г. Тюмень |
|
4 июля 2023 г. |
Дело N А70-20033/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Комитет по рекламе" на решение от 21.12.2022 Арбитражного суда Тюменской области (судья Безиков О.А.) и постановление от 05.04.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-20033/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Равис - птицефабрика Сосновская" (456513, Челябинская область, Сосновский район, поселок Рощино, ОГРН 1027401864258, ИНН 7438016550) к муниципальному казенному учреждению "Комитет по рекламе" (625001, Тюменская область, город Тюмень, улица Луначарского, дом 51/2, ОГРН 1057200561637, ИНН 7202132429) об оспаривании предписания.
В заседании участвовала представитель муниципального казенного учреждения "Комитет по рекламе" - Григорьева И.А. по доверенности от 10.05.2023.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Равис - птицефабрика Сосновская" (далее - общество, ООО "Равис - птицефабрика Сосновская") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным предписания муниципального казенного учреждения "Комитет по рекламе" (далее - комитет) от 06.09.2022 N 51-86-260/22.
Решением от 21.12.2022 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 05.04.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, комитет просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, спорная конструкция отвечает признакам рекламы, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, имеет явно выраженный рекламный характер и ввиду отсутствия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции подлежит демонтажу в силу требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе); использование обществом товарного знака на спорной конструкции не свидетельствует об информационном характере такой конструкции и не исключает ее рекламную направленность.
Общество отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлении присутствующего в судебном заседании представителя комитета, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 02.09.2022 комитетом выявлен факт размещения обществом в отсутствие разрешительной документации в нарушение положений Закона о рекламе на фасаде здания, расположенного по адресу: город Тюмень, улица Беловежская, 13 корпус 1, перед входом в магазин рекламной конструкции с надписью - Фирменный отдел "Равис" Агрохолдинг, изображением продуктов питания в фирменных упаковках с логотипом "Равис" и фразой "Вкусно есть - легко готовить!" (акт о выявлении рекламной конструкции от 02.09.2022 N 793), в связи с чем обществу выдано предписание от 06.09.2022 N 51-86-260/22 о демонтаже рекламной конструкции в течение месяца и удалении информации, размещенной на рекламной конструкции, в течение трех дней с даты выдачи предписания.
Не согласившись с данным предписанием общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды исходили из доказанности совокупности условий для признания недействительным обжалуемого ненормативного акта.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой.
Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы (пункт 2 статьи 19 Закона о рекламе).
На основании пунктов 9, 10 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 названной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускается.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе данный закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" даны разъяснения о том, что при применении нормы статьи 3 Закона о рекламе судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
Пунктом 2 названного Постановления отмечено, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака). В этом случае информация должна быть исследована судом на предмет соответствия требованиям, предъявляемым Законом о рекламе к рекламе, в том числе установленным главой 3 Закона о рекламе в отношении отдельных видов товаров.
Не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела (пункт 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе").
Материалами дела подтверждается, что общество на основании договора аренды занимает нежилое помещение, расположенное по адресу: город Тюмень, улица Беловежская, 13 корпус 1, для размещения фирменного магазина; спорная конструкция представляет собой баннерное панно на фасаде здания с ярким и крупным изображением продуктов питания в фирменных упаковках с логотипом "Равис" и фразой "Вкусно есть - легко готовить!".
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды пришли к выводу о том, что размещенная на спорной конструкции информация не содержит сведений рекламного характера, подпадающих под действие Закона о рекламе, поскольку не указывает на конкретные признаки товара, условия его приобретения или использования, влияющих на его реализацию; конструкция расположена на фасаде здания перед входом в магазин, где непосредственно осуществляет деятельность ООО "Равис - птицефабрика Сосновская"; приведенный на вывеске текст "Вкусно есть - легко готовить!" является зарегистрированным товарным знаком, правообладателем которого является общество, что подтверждается свидетельством на товарный знак (знак обслуживания) N 514825; размещение такой информации в месте фактического осуществления деятельности не преследует целей, связанных с рекламой.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для признания предписания от 06.09.2022 N 51-86-260/22 недействительным и удовлетворили заявленное обществом требование.
Доводы комитета о несоответствии размера спорной конструкции Требованиям к внешнему виду фасадов зданий, строений, сооружений на территории города Тюмени, утвержденных постановлением Администрации города Тюмени от 30.08.2019 N 162-пк, обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку оспариваемое предписание не было принято в рамках осуществления муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства.
Иное толкование подателем кассационной жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.12.2022 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 05.04.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-20033/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 названного Постановления отмечено, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака). В этом случае информация должна быть исследована судом на предмет соответствия требованиям, предъявляемым Законом о рекламе к рекламе, в том числе установленным главой 3 Закона о рекламе в отношении отдельных видов товаров.
...
Вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела (пункт 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе")."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 июля 2023 г. N Ф04-3279/23 по делу N А70-20033/2022