город Тюмень |
|
30 июня 2023 г. |
Дело N А75-6166/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 30 июня 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мельника С.А.,
судей Зиновьевой Т.А.,
Полосина А.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуальных предпринимателей Блинова Петра Михайловича и Клеба Татьяны Юрьевны на решение от 19.09.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Дроздов А.Н.) и постановление от 13.02.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-6166/2022, принятые по заявлению индивидуальных предпринимателей Блинова Петра Михайловича (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Радужный) и Клеба Татьяны Юрьевны (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Радужный) к администрации города Радужный (628462, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Радужный, микрорайон 3, дом 3, ИНН 8609012600, ОГРН 1028601468774) о признании предписаний недействительными.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуальный предприниматель Абдулгазизов Халим Хакимович.
Суд установил:
Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры рассмотрены объединённые в одно производство заявления индивидуальных предпринимателей Блинова Петра Михайловича и Клеба Татьяны Юрьевны (далее - предприниматели, заявители) к администрации города Радужный (далее - администрация) о признании недействительными предписаний от 11.03.2022 N 1 и N 2 об устранении выявленных нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - предписания).
Решением суда от 19.09.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.02.2023, в удовлетворении заявлений отказано.
В кассационной жалобе предприниматели просят решение арбитражного суда от 19.09.2022 и постановление апелляционного суда от 13.02.2023 отменить, принять новый судебный акт о признании предписаний недействительными.
По мнению заявителей, вывод судов о распространении действия акта органа местного самоуправления по вопросам благоустройства территории города на земельный участок, находящийся в частной собственности, сделан при ошибочном применении норм действующего законодательства, без учёта позиции Конституционного Суда Российской Федерации; судами не выполнена процессуальная обязанность по проверке соответствия акта органа местного самоуправления пункту 6.2 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 54-608-2011 "Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли" (далее - ГОСТ).
В отзыве на кассационную жалобу администрация выражает согласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещённых надлежащим образом.
Изучив материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 274, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не нашёл оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, заявители и индивидуальный предприниматель Абдулгазизов Халим Хакимович, привлечённый к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, являются собственниками:
земельного участка с кадастровым номером 86:18:0010304:53, на котором расположено здание торгового центра "Подсолнух" (далее - торговый центр),
земельного участка с кадастровым номером 86:18:0010304:53, на котором расположены нестационарные торговые объекты (далее - НТО).
Администрацией в лице её структурного подразделения - управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи и муниципального контроля 22.02.2022 на основании обращения о нарушении правил размещения НТО рядом с торговым центром принято решение N 5 о проведении внеплановой выездной проверки.
Информация о проведении проверки размещена в федеральной государственной информационной системе "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" 22.02.2022.
По результатам проведённой 11.03.2022 проверки составлен акт и вынесены предписания. Срок устранения выявленных нарушений установлен до 11.05.2022.
Обращаясь в суд с настоящими заявлениями, предприниматели указали на отсутствие события нарушения и несоблюдение контролирующим органом порядка проведения внеплановой выездной проверки.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности факта нарушения предпринимателями положений нормативного правового акта местного самоуправления по вопросу благоустройства территории города и соответствия обжалуемых предписаний требованиям действующего законодательства.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов правомерными.
Согласно пункту 1 статьи 197 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемые заявителями предписания по своей правовой природе являются ненормативными правовыми актами органа местного самоуправления, содержащими требования, касающиеся реализации прав предпринимателей в сфере их экономический деятельности.
Пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон о государственном и муниципальном контроле) к полномочиям органа местного самоуправления отнесены организация и осуществление муниципального контроля на территории муниципального образования.
В ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций исследованы и оценены фактические обстоятельства проведения внеплановой выездной проверки, сделан правомерный вывод о соблюдении администрацией порядка её проведения и отсутствии нарушений прав контролируемых лиц на своевременное получение уведомления о проведении проверки и участие в ней.
