г. Тюмень |
|
2 февраля 2023 г. |
Дело N А02-552/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Демидовой Е.Ю.,
судей Зиновьевой Т.А.,
Севастьяновой М.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Казакова Анатолия Петровича на решение от 19.08.2022 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 25.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-552/2022 по иску министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (656049, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Чкалова, д. 230, ИНН 2225145231, ОГРН 1132225020344) к индивидуальному предпринимателю Казакову Анатолию Петровичу (Республика Алтай, р-н. Усть-Канский, с. Усть-Кан, ИНН 040300901900, ОГРНИП 304228901100042) о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка для ведения сельского хозяйства.
Суд установил:
определением от 14.04.2022 Арбитражного суда Республики Алтай принято переданное по подсудности из УстьКанского районного суда Республики Алтай (дело N 2-237/2022) требование министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - министерство, истец) к индивидуальному предпринимателю Казакову Анатолию Петровичу (далее - предприниматель, ответчик) о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка для ведения сельского хозяйства (сенокошения) от 10.10.2008 N 2008/3А-2-2 (далее - договор от 10.10.2008) в размере 20 047, 92 руб.
Решением от 19.08.2022 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 25.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными по делу решением и постановлением, предприниматель обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой, указывая на неправильное применение судами норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
С позиции заявителя, в настоящем случае может быть взыскана задолженность, возникшая после получения предпринимателем претензии министерства. Предприниматель полагает, что изменения, введенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1571 "О внесении изменений в таблицу 9 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 1571) не распространяются на действующие договоры аренды, поскольку соответствующего указания не содержит.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Рассмотрев кассационную жалобу в пределах ее доводов, которыми ограничивается рассмотрение дела судом кассационной инстанции (часть 1 статьи 286 АПК РФ, определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2016 N 302-ЭС15-17338), проверив в соответствии с приведенными доводами правильность применения судами норм материального и соблюдение процессуального права, суд округа не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в рамках договора от 10.10.2008, заключенного между управлением лесами Алтайского края (арендодатель), действующим в соответствии со статьями 72, 74, частями 2, 8 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и предпринимателем (арендатор), арендатору во временное пользование предоставлен лесной участок, находящийся в государственной собственности в целях его использования для ведения сельского хозяйства (сенокошения). Основные характеристики участка: местоположение Российская Федерация, Алтайский край, Чарышское лесничество, Кумирское участковое лесничество, кварталы N 4, 5, 15, 21, площадь 332 га (пункты 1.1, 1.2 договора от 10.10.2008).
Согласно пункту 2.1 договора от 10.10.2008, арендная плата на момент заключения договора составила 2030 руб. в год.
Пунктом 2.4 договора от 10.10.2008 установлено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально увеличению ставок платы за единицу площади лесного участка.
В разделе 2 договора аренды и в приложении N 4 к договору аренды стороны согласовали порядок расчета размера арендной платы и сроки ее внесения.
Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально увеличению ставок платы за единицу площади лесного участка. В случае изменения ставок платы, условий договора, касающихся изменения площади лесного участка и объема использования лесов арендодатель в одностороннем порядке, с письменного уведомления об этом арендатора, производит перерасчет размера арендной платы пропорционально увеличению ставок платы, изменению площади лесного участка и объема использования лесов (пункты 2.4, 2.5 договора от 10.10.2008).
Таким образом, пунктами 2.2, 2.3 и 2.4 договора от 10.10.2008 установлена обязанность арендатора производить уплату арендных платежей с учётом изменения ставок платы и применяемых к ставкам коэффициентов.
При проведении проверки с 15.06.2021 по 02.07.2021 Федеральным агентством лесного хозяйства (Россельхоз) в том числе по договору от 10.10.2008 выявлен недополученный доход в федеральный бюджет. В результате проверки правильности исчисления арендной платы по договорам аренды лесных участков, заключенным для ведения сельского хозяйства установлено, что не произведен перерасчет по договорам с учетом изменений Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310), вводимых Постановлением N 1571.
Размер недополученного дохода, за счет неприменения поправочных коэффициентов при исчислении арендной платы по договору N 3А-2-2, согласно акту проверки Россельхоза от 02.07.2021 N19/2021 за 2019 и 2020 годы составил 20 047, 92 руб.
