г. Тюмень |
|
1 августа 2023 г. |
Дело N А46-13640/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства образования Омской области на решение от 27.12.2022 Арбитражного суда Омской области (судья Яркова С.В.) и постановление от 13.04.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-13640/2022 по исковому заявлению Министерства образования Омской области (644002, город Омск, улица Красный Путь, дом 5, ИНН 5503079856, ОГРН 1045504009803) к частному учреждению дошкольного образования "Детский сад "Арбуз" (644074, город Омск, проспект Комарова, дом 25, корпус 1, ИНН 5507236926, ОГРН 1135543005135) о взыскании денежных средств.
Другое лицо, участвующее в деле, - Управление Федеральной налоговой службы по Омской области (644010, город Омск, улица Маршала Жукова, дом 72, корпус 1, ИНН 5504097209, ОГРН 1045504038140).
Суд установил:
Министерство образования Омской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о взыскании с частного учреждения дошкольного образования "Детский сад "Арбуз" (далее - учреждение) средств субсидии на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением государственных, муниципальных), и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми в размере 2 961 592 руб.; средств субсидии на финансовое обеспечение получения начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам с целью возмещения затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в размере 13 281 148 руб., в общей сумме 16 242 740 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Омской области (далее - управление).
Решением от 27.12.2022 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 13.04.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении искового требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, министерство просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что представленная учреждением справка N 5304731 является недостоверной; недостоверную информацию предоставило именно учреждение, а не налоговый орган; согласно письмам управления от 01.06.2022 и от 09.09.2022 по состоянию на 01.03.2021 и на 01.10.2021 у учреждения имелась неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов; факт расходования субсидии на финансовое обеспечение по целевому назначению не имеет правового значения применительно к настоящему делу.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иными участвующими в деле лицами отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлены.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, между министерством и учреждением заключены соглашение от 01.06.2021 N 40-2021-01136 о предоставлении из областного бюджета субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением (далее - Соглашение от 01.06.2021), а также дополнительное соглашение к нему от 11.06.2021 N 40-2021-01136/1 и соглашение от 14.05.2021 N 8 о предоставлении из областного бюджета субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением (далее - Соглашение от 14.05.2021), а также дополнительные соглашения к нему от 29.11.2021 N 2, от 09.12.2021 N 4.
Во исполнение условий Соглашений от 01.06.2021 и от 14.05.2021 министерством в адрес учреждения перечислены субсидии в размере 2 961 592 руб. и 13 281 148 руб. соответственно.
В рамках внутреннего финансового аудита, проведенного министерством в 2022 году, от управления получена информация о том, что по состоянию на 01.03.2021 и на 01.10.2021 у учреждения имелась неисполненная обязанность по уплате налоговых платежей и, соответственно, представленные им справки содержат недостоверную информацию (акт аудиторской проверки от 09.06.2022, письмо управления от 01.06.2022).
В этой связи министерство пришло к выводу о нарушении учреждением требований и условий предоставления субсидии на финансовое обеспечение, установленных абзацем вторым подпункта 1 пункта 5.4, подпунктами 12, 13 пункта 6 Порядка определения размера и предоставления субсидии на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 29.01.2014 N 5-п (далее - Порядок), а именно: отсутствие у образовательной организации неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; соответствие образовательной организации на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется проведение отбора, требованиям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 5.4 Порядка; достоверность информации, представленной образовательной организацией в соответствии с Порядком.
15.06.2022 министерство направило в адрес учреждения уведомление об обеспечении возврата субсидии на финансовое обеспечение в размере 13 281 148 руб. (письмо от 15.06.2022 N ИСХ-22/МОБР-16172), а также уведомление о возврате субсидии на создание дополнительных мест в размере 2 961 592 руб. (письмо от 15.06.2022 N ИСХ22/МОБР-16168).
Поскольку требования о возврате средств субсидии не были исполнены учреждением в добровольном порядке, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении искового требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о соблюдении учреждением всех условий предоставления спорной субсидии.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпунктов 2, 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
Установленная БК РФ необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.
В пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020, разъяснено, что излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. Бремя доказывания недобросовестности со стороны получателя денежных средств возлагается на истца, требующего их возврата.
Таким образом, для возврата субсидии необходимо установить факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств при решении вопроса о ее выплате или счетной ошибки.
Подпунктом 1 пункта 5.4 Порядка установлены требования к образовательным организациям, которым они должны соответствовать на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется проведение отбора, в том числе отсутствие у образовательных организаций неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпункту 6 пункта 5.5 Порядка в целях участия в отборе образовательная организация представляет в Министерство в установленный им срок заявку по форме, утвержденной Министерством, с приложением справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, выданная по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется проведение отбора. Документы, указанные в подпунктах 2 - 6 настоящего пункта, образовательные организации представляют по собственной инициативе. В случае если указанные документы не представлены, министерство запрашивает необходимую информацию в соответствии с законодательством. Документы, указанные в настоящем пункте, могут быть представлены в форме электронного документа (подписанного электронной подписью) в соответствии с федеральным законодательством и (или) документа на бумажном носителе (по выбору образовательной организации).
Основаниями для отклонения заявок на стадии их рассмотрения являются:
1) несоответствие образовательной организации требованиям, предусмотренным пунктом 5.4 настоящего Порядка; 2) несоответствие заявки и документов требованиям, установленным в соответствии с пунктом 5.5 настоящего Порядка; 3) недостоверность представленной образовательной организацией информации, в том числе информации о месте нахождения и адресе юридического лица; 4) подача заявки после даты и (или) времени, определенных для подачи заявок. (пункт 5.13 Порядка).
В соответствии с подпунктами 12, 13 пунктом 6 Порядка субсидии предоставляются образовательным организациям, в том числе при соблюдении следующих условий: достоверность информации, представленной образовательной организацией в соответствии с настоящим Порядком; соответствие образовательных организаций на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется проведение отбора, требованиям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 5.4 настоящего Порядка.
В рассматриваемом случае основанием для предъявления требования о возврате предоставленной субсидии послужили выводы министерства о предоставлении учреждением недостоверных сведений об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций установили, что в целях подтверждения отсутствия у образовательной организации неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, учреждением в министерство были представлены справка N 5304731 (заверена подписью сотрудника налогового органа и имеет оттиск печати инспекции) по состоянию на 01.03.2021 и справка N 87143 (подписана электронной цифровой подписью сотрудника налогового органа) по состоянию на 01.10.2021, свидетельствующие об отсутствии у учреждения на указанные даты неисполненной обязанности по уплате налоговых и иных обязательных платежей; в соответствии с представленной управлением информацией (письмо от 01.06.2022) по состоянию на 01.03.2021 учреждение имело задолженность по налогам и страховым взносам (погашена учреждением 23.03.2021, 25.03.2021), по состоянию на 01.10.2021 учреждение имело задолженность по налогам и страховым взносам (погашена в период с 07.10.2021 по 11.10.2021); из заключения эксперта от 23.03.2023 N 495/1-3 следует, что в справке N 5304731 признаки изменения ее первоначального содержания не выявлены; согласно объяснениям директора учреждения она не располагала сведениями о наличии задолженности, работники учебного заведения подделкой документов не занимались; какие-либо доказательства, указывающие на недобросовестность поведения учреждения, не представлены.
Кроме того, судами обосновано отмечено, что министерство в соответствии с Порядком не было лишено возможности самостоятельно запросить сведения у налогового органа, что им в данном случае сделано не было.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что полученные учреждением субсидии были использованы по целевому назначению, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленного министерством требования.
Иное токование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении нижестоящими судами норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.12.2022 Арбитражного суда Омской области и постановление от 13.04.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-13640/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
...
В пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020, разъяснено, что излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. Бремя доказывания недобросовестности со стороны получателя денежных средств возлагается на истца, требующего их возврата."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 августа 2023 г. N Ф04-3569/23 по делу N А46-13640/2022