г. Тюмень |
|
12 июля 2023 г. |
Дело N А67-4728/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г., рассмотрел в судебном заседании с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи кассационную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Томска на решение от 28.11.2022 Арбитражного суда Томской области (судья Чиндина Е.В.) и постановление от 14.03.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А67-4728/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вектор" (366108, Чеченская Республика, микрорайон Шелковской, сельское поселение Шелковское, станица Шелковская, улица имени Р.Мажатова, дом 1Б, квартира 12, ИНН 7017207768, ОГРН 1087017006966) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Томска (634050, Томская область, город Томск, проспект Ленина, дом 73, ИНН 7017199740, ОГРН 1077017038339), председателю Комитета по строительству Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска Бродникову Алексею Михайловичу об оспаривании ненормативного правового акта.
Другое лицо, участвующее в деле, - Комитет по охране объектов культурного наследия Томской области (634050, Томская область, город Томск, проспект Ленина, дом 50, ИНН 7017401187, ОГРН 1167031059359).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Томской области (судья Бирюкова А.А.) в заседании участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Вектор" - Ерёмина К.Н. по доверенности от 30.05.2023,
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Томска - Фомичева Ю.А. по доверенности от 04.04.2023
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вектор" (далее - ООО "Вектор", общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Томска (далее - департамент) в выдаче разрешения на строительство, оформленного письмом от 07.04.2022 N 02-19/3227.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по охране объектов культурного наследия Томской области (далее - комитет).
Решением от 28.11.2022 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 14.03.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, признан незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство, на департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, департамент просит указанные судебные акты изменить и исключить из мотивировочной части выводы судов о незаконности отказа департамента в выдаче разрешения на строительство по таким основаниям как: планируемые к строительству объекты относятся к основному виду разрешенного использования земельного участка в территориальной зоне ОИ-1 - малоэтажная многоквартирная жилая застройка (2.1.1), где размещение подземных автостоянок не предусмотрено; превышение допустимого значения процента застройки земельного участка.
По мнению подателя жалобы, вид разрешенного использования "малоэтажная многоквартирная жилая застройка" (код 2.1.1) не допускает возможность размещения на земельном участке подземных парковок; судами не учтено, что проектная документация разработана на основании градостроительного плана земельного участка от 20.09.2018 N RU70321000-0000000000007192, а представленный для получения разрешения на строительства градостроительный план земельного участка от 25.10.2021 N RU70321000-0000000000008483 содержит иные виды разрешенного использования земельного участка; вывод судов о том, что в проектной документации при расчете процента застройки не учитывались площади подземной парковки и подвальных частей жилых зданий, поскольку они имеют эксплуатируемую кровлю, не подтверждается материалами дела (проектная документация не содержит указанных в судебных актах цифр, которые были исключены обществом при расчете процента застройки).
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Комитетом отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "Вектор" является собственником земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200001:120, площадью 4 223 кв.м., по адресу: город Томск, улица Трифонова, 18, с разрешенным использованием - многофункциональные общественно-жилые здания (административные, обслуживающие и деловые объекты в комплексе с жилыми зданиями).
В целях строительства на данном земельном участке обществом получены градостроительные планы земельного участка от 20.09.2018 N RU70321000-0000000000007192 и от 25.10.2021 N RU70321000-0000000000008483, а также разработана проектная документация "Строительство трех многоквартирных жилых домов по адресу: Томская область, город Томск, улица Трифонова, дом 18". Проектная документация согласована с комитетом (письмо от 16.03.2021 N 48-01-0637) и имеет положительное заключение экспертизы N 70-2-1-3-052514-2021.
09.03.2022 ООО "Вектор" обратилось с заявлением на получение разрешения на строительство трех многоквартирных жилых домов.