Неисполнение предпринимателем изложенных в претензии министерства от 06.10.2021 N 24/П/12251 требований об оплате указанной суммы явилось основанием обращения министерства в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя иск, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 309, 310, 424, 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 71, 72, 94 ЛК РФ, исходили из наличия у предпринимателя обязанности производить уплату арендных платежей, рассчитанных в соответствии со ставками платы указанными в Постановлении N 310 с учетом установленных Постановлением N 1571 поправочных коэффициентов.
Выводы судов признаются судом округа соответствующими установленным по делу обстоятельствам и применимому к спорным правоотношениям законодательству.
Согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, полученных при использовании лесов и осуществлении мероприятий по сохранению лесов древесины и иных лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ и ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 4 статьи 71 ЛК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
В силу статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным.
Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (пункт 2 статьи 424 ГК РФ).
Частью 1 статьи 73 ЛК РФ закреплено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310.
Таким образом, минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 ЛК РФ, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки арендной платы, указанной в Постановлении N 310.
Постановление N 1571 дополнило таблицу 9 "Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при ведении сельского хозяйства" примечаниями, которые вводят поправочные коэффициенты к ставкам платы в зависимости от целевого назначения арендуемых лесов, являющихся неотъемлемой частью ставок платы при определении минимального размера арендной платы, зачисляемой в федеральный бюджет, что явилось причиной перерасчета арендной платы с 27.12.2018 и основанием для применения поправочного коэффициента в отношении лесов, расположенных в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях и горах - 4.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 73 от 17.11.2011 "Об отдельных вопросах практики применения правил ГК РФ о договоре аренды" (далее - Постановление N 73), размер арендной платы корректируется автоматически и не требует изменения договора в случае, если акты публично-правового образования, которыми устанавливается иной размер арендной платы, изменяются.
Пунктом 19 Постановление N 73 установлено, что, арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом, дополнительного изменения договора не требуется.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательств в порядке статьи 71 АПК РФ, исходя из того, что договор от 10.10.2008 заключен на условиях определения арендной платы в качестве регулируемой, определен порядок расчета указанной платы, таким образом, арендная плата должна вноситься с учетом изменений, принимаемых публично-правовым органом, проверив расчет задолженности, признав его верным, пришли к обоснованным выводам об удовлетворении иска.
Вопреки доводам заявителя, обстоятельства направления требования об оплате задолженности не влияют на период взыскания.
Возражения предпринимателя относительно того, что изменение ставок платы за единицу площади лесного участка Постановлением N 1571 не влияет на размер арендной платы основаны на неверном понимании и толковании норм права, в частности, разъяснений, данных в Постановлении N 73, сделаны без учета положений договора от 10.10.2008, заключенным на условиях определения арендной платы в качестве регулируемой.
Аргументы предпринимателя со ссылкой на положения статьи 422 ГК РФ о невозможности применения Постановления N 1571 к договорам аренды лесных участков, заключенным до его издания подлежат отклонению, поскольку исходя из правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2022 N 412-ПЭК22, нормы лесного законодательства являются специальными, имеют приоритет перед нормами гражданского и земельного законодательства.
Несогласие заявителя с выводами судов, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в принятых судебных актах существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибке.
Таким образом, суд округа не усмотрел нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, а также несоответствия выводов, изложенных в судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, кассационная жалоба признается полностью необоснованной, а решение и постановление по настоящему делу подлежат оставлению без изменения (пункт 1 части 1 статьи 287 АПК РФ).
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на ее заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.08.2022 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 25.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-552/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Демидова |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 73 от 17.11.2011 "Об отдельных вопросах практики применения правил ГК РФ о договоре аренды" (далее - Постановление N 73), размер арендной платы корректируется автоматически и не требует изменения договора в случае, если акты публично-правового образования, которыми устанавливается иной размер арендной платы, изменяются.
Пунктом 19 Постановление N 73 установлено, что, арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом, дополнительного изменения договора не требуется.
...
Аргументы предпринимателя со ссылкой на положения статьи 422 ГК РФ о невозможности применения Постановления N 1571 к договорам аренды лесных участков, заключенным до его издания подлежат отклонению, поскольку исходя из правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2022 N 412-ПЭК22, нормы лесного законодательства являются специальными, имеют приоритет перед нормами гражданского и земельного законодательства."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 февраля 2023 г. N Ф04-8403/22 по делу N А02-552/2022