г. Тюмень |
|
6 июля 2023 г. |
Дело N А46-14862/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи Крымовской А.М., рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы акционерного общества "Омские распределительные тепловые сети" и Государственной жилищной инспекции Омской области на решение от 07.12.2022 Арбитражного суда Омской области (судья Солодкевич И.М.) и постановление от 16.03.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-14862/2021 по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Левобережье" (644043, Омская область, город Омск, улица Певцова, дом 13, ОГРН 1135543040742, ИНН 5503245214) к Государственной жилищной инспекции Омской области (644007, Омская область, город Омск, улица Булатова, дом 68, ОГРН 1135543018511, ИНН 5503242245) об оспаривании постановления от 26.07.2021 N 1-1527/К.
Другое лицо, участвующее в деле, - акционерное общество "Омские распределительные тепловые сети" (644037, Омская область, город Омск, улица Партизанская, дом 10, ОГРН 1145543013868, ИНН 5503249258).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Сорокина И.В.) в заседании присутствовали представители:
от закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Левобережье" - Ясько О.Н. по доверенности от 11.01.2023, Орлов М.Ю. по доверенности от 30.01.2023;
от Государственной жилищной инспекции Омской области - Филоненко В.П. по доверенности от 28.12.2022;
от акционерного общества "Омские распределительные тепловые сети" - Винокуров В.В. по доверенности от 01.01.2023.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Левобережье" (далее - ЗАО "УК "Левобережье") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 26.07.2021 N 1-1527/К о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 125 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Омские распределительные тепловые сети" (далее - общество, АО "Омск РТС").
Решением от 07.12.2022 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 16.03.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационных жалобах, поданных в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, инспекция и общество просят указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт или направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению инспекции, судами не исследованы доказательства в полном объеме, надлежащая оценка доказательствам в их совокупности и взаимосвязи не дана; заключение общества с ограниченной ответственностью "ОмЭнергоАудит" является недопустимым доказательством; выводы судов о непроведении инспекцией замеров температуры горячей воды на вводе в многоквартирный дом необоснованы; действующее законодательство не устанавливает требования к температуре теплоносителя на вводе в многоквартирный дом; изменение технического состояния оборудования в период с даты проведения в отношении ЗАО "УК "Левобережье" проверки и до проведения судебной экспертизы подтверждается материалами дела.
По мнению общества, судами не дана оценка состоянию тепловой изоляции внутридомовых сетей спорного многоквартирного дома; выводы судов о том, что параметры температуры горячей воды в течение суток 30.06.2021 не позволяли обеспечить предоставление коммунального ресурса надлежащего качества необоснованы; доказательств наличия обстоятельств, препятствующих предоставлению ЗАО "УК "Левобережье" потребителям коммунальных услуг надлежащего качества, в материалы дела не представлено.
В отзывах на кассационные жалобы ЗАО "УК "Левобережье" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационных жалобах, дополнениях к кассационной жалобе инспекции, отзывах на них и выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, ЗАО "УК "Левобережье" на основании лицензии от 10.06.2015 N Л045-01338-55/00650589 и договора управления от 01.12.2016 осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Омск, улица Взлётная, дом 5 (далее - многоквартирный дом).
По результатам рассмотрения поступившего обращения от 21.06.2021 на основании мотивированного представления от 29.06.2021 в отношении ЗАО "УК "Левобережье" была проведена внеплановая выездная проверка (распоряжение от 29.06.2021 N 000001385), в ходе которой выявлены факты нарушения требований подпункта "в" пункта 3, пункта 31, пункта 5 Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), выразившиеся в несоблюдении ЗАО "УК "Левобережье" режима обеспечения коммунальной услугой (горячее водоснабжение), а именно: температура горячего водоснабжения в точках водоразбора квартиры N 68 спорного многоквартирного дома составила + 51 °C.
По результатам проверки инспекцией составлены акт от 06.07.2021 N 03-03-08/178, протокол об административном правонарушении от 06.07.2021 и вынесено постановление от 26.07.2021 N 1-1572/К о привлечении ЗАО "УК "Левобережье" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 125 000 руб. (с учетом применения статьи 4.1 КоАП РФ).
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, ЗАО "УК "Левобережье" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, свидетельствующих о технической возможности общества обеспечить нормативное значение коммунального ресурса, в связи с чем удовлетворили заявленное им требование.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационных жалоб и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 названного Кодекса.
В силу пункта 4 части 4 статьи 1, пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ, подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к лицензионным требованиям относятся соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение им обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Исходя из положений части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность; управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать установленным требованиям.
Согласно подпункту "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении N 1 (подпункт "в" пункта 3 Правил N 354).
Пунктом 5 Приложения N 1 к Правилам N 354 предусмотрено обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09). Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5°С; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3°С.
Пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 (утратили силу с 01.03.2021), пунктом 84 СанПиН 2.1.3684-2 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 (действуют с 01.03.2021), предусмотрено, что температура горячей воды в местах водоразбора должна быть не ниже плюс 60 °C и не выше плюс 75 °C.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды двух инстанций установили, что в соответствии с показаниями прибора учета в течение суток 30.06.2021 на вводе в многоквартирный дом наблюдалось значительное колебание температуры теплоносителя (от 43,47 оС до 73,32 оС); среднесуточная температура теплоносителя на 15-00 (начало проведения замера теплоносителя в точке водоразбора) составляла 60 оС; доказательства измерения температуры теплоносителя в период с 15-00 до 15-30 на границе балансовой принадлежности в материалы дела не представлены, факт и сама техническая возможность проведения таких изменений обществом отрицается.
При таких обстоятельствах суды обоснованно сочли недоказанным наличие вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения.
Иное толкование подателями жалоб положений действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении нижестоящими судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.12.2022 Арбитражного суда Омской области и постановление от 16.03.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-14862/2021 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 (утратили силу с 01.03.2021), пунктом 84 СанПиН 2.1.3684-2 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 (действуют с 01.03.2021), предусмотрено, что температура горячей воды в местах водоразбора должна быть не ниже плюс 60 °C и не выше плюс 75 °C.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 июля 2023 г. N Ф04-2900/23 по делу N А46-14862/2021
Хронология рассмотрения дела:
08.05.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2900/2023
15.02.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14843/2023
06.07.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2900/2023
16.03.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-15646/2022
07.12.2022 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-14862/2021