г. Тюмень |
|
20 июля 2023 г. |
Дело N А75-7663/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Хлебникова А.В.,
судей Сергеевой Т.А.,
Туленковой Л.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Югра-Экология" на постановление от 10.03.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Грязникова А.С., Краецкая Е.Б.) по делу N А75-7663/2022 по иску акционерного общества "Югра-Экология" (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Привольная, здание 15, ОГРН 1178617020262, ИНН 8601065381) к индивидуальному предпринимателю Ивановой Елене Николаевне (ОГРНИП 304860314000082, ИНН 860300209123) о взыскании задолженности.
Суд установил:
акционерное общество "Югра-Экология" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к индивидуальному предпринимателю Ивановой Елене Николаевне (далее - ответчик, предприниматель) о взыскании задолженности за период с 01.07.2019 по 30.11.20211 в сумме 1 141 989,84 руб., неустойки за период с 13.09.2019 по 06.12.2022 на сумму 460 446,36 руб. с дальнейшим ее начислением по день фактического исполнения обязательства.
постановлением от 10.03.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен частично: с предпринимателя в пользу общества взыскано 100 412,17 руб. задолженности, 38 371,09 руб. неустойки с дальнейшим ее начислением на сумму задолженности в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, начиная с 07.12.2022 по день фактического исполнения данного обязательства; распределены судебные расходы. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить, решение изменить, принять по делу новый судебный акт о взыскании с предпринимателя в пользу общества суммы задолженности за период с 01.07.2019 по 30.11.2021 в размере 114 226,98 руб., неустойки за период с 13.08.2019 по 06.12.2022 в размере 40 381,56 руб. с дальнейшим ее начислением в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, на сумму долга в размере 114 226,98 руб. за период с 07.12.2022 по день фактического исполнения данного обязательства.
В кассационной жалобе заявитель указал, что суд не учел обязанность арендатора по заключению самостоятельного договора с лицом, осуществляющим вывоз твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), оговоренную пунктом 2.2.10 договора аренды нежилого помещения от 22.05.2020 N П-2020 (далее - договор аренды), в результате чего исковые требования в отношении объекта, находящегося у ответчика в аренде и расположенного по адресу: город Нижневартовск, улица Чапаева, дом 5 (далее - спорный объект), в сумме 15 825,28 руб. остались без удовлетворения; принятые судебные акты позволяют ответчику на законных основаниях уклоняться от внесения своей доли в необходимую валовую выручку регионального оператора, то есть от участия в финансировании инвестиционных программ, направленных на защиту окружающей среды, от внесения платы за причиненный созданием отходов вред окружающей среде, включенной в тариф регионального оператора.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Рассмотрев кассационную жалобу в пределах ее доводов, которыми ограничивается рассмотрение дела судом кассационной инстанции (часть 1 статьи 286 АПК РФ, определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2016 N 302-ЭС15-17338), суд округа исходит из следующего.
Как установлено судами, общество является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с соглашением от 24.07.2019 N 35, заключенным между обществом и департаментом промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и осуществляющим свою деятельность в соответствии с положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Региональным оператором на официальном сайте (www.yugra-ecology.ru) размещено предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
Между обществом (региональный оператор) и предпринимателем (потребитель) заключен договор от 02.07.2019 N ЮЭ01КОНЖ00000272 (далее - договор) на оказание услуг по обращению с ТКО, из приложения N 1 к которому следует, что объектами оказания услуг являются нежилые помещения, расположенные по следующим адресам:
- город Нижневартовск, улица Ленина, Западный промышленный узел, дом N 10П, строение 19 (административные офисные учреждения);
- город Мегион, улица Советская, дом 4 (промтоварный магазин "Любимый").
В соответствии с расчетом истца в отношении указанных объектов у потребителя имеется задолженность в размере 13 949,37 руб.
Помимо указанного, обществом также установлено наличие у ответчика в собственности нежилого помещения N 1001 (магазин), расположенного по адресу: город Нижневартовск, улица Мира, дом 38, принадлежность которого на праве собственности предпринимателю подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.11.2000 серии 86-АА N 236390.
Отношения сторон по обращению с ТКО по данному объекту, принадлежащему потребителю на праве собственности, по которому соглашение в письменном виде не достигнуто, урегулированы условиями типового договора.
Как указал истец, в отношении данного объекта у потребителя числится задолженность в размере 86 462, 80 руб. за период с 01.07.2019 по 30.11.2021.
Кроме того, региональный оператор также установил, что предприниматель является арендатором нежилых помещений по следующим адресам:
- город Нижневартовск, улица Зимняя, дом 6;
- город Нижневартовск, улица Нефтяников, дом 44;
- город Нижневартовск, улица Спортивная, дом 9;
- город Нижневартовск, улица Ханты-Мансийская, владение 17А;
- город Нижневартовск, улица Чапаева, дом 5.
По расчету истца в отношении названных объектов у потребителя имеется задолженность в размере 1 041 577,67 руб.
В связи с оказанием обществом предпринимателю услуг по обращению с ТКО в период с 01.07.2019 по 30.11.2021 в отношении вышеназванных источников образования отходов в общей сумме 1 141 989,84 руб., оплата за которые не произведена, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 329, 330, 331, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ, положениями постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", пунктами 8 (1), 8(6), 8(7), 8(10), 8(11), 8(15), 8 (17) Правил N 1156, исходили из того, что требования о взыскании задолженности в отношении помещений, которыми ответчик пользуется на основании договоров аренды (субаренды), не подлежат удовлетворению, в связи с чем в указанной части иска отказали, скорректировав расчет неустойки в соответствии с признанной обоснованной суммой основного долга, удовлетворили это требование также частично.
