г. Тюмень |
|
2 февраля 2023 г. |
Дело N А27-20621/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Аникиной Н.А.,
судей Лукьяненко М.Ф.,
Ткаченко Э.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Скалубо Дмитрия Геннадьевича на постановление от 10.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Ваганова Р.А., Марченко Н.В., Сухотина В.М.) по делу N А27-20621/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (654027, Кемеровская область - Кузбасс, г. Новокузнецк, пр-д Коммунаров (Центральный р-н), д. 2, ИНН 4217127183, ОГРН 1104217005892) к индивидуальному предпринимателю Скалубо Дмитрию Геннадьевичу (г. Новокузнецк, ИНН 422100236134, ОГРНИП 317420500079800) о взыскании 126 245 руб. 61 коп., признании ничтожным Приложения N 1 к договору.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (далее - ООО "ЭкоТек", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к индивидуальному предпринимателю Скалубо Дмитрию Геннадьевичу (далее - ИП Скалубо Д.Г., предприниматель, ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.03.2020 по 30.06.2021 в размере 126 245 руб. 61 коп., признании Приложения N 1 к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.03.2020 N 131226-2020/ТКО ничтожным в части определения способа учета объема ТКО и периодичности вывоза ТКО.
Решением от 12.05.2022 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением от 10.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение изменено, исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с предпринимателя в пользу общества 101 790 руб. 55 коп. основного долга; в остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
ИП Скалубо Д.Г. обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить, оставить в силе решение.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что суд апелляционной инстанции самостоятельно истолковал спорный договор как абонентский, не узнав мнения сторон по этому вопросу, не выяснив действительной воли сторон договора; последующее после заключения договора поведение сторон свидетельствовало о том, что оплата за оказанные услуги осуществлялась на основании выставленных актов оказанных услуг, то есть после факта их оказания; представленные в материалы дела доказательства свидетельствовали о том, что у сторон не имелось намерения об установлении иной, кроме как "по заявке", периодичности оказания услуг; доказательств того, что истцом фактически оказывалась услуга иной периодичностью и в большем объеме, либо доказательств того, что ответчиком в результате осуществляемой деятельности образовывался больший объем ТКО, чем согласован условиями договора и чем отражено в представленных региональному оператору заявках, истцом не представлено; ссылается на судебную практику.
Как установлено судами, в спорный период ООО "ЭкоТек" осуществляло свою деятельность на территории зоны "Юг" Кемеровской области как региональный оператор на основании соглашения от 27.10.2017 с Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области с 01.07.2018 (далее - соглашение).
В соответствии с пунктами 1.3, 1.4 соглашения региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с ТКО (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, комплексной региональной программой "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, Кемеровской области" на 2017-2026 годы", утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.08.2017 N 419, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим соглашением по регулируемым тарифам, которые устанавливает Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области.
Согласно пункту 9 Территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, Кемеровской области, утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 N 367 к территориальной зоне "Юг" Кемеровской области относится, в том числе город Новокузнецк.
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
01.03.2020 между ООО "ЭкоТек" (Региональным оператором) и ответчиком (Потребителем) заключен договор N 131226-2020/ТКО на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - договор), в соответствии с которым региональный оператор обязался принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора (пункт 1 договора), при этом дата оказания услуг по обращению с ТКО определена с 01.03.2020 (пункт 4 договора).
Объем ТКО, места сбора и накопления ТКО, в том числе и КГО, и периодичность вывоза ТКО, а также информация в графическом виде о размещении мест сбора и накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяется согласно Приложению к настоящему договору (пункт 2 договора).
Сторонами согласовано Приложение к договору, содержащее информацию о наименовании объектов, место сбора и накопления ТКО - Кемеровская область, город Новокузнецк, Кузнецкое шоссе, 3 корп. 6, тип контейнера - 7,8 куб. м, бункер, периодичность вывоза - "по заявке"; Кемеровская область, город Новокузнецк, Кузнецкое шоссе, 3 корп. 27, тип контейнера - 7,8 куб. м, бункер, периодичность вывоза - "по заявке".
