г. Тюмень |
|
28 июля 2023 г. |
Дело N А03-4150/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 28 июля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лаптева Н.В.,
судей Глотова Н.Б.,
Качур Ю.И. -
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего Прутковского Владимира Эдуардовича (далее - управляющий) на постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2023 (судьи Сбитнев А.Ю., Иванов О.А., Иващенко А.П.) по делу N А03-4150/2018 Арбитражного суда Алтайского края о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Калманского района" (ИНН 2246002315, ОГРН 1162225082788; далее - предприятие, должник), принятые по заявлению управляющего о взыскании компенсации.
Другое лицо, участвующие в деле, - муниципальное образование "Калманский район Алтайского края" в лице администрации Калманского района Алтайского края (далее - муниципальное образование).
Суд установил:
в деле о банкротстве предприятия управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с муниципального образования в пользу должника компенсации уменьшения конкурсной массы в сумме 14 407 000 руб., в связи с прекращением права хозяйственного ведения на объекты централизованного водоснабжения и водоотведения.
Определением Арбитражного суда Алтайского края от 13.02.2023 с муниципального образования в пользу предприятия взыскано 14 779 000 руб., в том числе: 14 407 000 руб. компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения на объекты централизованного водоснабжения и водоотведения, 372 000 руб. в возмещение расходов на проведение экспертизы.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2023 определение арбитражного суда от 13.02.2023 изменено в части размера взысканной компенсации, сумма которой уменьшена до 1 440 700 руб., оставлено без изменения в остальной части.
Управляющий подал кассационную жалобу, в которой просил отменить постановление апелляционного суда от 26.05.2023, оставить в силе определение арбитражного суда от 13.02.2023.
В кассационной жалобе приведены доводы о несоответствии фактическим обстоятельствам дела выводов апелляционного суда о наличии основания для снижения размера компенсации за исключение из конкурсной массы права хозяйственного ведения на объекты централизованного водоснабжения и водоотведения.
По мнению управляющего, сумма компенсации установлена судом первой инстанции по результатам экспертизы и является обоснованной; апелляционный суд не обосновал несоразмерное снижение размера компенсации до 10 % рыночной стоимости имущества, не учёл не заключение экспертизы.
Лица, участвующие в деле, и их представители в судебное заседание не явились. Учитывая надлежащее извещение о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в пределах, предусмотренных статьями 286, 287 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и соблюдение процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд округа не находит основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, муниципальное образование 23.07.2016 передало предприятию на праве хозяйственного ведения объекты централизованного водоснабжения и водоотведения (водонапорные башни, скважины, водопроводные сети и т.д.).
Определением арбитражного суда от 23.07.2018 в отношении предприятия введена процедура наблюдения.
Решением суда от 05.12.2018 должник признан несостоятельным (банкротом), открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утверждён Прутковский В.Э.
Реестр требований кредиторов должника сформирован в сумме 9 147 598,66 руб.
Администрации Калманского района Алтайского края направило управляющему письмо от 19.12.2018 с требованием передать спорное имущество собственнику - муниципальному образованию.
Определением суда от 29.07.2020 производство по делу прекращено в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедуры конкурсного производства, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.
Постановлением апелляционного суда от 23.09.2020 отменено определение арбитражного суда от 29.07.2020, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.
На основании заключения специалиста от 29.04.2021 N 046/1-04.21 установлена вероятная рыночная стоимость объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения по состоянию на 16.04.2021 в размере 12 156 215 руб.
Управляющий 02.03.2022 направил в адрес администрации Калманского района уведомление о возврате в муниципальную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения и выплате компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения должника.
По акту приёма-передачи от 01.02.2023 должник в лице управляющего передал, а администрация Калманского района Алтайского края приняла централизованные системы холодного водоснабжения и водоотведения в количестве 62 объектов, находящихся у должника на праве хозяйственного ведения.
Полагая, что за исключение спорного имущества из конкурсной массы должника подлежит выплата компенсации в размере рыночной стоимости со стороны собственника, управляющий обратился в арбитражный суд с указанным заявлением.