Письмом от 07.04.2022 N 02-19/3227 департамент отказал в выдаче разрешения на строительство объекта, сославшись на следующее:
1. земельный участок с кадастровым номером 70:21:0200001:120 расположен в границах зоны с особыми условиями использованиями территории ЗРР 1-24 (Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности). В соответствии с Приложением N 6 к постановлению Администрации Томской области от 14.06.2012 N 2226a утверждены режимы использования земель и градостроительные регламенты в охранных зонах объектов культурного наследия; на территории ЗРР 1-24 запрещается размещение рекламных щитов, вывесок, автостоянок. Вместе с тем представленной проектной документацией предусмотрено размещение подземных и надземных автостоянок, что противоречит ограничениям вышеуказанной зоны с особыми условиями. Кроме того, планируемые к строительству объекты относятся к виду разрешенного использования 2.1.1 (малоэтажная многоквартирная жилая застройка), где размещение подземных автостоянок также не предусмотрено.
2. земельный участок по адресу: город Томск, улица Трифонова, 18, находится в территориальной зоне ОИ-1 (Зона исторического центра города), где Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Думы города Томска от 27.11.2007 N 687 (далее - Правила N 687), установлен максимальный процент застройки в границах земельного участка, используемого под жилую застройку, - 40 %. В соответствии с пунктом А.1 и подпунктом А.1.1 Приложения А СП 54.13330.2016. Свод правил "Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 03.12.2016 N 883/пр (далее - СП 54.13330.2016), площадь застройки здания определяется как площадь горизонтального сечения по внешнему обводу здания по цоколю, включая выступающие части (входные площадки и ступени, веранды, террасы, приямки, входы в подвал). Площадь под зданием, расположенным на столбах, проезды под зданием, а также выступающие части здания, консольно выступающие за плоскость стены на высоте менее 4,5 м, включаются в площадь застройки. В площадь застройки включается также подземная часть, выходящая за абрис проекции здания. Согласно представленной проектной документации процент застройки земельного участка указан по контуру зданий без учета выходящей за абрис зданий подземной автопарковки и без учета консольно выступающих частей за плоскость стены на высоте менее 4,5 м, что превышает допустимое значение.
3. В соответствии с подпунктом А.7.1 приложения А СП 54.13330.2016 при определении этажности здания учитывают все надземные этажи, в том числе технические этажи, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м. При определении количества этажей здания учитывают все этажи, включая подземные, подвальный, цокольный, надземные, технические, мансардный и технический чердак; не учитывают: подполье, независимо от его высоты, а также междуэтажное пространство и технический чердак высотой менее 1,8 м. Согласно представленной проектной документации указанное расстояние на чердаке составляет 2,295 м, что не соответствует количеству этажей в проектной документации и положительном заключении экспертизы.
Не согласившись с указанным отказом, ООО "Вектор" обратилось в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у департамента правовых оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, в связи с чем удовлетворили заявленное обществом требование.
Суд округа, оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
В силу части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с названным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (часть 4 статьи 51 ГрК РФ).
Документы и сведения, которые необходимо представлять в уполномоченные органы для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства, перечислены в части 7 статьи 51 ГрК РФ.
Согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 названной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды двух инстанций установили, что ООО "Вектор" к заявлению о выдаче разрешения на строительство приложены все необходимые документы, перечень которых предусмотрен частью 7 статьи 51 ГрК РФ.
В соответствии со статьей 1 Правил N 687 процент застройки в границах земельного участка - отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена (то есть площади земельного участка, занятой объектами капитального строительства и ограниченной их контурами), ко всей площади земельного участка.
Согласно названным Правилам, пунктам 2.3 и 5.2 градостроительного плана земельного участка от 25.10.2021 N RU 7032110000-0000000000008483 максимальный процент застройки в границах земельного участка, используемого для малоэтажной многоквартирной жилой застройки (2.1.1) определяется без учета эксплуатируемой кровли подземных, подвальных, цокольных частей объектов и составляет 40 %.
Судами двух инстанций установлено, что подземная парковка является частью многоквартирных домов, въезд на которую осуществляется через ворота, расположенные в жилом доме; парковка представляет собой подвальный этаж, размещенный между строениями 1 и 2; связь подвальных этажей жилых домов и помещения парковки осуществляется через дверные проемы в стенах, расположенных по оси А и по оси Ж в осях 6-7, заполненные противопожарными дверьми; все технические помещения, необходимые для размещения оборудования, обслуживающего парковку, располагаются в подвале строения 1; на кровле предусматривается благоустройство территории - пешеходные дорожки с покрытием тротуарной плиткой и озелененные участки между ними; покрытие центральной пешеходной дорожки шириной 3,5 метра предполагает возможность проезда пожарной машины.
