г. Тюмень |
|
21 июля 2023 г. |
Дело N А46-11583/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области на постановление от 28.03.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-11583/2022 по заявлению Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области (646530, Омская область, Тарский район, город Тара, улица Советская, дом 23а, ИНН 5535007519, ОГРН 1055567028637) к Министерству энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области (644099, город Омск, улица Некрасова, дом 6, ИНН 5501253636, ОГРН 1135543053249) об оспаривании действий.
Другие лица, участвующие в деле: Главное управление финансового контроля Омской области (644099, город Омск, улица Красный Путь, дом 3, ИНН 5503237823, ОГРН 1125543050654), Министерство финансов Омской области (644043, город Омск, улица Орджоникидзе, дом 5, ИНН 5503078620, ОГРН 1045504005414).
Суд установил:
Администрация Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее - министерство энергетики), о признании незаконными действий, связанных с предоставлением субсидии бюджету Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области при реализации региональной адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 10.04.2019 N 117-п (далее - Региональная программа), выразившихся в предоставлении не в полном объеме субсидии бюджету Тарского городского поселения по муниципальным контрактам от 22.11.2021 N Ф.2021.00008, от 17.12.2021 N Ф.2021.00009, N Ф.2021.00013 за счет средств областного бюджета Омской области и за счет средств Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) по заявкам администрации в рамках мероприятия "Обеспечение расходов на оплату разницы стоимости 1 кв. м, возникающих при реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства" подпрограммы "Развитие арендного и некоммерческого жилищного фонда" государственной программы Омской области "Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 N 264-п (далее - Государственная программа); и обязании возместить расходы бюджета Тарского городского поселения, понесенные в связи оплатой по муниципальному контракту от 22.11.2021 N Ф.2021.00008 в размере 72 168 руб. 27 коп., по муниципальному контракту от 17.12.2021 N Ф.2021.00009 в размере 207 825 руб. 48 коп., по муниципальному контракту от 17.12.2021 N Ф.2021.00013 в размере 332 822 руб. 64 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление финансового контроля Омской области (далее - управление финансового контроля), Министерство финансов Омской области (далее - министерство финансов).
постановлением от 28.03.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, администрация просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленные требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, позиция министерства энергетики об оплате превышения площади переселяемого жилья за счет средств местного бюджета является ошибочной; применяемый министерством энергетики порядок финансирования спорного мероприятия никем не утвержден, до сведения администрации доведен не был.
В отзыве на кассационную жалобу министерство энергетики и министерство финансов просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Управление финансового контроля отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в рамках реализации Региональной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда администрацией в 2021 году были проведены торги в целях приобретения жилых помещений площадью не менее 40,8 кв.м, начальная (максимальная) цена - 2 035 144 руб. 80 коп.; площадью не менее 36,7 кв.м, начальная (максимальная) цена - 1 830 632 руб. 70 коп., площадью не менее 29 кв.м, начальная (максимальная) цена - 1 446 549 руб.
По результатам указанных торгов заключены:
- муниципальный контракт от 22.11.2021 N Ф.2021.00008 на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: Омская область, Тарский район, город Тара, улица Радищева, дом 16В, квартира 2, общей площадью 42,3 кв.м, цена контракта составила 2 035 144 руб. 80 коп. (средства Фонда - 1 557 816 руб. 62 коп., средства областного бюджета - 458 870 руб. 89 коп., средства местного бюджета - 18 457 руб. 29 коп.);
- муниципальный контракт от 17.12.2021 N Ф.2021.00009 на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: Омская область, Тарский район, город Тара, улица 8-я Линия, дом 93А, квартира 11, общей площадью 41,4 кв. м, цена контракта составила 1 830 632 руб. 70 коп. (средства Фонда - 1 401 271 руб. 31 коп., средства областного бюджета - 412 758 руб. 86 коп., средства местного бюджета - 16 602 руб. 53 коп.);
- муниципальный контракт от 17.12.2021 N Ф.2021.00013 от 17.12.2021 на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: Омская область, Тарский район, город Тара, улица 11-я Линия, дом 1Д, квартира 4, общей площадью 38,1 кв.м, цена контракта составила 1 446 549 руб. (средства Фонда - 1 107 271 руб. 62 коп., средства областного бюджета - 326 158 руб. 23 коп., средства местного бюджета - 13 119 руб. 15 коп.).
Администрация, ссылаясь на отсутствие у нее обязательств по финансированию мероприятий Региональной программы в случаях фактического приобретения жилых помещений большей площади в пределах начальной (максимальной) цены контрактов, обратилась в министерство энергетики с требованием о возобновлении финансирования оплаты приобретенных в соответствии с названными муниципальными контрактами жилых помещений из бюджета Омской области (письмо от 14.01.2022).
Отказ министерства энергетики от компенсации расходов на оплату дополнительной площади приобретаемого жилья, послужил основанием для обращения администрации в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о том, что действия министерства по финансированию спорных мероприятий соответствовали условиям Региональной программы, Государственной программы и заключенным с администрацией соглашениям о предоставлении субсидий.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 БК РФ).
Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда установлены Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ).
В соответствии с Законом N 185-ФЗ в Российской Федерацией создается государственная корпорация - Фонд, который в силу пункта 11 части 1 статьи 14 данного Закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Региональная программа Омской области разделена на этапы (годы), по каждому из которых определены площади расселяемых жилых помещений и объем финансирования.
