г. Тюмень |
|
4 августа 2023 г. |
Дело N А81-12661/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Надымского района на постановление от 12.05.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А81-12661/2022 по заявлению Администрации Надымского района (629736, город Надым, улица Зверева, дом 8, ИНН 8903008622, ОГРН 1028900578750) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (629008, город Салехард, улица Губкина, дом 13, ИНН 8901003347, ОГРН 1028900511420) об оспаривании решения и предписания.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Престиж-ЛТФ" (644099, город Омск, улица Некрасова, дом 3, комната 212а, ИНН 5503098376, ОГРН 1065503046157), муниципальное учреждение "Управление капитального строительства и капитального ремонта" (629730, город Надым, улица Зверева, дом 8/1, ИНН 8903027978, ОГРН 1088903000229), общество с ограниченной ответственностью "Алькор" (109377, город Москва, муниципальный округ Рязанский, улица 1-я Новокузьминская, дом 19, этаж 3, комната 3/3, ИНН 9721103062, ОГРН 1207700287926).
Суд установил:
Администрация Надымского района (далее - уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - управление, антимонопольный орган) от 29.09.2022 по делу N 089/06/49-826/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Престиж-ЛТФ" (далее - общество), муниципальное учреждение "Управление капитального строительства и капитального ремонта" (далее - заказчик), общество с ограниченной ответственностью "Алькор".
постановлением от 12.05.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, уполномоченный орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленные требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды не учли, что электронный сервис антимонопольной службы, на котором содержится информация о включении хозяйствующих субъектов в различные реестры, является некорректным; общество допустило злоупотребление правом, поскольку на момент рассмотрения дела в суде сведения о нем были включены в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренный Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Иные участвующие в деле лица отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 07.09.2022 уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0190300001222000739 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объектам благоустройства.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 22.09.2022 заявка общества отклонена в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Общество обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия уполномоченного органа при проведении названного аукциона.
Решением управления от 29.09.2022 по делу N 089/06/49-826/2022 данная жалоба признана обоснованной; аукционная комиссия уполномоченного органа признана нарушившей требования подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
В тот же день антимонопольным органом выдано предписание уполномоченному органу и заказчику об отмене протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по вышеназванному аукциону и повторному рассмотрению заявок на участие в закупке.
Не согласившись с решением и предписанием управления, уполномоченный орган обратился в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводам о соответствии оспариваемых ненормативных правовых актов антимонопольного органа действующему законодательству и отсутствии нарушений прав и законных интересов уполномоченного органа в сфере экономической деятельности.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме).
Согласно положениям статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 названного Закона (часть 1).
Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 названной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 названного Закона (подпункт "а" пункта 1 части 5).
Так, в силу пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 названного Закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Закона.
Частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено право заказчика установить требование об отсутствии в предусмотренном названным Законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 названного Закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
В рассматриваемом случае такое требование было установлено заказчиком в извещении о проведении спорного аукциона (пункт 5.2 Приложения N 2).
В силу частей 1 и 2 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной названной статьей; в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе прочего функции по контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что заявка общества была отклонена по причине наличия информации о нем в реестре недобросовестных поставщиков; вместе с тем на момент рассмотрения заявок на участие в аукционе в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренном Законом о контрактной системе, отсутствовали сведения об обществе; комиссия уполномоченного органа ошибочно учла информацию о нахождении общества в ином реестре, ведение которого предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (реестровые записи от 25.07.2022 NN 22003337, 22003338); вопреки доводам уполномоченного органа открытые информационные ресурсы (https://zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/search/results.html) позволяют установить основания включения субъекта хозяйственной деятельности в реестры недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При таких обстоятельствах суды обоснованно поддержали позицию антимонопольного органа об отсутствии у комиссии уполномоченного органа правовых оснований для признания общества несоответствующим требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными оспариваемых решения и предписания управления.
Доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
То обстоятельство, что после вынесения антимонопольным органом оспариваемых актов сведения об обществе были включены в предусмотренный Законом о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не свидетельствует о правомерности действий комиссии уполномоченного органа по отклонению заявки общества в рамках спорной закупки.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 12.05.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-12661/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что заявка общества была отклонена по причине наличия информации о нем в реестре недобросовестных поставщиков; вместе с тем на момент рассмотрения заявок на участие в аукционе в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренном Законом о контрактной системе, отсутствовали сведения об обществе; комиссия уполномоченного органа ошибочно учла информацию о нахождении общества в ином реестре, ведение которого предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (реестровые записи от 25.07.2022 NN 22003337, 22003338); вопреки доводам уполномоченного органа открытые информационные ресурсы (https://zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/search/results.html) позволяют установить основания включения субъекта хозяйственной деятельности в реестры недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При таких обстоятельствах суды обоснованно поддержали позицию антимонопольного органа об отсутствии у комиссии уполномоченного органа правовых оснований для признания общества несоответствующим требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными оспариваемых решения и предписания управления."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 августа 2023 г. N Ф04-3471/23 по делу N А81-12661/2022