие правила и распространяются, в том числе на торги, проводимые в рамках исполнительного производства (пункт 5 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016).
Порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), Законом об исполнительном производстве, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации (часть 2 статьи 90 Закона об исполнительном производстве).
При исполнении решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства продажа вещей или имущественных прав должника производится только на публичных торгах (пункт 3 статьи 447, пункт 1 статьи 449.1 Гражданского кодекса). Указанные торги в силу пункта 1 статьи 449.1 Гражданского кодекса проводятся по правилам, установленным статьями 448, 449 названного Кодекса, если иное не предусмотрено данным Кодексом или процессуальным законодательством.
Согласно пункту 4 статьи 449.1 Гражданского кодекса извещение о проведении публичных торгов опубликовывается в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 448 названного Кодекса, а также размещается на сайте органа, осуществляющего исполнительное производство, либо в случае, если организатором публичных торгов выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления, на сайте соответствующего органа.
Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене (пункт 2 статьи 448 Гражданского кодекса).
Согласно статье 89 Закона об исполнительном производстве реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги (организатор торгов).
Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктами 4.4.9, 4.4.21 государственного контракта, исполнитель (ООО "ГеоТехПроект") обязан оказывать услугу способами, не допускающими ограничение, устранение конкуренции и (или) нарушение законных прав и ущемление интересов других лиц; обязан обеспечить продажу арестованного имущества на торгах в электронной форме с использованием исключительно открытой формы подачи предложений о цене имущества и при этом время приема заявок в течение дня не должно быть ограничено; обеспечить возможность получения информации о реализуемом имуществе (возможности осмотра имущества, порядка принятия участия в торгах) по адресам и контактным телефонам (электронной почте), указанным в информационном сообщении о проведении торгов (сообщении о реализации имущества) Извещения о торгах, опубликованные в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте www.torgi.gov.ru, являются первоисточником опубликования информации о проведении торгов по продаже арестованного незаложенного и заложенного движимого имущества.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в соответствии с сообщением о проведении открытого аукциона в электронной форме по Лоту N 10 (в разделе "порядок ознакомления с имуществом") осмотр автомобиля осуществляется с 18.02.2022 по 11.03.2022 по предварительному согласованию времени (указан номер телефона); 10.03.2021 Ульянов И.Г. обратился по данному номеру телефона, получив в ответ посредством сервиса обмена мгновенными сообщениями информацию о месте хранения автомобиля (город Барнаул, улица Новоугольная, 24, придомовая территория), а также контактную информацию (номер телефона, фамилия и имя) специалиста, который обеспечит показ имущества; поскольку специалист отказался предоставить возможность ознакомления с имуществом, а при выезде по указанному месту хранения автомобиль обнаружен не был, Ульянов И.Г. 11.03.2022 через торговую площадку направил запрос: "прошу предоставить доступ к осмотру автомобиля, для принятия решения об участии в торгах"; организатором торгов на торговой площадке 15.03.2022 размещен ответ:
"ООО "ГеоТехПроект" от ООО "Риддер" имущество - автомобиль не передавалось, только документы. Сведениями о местонахождении не располагаем. Представитель общества готов прибыть 16.03.2022 в 10:00 по адресу хранения автомобиля, указанному в поручении N 2409/ССП-22/ 12.21 - город Барнаул, улица Новоугольная, 24 (придомовая территория), для установления наличия либо отсутствия автомобиля по месту хранения".
Принимая во внимание, что организатор торгов предложил потенциальному участнику прибыть по адресу хранения автомобиля за 1 час до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (16.03.2022 в 07:00 мин. по московскому времени), не располагая при этом информацией о наличии либо отсутствии имущества по адресу хранения, суды пришли к правильному выводу о нарушении ООО "ГеоТехПроект" порядка ознакомления с имуществом, реализуемым на торгах.
Доводы общества о том, что права Ульянова И.Г. как лица, не подававшего заявку на участие в торгах, не могут быть нарушены правомерно отклонены судами, поскольку отсутствие возможности ознакомления с имуществом создает препятствия в принятии решения об участии в аукционе.
Суды также учли, что положения государственного контракта, заключенного между ООО "ГеоТехПроект" и Управлением Росимущества в целях реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Алтайского края, являются частью публичного порядка конкурентных процедур, затрагивают права неопределенного круга лиц, в том числе сторон исполнительного производства, лиц, заинтересованных в приобретении имущества с торгов, обеспечивают равный и беспрепятственный доступ заинтересованных лиц к процедуре реализации имущества, являются гарантией его продажи по наиболее выгодной цене.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу, что условия государственного контракта (в том числе касающиеся обязанностей общества оказать услугу способами, не допускающими ограничение, устранение конкуренции и (или) нарушение законных прав и интересов других лиц; обеспечить возможность неопределенному кругу лиц получения информации о реализуемом имуществе), являются публично-правовыми, подлежат контролю со стороны антимонопольного органа в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, на предмет их соблюдения организатором торгов.
Установив допущенные обществом нарушения порядка организации спорного аукциона по реализации арестованного имущества по Лоту N 10 (необеспечение возможности ознакомления с имуществом), суды признали решение антимонопольного органа от 06.04.2022 N 022/1018.1-183/2022 соответствующим закону. Поскольку предписание от 06.04.2022 выдано организатору торгов в рамках полномочий, предоставленных антимонопольному органу статьями 18.1 и 23 Закона о защите конкуренции, направлено на устранение нарушений, установленных решением антимонопольного органа, и не исполнено обществом в установленный срок, суды правомерно отказали в удовлетворении требований ООО "ГеоТехПроект", удовлетворив встречное заявление управления.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 20.01.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-5881/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды также учли, что положения государственного контракта, заключенного между ООО "ГеоТехПроект" и Управлением Росимущества в целях реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Алтайского края, являются частью публичного порядка конкурентных процедур, затрагивают права неопределенного круга лиц, в том числе сторон исполнительного производства, лиц, заинтересованных в приобретении имущества с торгов, обеспечивают равный и беспрепятственный доступ заинтересованных лиц к процедуре реализации имущества, являются гарантией его продажи по наиболее выгодной цене.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу, что условия государственного контракта (в том числе касающиеся обязанностей общества оказать услугу способами, не допускающими ограничение, устранение конкуренции и (или) нарушение законных прав и интересов других лиц; обеспечить возможность неопределенному кругу лиц получения информации о реализуемом имуществе), являются публично-правовыми, подлежат контролю со стороны антимонопольного органа в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, на предмет их соблюдения организатором торгов.
Установив допущенные обществом нарушения порядка организации спорного аукциона по реализации арестованного имущества по Лоту N 10 (необеспечение возможности ознакомления с имуществом), суды признали решение антимонопольного органа от 06.04.2022 N 022/1018.1-183/2022 соответствующим закону. Поскольку предписание от 06.04.2022 выдано организатору торгов в рамках полномочий, предоставленных антимонопольному органу статьями 18.1 и 23 Закона о защите конкуренции, направлено на устранение нарушений, установленных решением антимонопольного органа, и не исполнено обществом в установленный срок, суды правомерно отказали в удовлетворении требований ООО "ГеоТехПроект", удовлетворив встречное заявление управления."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 июня 2023 г. N Ф04-1771/23 по делу N А03-5881/2022