Суд округа не находит оснований для отмены или изменения судебных актов.
Пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено, что региональные операторы по обращению с ТКО заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с их собственниками, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для оператора. Он не вправе отказать в заключении указанного договора собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (часть 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Применительно к правовой позиции, приведенной в ответе на вопрос N 5 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора судебной практики Верховного Суда 9 Российской Федерации N 2 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015, в отсутствие в действующем гражданском законодательстве норм, обязывающих арендодателя нежилого помещения оплачивать ресурсоснабжающей организации (далее - РСО) поставляемые в это помещение коммунальные ресурсы, у арендатора нежилого помещения возникает обязанность по заключению договора энергоснабжения с РСО только при наличии соответствующего условия в договоре аренды. Соответственно, в отсутствие договора между арендатором и РСО обязанность по оплате поставляемых в нежилое помещение коммунальных ресурсов лежит на собственнике (арендодателе) такого помещения.
При этом в силу пункта 3 статьи 308 ГК РФ условия договора аренды между собственником объекта недвижимого имущества и арендатором не создают правовых последствий для регионального оператора в виде возможности взыскания платы за услуги по обращению с ТКО, поскольку не могут перераспределить бремя содержания имущества (статья 210 ГК РФ) в адрес третьих лиц, за исключением случаев заключения соответствующего договора таким арендатором с региональным оператором.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств; каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 64, 65, 67, 68, 71 и 168 АПК РФ).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, суды установили, что спорный объект недвижимости ответчику на праве собственности не принадлежит, заключенный ответчиком с третьим лицом договор аренды не предусматривает обязанность арендатора по несению расходов на обращение с ТКО и соответствующий договор на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении указанных мест образования отходов сторонами спора не заключен, ввиду чего пришел к аргументированному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска в указанной части, правомерно скорректировав размер взыскиваемой неустойки.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Суд кассационной инстанции полагает, что приведенная судами оценка обстоятельств дела соответствует положениям процессуального законодательства, устанавливающим стандарт всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи без придания преимущественного значения какому бы то ни было из них (определения Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2016 N 305-ЭС15-10323, от 05.10.2017 N 309-ЭС17-6308).
Изложенные в кассационной жалобе суждения о возложении арендодателем на предпринимателя обязанности по заключению договора с региональным оператором со ссылкой на пункт 2.2.10 договора аренды отклоняются судом округа с учетом того, что при толковании условий договора аренды общество не учитывает вторую часть указанного пункта, согласно которой в случае, если арендатор не заключит с РСО договор на оказание услуг, то на него возлагается обязанность возместить арендодателю все понесенные им убытки в связи с оплатой коммунальных услуг, потребленных арендатором с момента передачи ему помещения.
Действительно, по общему правилу, презюмируется, что у собственника помещения должен быть заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующим региональным оператором либо такой договор должен иметь место между арендатором и региональным оператором, а потому значимым является вопрос о лице, на стороне которого возникла обязанность по оплате услуг по обращению ТКО, поскольку отсутствие в спорном периоде у арендодателя либо его арендаторов договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором не может освобождать собственника помещений (место образования ТКО) от несения бремени содержания имущества, в том числе и расходов на услуги по обращению с ТКО.
По общему правилу бремя содержания имущества законом возлагается на его собственника (статья 210 ГК РФ). Условия договора аренды, в котором региональный оператор не является стороной, не создают для него правовых последствий, которые, как он полагает, могут быть положены в основу рассматриваемого в настоящем случае иска (пункт 3 статьи 308 ГК РФ). Материально-правовым основанием возложения на арендатора обязанности по оплате услуг по обращению с ТКО, образуемых в арендных объектах, может являться лишь вступление последним в отношения с региональным оператором по данному поводу, то есть заключение соответствующего договора, который в данном случае сторонами не заключался.
По существу, доводы, изложенные в кассационной жалобе, сводятся к несогласию с выводами судов относительно фактов, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установление новых обстоятельств, отличных от установленных судами. Между тем полномочия суда округа по пересмотру дела должны осуществляться в целях исправления судебных ошибок в виде неправильного применения норм материального и процессуального права при отправлении правосудия, а не для пересмотра дела по существу (статья 286 АПК РФ, пункты 1, 28, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 10.03.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-7663/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Хлебников |
Судьи |
Т.А. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По общему правилу бремя содержания имущества законом возлагается на его собственника (статья 210 ГК РФ). Условия договора аренды, в котором региональный оператор не является стороной, не создают для него правовых последствий, которые, как он полагает, могут быть положены в основу рассматриваемого в настоящем случае иска (пункт 3 статьи 308 ГК РФ). Материально-правовым основанием возложения на арендатора обязанности по оплате услуг по обращению с ТКО, образуемых в арендных объектах, может являться лишь вступление последним в отношения с региональным оператором по данному поводу, то есть заключение соответствующего договора, который в данном случае сторонами не заключался.
По существу, доводы, изложенные в кассационной жалобе, сводятся к несогласию с выводами судов относительно фактов, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установление новых обстоятельств, отличных от установленных судами. Между тем полномочия суда округа по пересмотру дела должны осуществляться в целях исправления судебных ошибок в виде неправильного применения норм материального и процессуального права при отправлении правосудия, а не для пересмотра дела по существу (статья 286 АПК РФ, пункты 1, 28, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 июля 2023 г. N Ф04-2911/23 по делу N А75-7663/2022