Таким образом, при расчете процента застройки земельного участка обществом правомерно не учитывались площади подземной парковки и подвальных частей жилых зданий, поскольку они имеют эксплуатируемую кровлю (Приложение N 2 на 1 листе, в проектной документации разделы: ПЗУ/1 (шифр 416-20-ПЗУ/1, лист 9 ТЧ), ПЗУ/2 (шифр 416-20-ПЗУ/2 лист 4 ТЧ), ПЗУ/3 шифр 416-20-ПЗУ/З лист 4 ТЧ)).
Проанализировав проектную документацию и представленный ООО "Вектор" расчет, суды пришли к выводу, что процент застройки земельного участка составляет 40 % (1 689,20 кв.м). Обратного департаментом не доказано.
При этом судами обоснованно отмечено, что департаментом определялась площадь застройки здания, а не процент застройки земельного участка.
Правила N 687 применительно к территориальной зоне ОИ-1, где расположен земельный участок с кадастровым номером 70:21:0200001:120, содержат описание основного вида разрешенного использования земельного участка, объекта капитального строительства - малоэтажная многоквартирная жилая застройка (2.1.1), которое предусматривает: размещение малоэтажных многоквартирных домов (многоквартирные дома высотой до 4 этажей, включая мансардный); обустройство спортивных и детских площадок, площадок для отдыха; размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях малоэтажного многоквартирного дома, если общая площадь таких помещений в малоэтажном многоквартирном доме не составляет более 15 % общей площади помещений дома.
В соответствии с установленным названными Правилами предельными параметрами разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства для зоны ОИ-1 минимальное количество мест для стоянки (хранения) легковых автомобилей на земельном участке с видом разрешенного использования малоэтажная многоквартирная жилая застройка (2.1.1) составляет 1 машино-место, парковочное место на 1 квартиру (пункт 8.5).
Согласно примечаниям к виду разрешенного использования малоэтажная многоквартирная жилая застройка (2.1.1) количество мест для стоянки (хранения) легковых автомобилей включает машино-места в строящемся (реконструируемом) многоквартирном доме, парковочные места на земельном участке, предназначенном для строительства (реконструкции) данного многоквартирного дома; к установленной единице измерения (машино-место, парковочное место) допускается организация мест для стоянки (хранения) легковых автомобилей в форме только машино-мест, либо только парковочных мест, либо в той и другой форме одновременно.
Аналогичные положения отражены в градостроительном плане земельного участка от 25.10.2021 N RU 7032110000-0000000000008483.
Таким образом, нормы градостроительного законодательства Российской Федерации не содержат запрета на строительство многоквартирных жилых домов с подземной и надземной парковкой, а наоборот прямо предусматривают необходимое количество мест для стоянки (хранения) легковых автомобилей, включая машино-места в строящемся многоквартирном доме, парковочные места на земельном участке, предназначенном для строительства данного многоквартирного дома.
Из материалов дела следует, что проектной документацией предусмотрено строительство трех трехэтажных жилых домов, а также подземной парковки, расположенной между строениями 1 и 2; размещение автотранспорта предполагается на надземной парковке (21 парковочных мест) и в подземной парковке (29 машино-мест); последняя является неотъемлемой частью первого и второго жилого дома, а также функционально, конструктивно и инженерными сетями непосредственно связана с ними
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу, что проектной документацией предусмотрено строительство объектов, соответствующих основным видам разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства для территориальной зоны ОИ-1.
Вопреки позиции подателя жалобы то обстоятельство, что в перечне видов разрешенного использования "малоэтажной многоквартирной жилой застройки" подземные парковки не предусмотрены, не свидетельствует о прямом запрете на строительство таких многоквартирных жилых домов с парковочными местами исходя из установленных предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства. В рассматриваемом случае наличие подземных и надземных парковочных мест не изменяет основной вид разрешенного использования земельного участка.
С учетом изложенного арбитражные суды правомерно признали незаконным отказ департамента в выдаче обществу разрешения на строительство, изложенный в письме от 07.04.2022 N 02-19/3227.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы и изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.11.2022 Арбитражного суда Томской области и постановление от 14.03.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-4728/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.