В рамках настоящего обособленного спора проведена судебная оценочная экспертиза. Согласно заключению эксперта от 05.12.2022 N 21-Э-22, рыночная стоимость имущественного комплекса объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, согласно перечня в количестве 61 объекта составила 14 407 000 руб.
Удовлетворяя заявление управляющего, суд первой инстанции исходил обязанности администрации Калманского района выплатить должнику компенсацию в размере установленной экспертом рыночной стоимости объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения.
Изменяя определение суда в части размера компенсации, суд апелляционной инстанции исходил из того, что централизованные системы холодного водоснабжения и водоотведения населённых пунктов являются социально значимыми объектами коммунальной инфраструктуры; по заключению эксперта степень износа переданных объектов составляет от 60 до 100 процентов и оценивается в качестве "условно пригодного", "предельного", "ветхого", "разрушена, демонтирована, в наличии нет", функциональное устаревание объектов составляет от 10 до 57 процентов; требуются существенные затраты для поддержания функционального состояния и эксплуатации объектов.
Сопоставив представленные сведения о балансовой, кадастровой, остаточной и рыночной стоимости имущества, а также сведения о его техническом состоянии, предстоящих расходах на восстановление и текущее содержание, учитывая баланс публичных и частных интересов, то есть, с одной стороны - интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и несущего обязанности по содержанию соответствующего имущества, а с другой - интересов должника (пополнение конкурсной массы) и его кредиторов, обоснованно рассчитывающих на погашение их требований, включённых в реестр, суд апелляционной инстанции сделал выводы о том, что установленная рыночная цена имущества не соответствует правовой природе компенсации, которая является достаточной в размере 10 процентов от рыночной в сумме 1 440 700 руб.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и подлежащим применению нормам права.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Как отмечено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2019), утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019 (вопрос N 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике"), названный закон является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нём объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учётом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 640-О и от 28.05.2013 N 875-О).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16.05.2000 N 8-П указал, что подобная компенсация с учётом объёма решаемых с использованием изымаемого имущества публично-правовых задач и защищаемых интересов не может быть полной, а должна на основе принципа справедливости обеспечивать разумный баланс между частноправовыми и публичными интересами.
Поскольку апелляционный суд установил размер компенсации с соблюдением принципов разумности и соразмерности, баланса интересов должника, его кредиторов и муниципального образования, заявление управляющего удовлетворено в указанной части правомерно.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются.
Существенная разница между определённой апелляционным судом компенсацией и размером непогашенных требований кредиторов не опровергает выводы суда. Значительное превышение рыночной стоимости имущества над общим размером требований кредиторов, само по себе не означает, что компенсация должна быть равна рыночной стоимости имущества.
Примененные судами критерии позволили определить размер компенсации с соблюдением принципов разумности и соразмерности, баланса интересов должника, его кредиторов и муниципального образования.
Доводы, направленные на переоценку установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств, не могут быть положены в основу отмены обжалованных судебных актов, поскольку заявлены без учёта норм части 2 статьи 287 АПК РФ, исключающих из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Поскольку оснований, предусмотренных статьёй 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2023 по делу N А03-4150/2018 Арбитражного суда Алтайского края оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Лаптев |
Судьи |
Н.Б. Глотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как отмечено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2019), утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019 (вопрос N 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике"), названный закон является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нём объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учётом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 640-О и от 28.05.2013 N 875-О).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16.05.2000 N 8-П указал, что подобная компенсация с учётом объёма решаемых с использованием изымаемого имущества публично-правовых задач и защищаемых интересов не может быть полной, а должна на основе принципа справедливости обеспечивать разумный баланс между частноправовыми и публичными интересами."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 июля 2023 г. N Ф04-3887/23 по делу N А03-4150/2018
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3887/2023
26.05.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8470/18
20.05.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8470/18
23.09.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8470/18
05.12.2018 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-4150/18
06.11.2018 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8470/18
23.07.2018 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-4150/18