Исходя из положений раздела 4 Региональной программы, раздела 6 подпрограммы "Развитие арендного и некоммерческого жилищного фонда" Государственной программы финансирование мероприятий предусмотрено за счет средств Фонда, средств областного бюджета и средств бюджетов муниципальных образований Омской области. Распределение средств по муниципальным образованиям Омской области осуществляется в соответствии с Государственной программой в пределах объема финансовой поддержки Фонда с учетом доли софинансирования из областного бюджета, определенной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2019 N 2468-р (далее - Распоряжение N 2468).
Объем финансирования на проведение мероприятий по III этапу (2021, 2022 годы) рассчитан исходя из стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.09.2020 N 557/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2020 года" (далее - Приказ N 557/пр). Площадь жилых помещений по каждому этапу переселения установлена в приложении N 5 Региональной программы.
Предельный уровень софинансирования за счет средств Фонда определен 98% (Распоряжение N 2468-р).
Кроме того, предусмотрена компенсация бюджетом субъекта Омской области разницы стоимости 1 кв.м. (разница между стоимостью 1 кв.м приобретаемого жилого помещения и стоимостью 1 кв.м, установленной Приказом N 557/пр). При этом разница стоимости рассчитывается исходя из площади расселяемого жилого помещения.
Объем софинансирования мероприятий Региональной программы из местных бюджетов составляет не менее 0,04 процента общего объема финансирования.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что между министерством энергетики, как главным распорядителем средств областного бюджета, и администрацией, как получателем субсидий во исполнение указанных программ были заключены следующие соглашения:
- от 12.05.2021 N 2-АЖФ о предоставлении в 2021 - 2022 годах субсидии бюджету Тарского городского поселения из областного бюджета Омской области на реализацию мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства по этапу реализации в 2021 - 2022 годах в рамках Региональной программы, мероприятия "Обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства" подпрограммы "Развитие арендного и некоммерческого жилищного фонда" Государственной программы; дополнительные соглашения к нему от 04.08.2021 и от 30.12.2021;
- от 04.10.2021 N 1-2021-ДС о предоставлении в 2021 году субсидии бюджету Тарского городского поселения из областного бюджета Омской области в рамках мероприятия "Обеспечение расходов на оплату разницы стоимости 1 кв. м, возникающих при реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства" Региональной программы, подпрограммы "Развитие арендного и некоммерческого жилищного фонда" Государственной программы.
Как следует из анализа вышеназванных положений Региональной программы, Государственной программы (в редакциях, действовавших в спорный период), условий соглашений о предоставлении субсидий, за счет средств Фонда компенсируются затраты на приобретение площади равнозначной расселяемому жилому помещению исходя из средней рыночной стоимости, установленной Приказом N 557/пр; за счет средств бюджета Омской области компенсируется разница между фактической стоимостью 1 кв.м приобретаемого помещения и средней рыночной стоимостью 1 кв.м; за счет средств местных бюджетов компенсируется разница в площадях приобретенного и расселяемого жилого помещения, а при ее отсутствии компенсируется обязательная доля софинансирования в размере 0,04 %.
Судами первой и апелляционной инстанций не установлено каких-либо нарушений в действиях министерства энергетики при предоставлении субсидии бюджету Тарского городского поселения по муниципальным контрактам от 22.11.2021, от 17.12.2021; используемый министерством энергетики порядок расчета субсидии соответствовал положениям Региональной программы, Государственной программы, соглашений, статье 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснениям Фонда (письмо от 17.08.2020 N ОР-07/1645); администрация имела возможность оценить условия и порядок предоставления субсидии, экономический эффект (включая риски возможного несения дополнительных расходов) заключаемых соглашений, а также предотвратить возникшие затраты.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных администрацией требований.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении норм права судами нижестоящих инстанций.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 28.03.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-11583/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из анализа вышеназванных положений Региональной программы, Государственной программы (в редакциях, действовавших в спорный период), условий соглашений о предоставлении субсидий, за счет средств Фонда компенсируются затраты на приобретение площади равнозначной расселяемому жилому помещению исходя из средней рыночной стоимости, установленной Приказом N 557/пр; за счет средств бюджета Омской области компенсируется разница между фактической стоимостью 1 кв.м приобретаемого помещения и средней рыночной стоимостью 1 кв.м; за счет средств местных бюджетов компенсируется разница в площадях приобретенного и расселяемого жилого помещения, а при ее отсутствии компенсируется обязательная доля софинансирования в размере 0,04 %.
Судами первой и апелляционной инстанций не установлено каких-либо нарушений в действиях министерства энергетики при предоставлении субсидии бюджету Тарского городского поселения по муниципальным контрактам от 22.11.2021, от 17.12.2021; используемый министерством энергетики порядок расчета субсидии соответствовал положениям Региональной программы, Государственной программы, соглашений, статье 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснениям Фонда (письмо от 17.08.2020 N ОР-07/1645); администрация имела возможность оценить условия и порядок предоставления субсидии, экономический эффект (включая риски возможного несения дополнительных расходов) заключаемых соглашений, а также предотвратить возникшие затраты."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 июля 2023 г. N Ф04-3300/23 по делу N А46-11583/2022