Доводов, касающихся соблюдения администрацией порядка, предусмотренного положениями статьи 66 Закона о государственном и муниципальном контроле, кассационная жалоба не содержит.
Судами также сделан правомерный вывод об отсутствии со стороны администрации нарушения требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в части ограничений на проведение внеплановых проверок; обоснованно, со ссылкой на пункт 7 названного Постановления, указано на своевременное завершение контрольного мероприятия, начатого до введения соответствующих ограничений.
Из материалов настоящего дела усматривается, что основанием для вынесения оспариваемых предписаний послужили установленные в ходе проверки факты размещения НТО на расстоянии менее десяти метров до торгового центра, что подтверждается протоколом инструментального обследования от 11.03.2022 и иными, признанными судами достоверными и допустимыми, доказательствами.
Согласно пункту 11 Правил благоустройства города Радужный, утверждённого решением Думы города Радужный от 21.06.2018 N 369 (далее - Правила благоустройства), расстояние от одиночных ларьков, киосков и торговых павильонов до жилых и общественных зданий должно быть не менее десяти метров и с учётом исключения неблагоприятного влияния на условия проживания.
Довод заявителей о нераспространении действия Правил благоустройства на строения, расположенные на земельном участке, находящемся в частной собственности, также был предметом оценки судов и правомерно отклонён ими.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговой деятельности) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу части 7 названной статьи порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учётом требований, определённых законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 15 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 25 части 1 названной статьи в объём полномочий органа местного самоуправления входят утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа.
Правила благоустройства по своей правовой природе являются муниципальным правовым актом, устанавливающим на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения, что соответствует положению абзаца двадцать второго части 1 статьи 2 Закона о местном самоуправлении).
По смыслу правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2021 N 14-П, наделение органов местного самоуправления полномочием по принятию нормативных актов, устанавливающих требования к размещению нестационарного торгового объекта само по себе согласуется с пунктом 15 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении и частью 2 статьи 6 Закона о торговой деятельности. Это полномочие не противоречит конституционной природе местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня публичной власти, предназначенного для решения именно вопросов местного значения с учётом исторических и иных локальных традиций. В частности, допускается воспроизводить в правилах благоустройства положения обязательных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сохраняющих свою юридическую силу, при условии, что это не ведет к установлению запретов и ограничений сверх предусмотренных данными обязательными требованиями; могут предусматриваться требования к удалённости нестационарных торговых объектов от зданий и сооружений, к сочетанию нестационарных торговых объектов с иными элементами благоустройства, к внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям нестационарных торговых объектов и тому подобные требования.
Ссылка предпринимателей на ГОСТ не может быть принята во внимание судом кассационной инстанции, поскольку названный стандарт, устанавливающий общие требования к объектам мелкорозничной торговли не регулирует вопросы благоустройства на территории муниципального образования и не противоречит им.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании заявителями положений законодательства о полномочиях органов местного самоуправления и подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.09.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 13.02.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-6166/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуальных предпринимателей Блинова Петра Михайловича и Клеба Татьяны Юрьевны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.А. Мельник |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2021 N 14-П, наделение органов местного самоуправления полномочием по принятию нормативных актов, устанавливающих требования к размещению нестационарного торгового объекта само по себе согласуется с пунктом 15 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении и частью 2 статьи 6 Закона о торговой деятельности. Это полномочие не противоречит конституционной природе местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня публичной власти, предназначенного для решения именно вопросов местного значения с учётом исторических и иных локальных традиций. В частности, допускается воспроизводить в правилах благоустройства положения обязательных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сохраняющих свою юридическую силу, при условии, что это не ведет к установлению запретов и ограничений сверх предусмотренных данными обязательными требованиями; могут предусматриваться требования к удалённости нестационарных торговых объектов от зданий и сооружений, к сочетанию нестационарных торговых объектов с иными элементами благоустройства, к внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям нестационарных торговых объектов и тому подобные требования."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 июня 2023 г. N Ф04-2482/23 по делу N А75-6166/2022