Пунктом 17 договора установлено, что порядок учета объема и (или) массы ТКО по настоящему договору может быть изменен по соглашению сторон.
Претензией Исх. N 56599 от 23.07.2021 истец потребовал от ответчика уплаты задолженности за период с 01.03.2020 по 30.06.2021 в размере 126 245 руб. 61 коп., согласно установленным нормативам образования ТКО, исходя из площади помещений, принадлежащих ответчику.
Неисполнение ответчиком в добровольном порядке требований истца послужило основанием для обращения последнего в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что наличие оснований ничтожности договора, заявленных истцом, не доказано; задолженности у ответчика, исходя из условий договора, перед истцом не имеется.
Изменяя решение и частично удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции, согласившись с выводами суда первой инстанции о недоказанности оснований ничтожности приложения к договору, признал наличие у ответчика задолженности в сумме 101 790 руб. 55 коп. по договору, учитывая абонентский характер договора; произвел расчет, исходя из вывоза ТКО раз в месяц в соответствии с пунктом 1.2 СаниПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований" (с 01.01.201 СанПиН 2.1.3684-21), с учетом произведенной оплаты.
Суд кассационной инстанции, проверив законность решения и постановления на основании статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пунктам 23, 24 Правил N 1156 в целях обеспечения транспортирования ТКО региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с ТКО, осуществляющих деятельность по транспортированию ТКО, на основании договора на оказание услуг по ТКО по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора формируются по результатам торгов.
В силу статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
Согласно положениям статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которой образуются ТКО и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
Заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8(4) - 8(16) постановления N 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8(17) постановления N 1156).
Пунктом 25 постановления N 1156 определено, что одним из существенных условий договора об оказании услуг по обращению с ТКО является способ коммерческого учета количества ТКО.
В пункте 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505) предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данных Правил, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
В силу принципа диспозитивности субъекты правоотношений вправе производить расчет как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО.
Одним из основополагающих принципов гражданского законодательства является принцип свободы договора, закрепленный в пункте 1 статьи 421 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В силу статьи 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
Из системного анализа вышеназванных положений норм права следует, что нормативы накопления отходов, установленные в региональном законодательстве, следует применять только при отсутствии согласования между региональным оператором и потребителем количества и объема отдельных контейнеров для накопления ТКО, установленных потребителем в месте накопления ТКО, периодичности их вывоза, путем подписания соответствующего приложения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО или в иной форме.
Судами установлено, что сторонами согласовано производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правила N 505 расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО (пункт 16 договора, Приложение к договору).
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что сторонами согласована стоимость оказываемых истцом услуг, иная стоимость не может быть применена при расчетах между сторонами (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.08.2022 N 303-ЭС22-4152 по делу N А04-3361/2021).
Вывод апелляционной инстанции о том, что расчет стоимости оказываемых услуг в спорный период необходимо производить, исходя из абонентского характера договора, с учетом установленной законодательством периодичности вывоза ТКО при определенных условиях, не соответствует нормам материального права, и не подтверждается представленными в материалы доказательствами фактического оказания услуг иной периодичностью или в большем объеме, чем предусмотрено условиями договора, что является основанием для отмены постановления в соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии задолженности со ссылкой на доказанность оплаты оказанных услуг в соответствии с условиями договора, в том числе с учетом поданных потребителем и исполненных региональным оператором заявок на вывоз ТКО, соответствует фактическим обстоятельствам дела, сделан при полном исследовании представленных в материалы дела доказательств, надлежащей оценке доводов и возражений сторон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Поскольку судом первой инстанции фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, установлены, правильно применены нормы материального и процессуального права, суд округа приходит к выводу о том, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 10.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-20621/2021 отменить, оставить в силе решение от 12.05.2022 Арбитражного суда Кемеровской области.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" в пользу индивидуального предпринимателя Скалубо Дмитрия Геннадьевича 3 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Кемеровской области выдать исполнительные листы.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Аникина |
Судьи |
М.Ф. Лукьяненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.