г. Тюмень |
|
17 августа 2023 г. |
Дело N А75-18752/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Буровой А.А.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на постановление от 02.05.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-18752/2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по заявлению государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, дом 34, ОГРН 1028600517054, ИНН 8601002078) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Рознина, дом 72, ИНН 8601024794, ОГРН 1058600003681) о взыскании штрафных санкций.
Суд установил:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (реорганизовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, далее - Фонд, истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление, ответчик) о взыскании 75 000 руб. штрафных санкций за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М "исходная" за август 2021 года по решению от 22.02.2022 N 027S19220003197.
Решением от 15.12.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Лисянский Д.П.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 02.05.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт: требования Фонда удовлетворены частично, с Управления в пользу Фонда взысканы финансовые санкции в сумме 7 500 руб. за нарушение сроков предоставления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М "исходная" за август 2021 года, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Управление, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм процессуального права (необоснованное восстановление срока на подачу апелляционной жалобы, неуказание мотивов его восстановления, незаконное принятие дополнительных документов от Фонда, не являющихся предметом рассмотрения судом первой инстанции), просит в кассационной жалобе принятое по делу постановление суда отменить, указывает, что судом первой инстанции дело было рассмотрено всесторонне и объективно.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятого по делу постановления апелляционного суда.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
Управление является страхователем по обязательному пенсионному страхованию как лицо, производящее выплаты физическим лицам.
14.10.2021 по телекоммуникационным каналам связи ответчиком в адрес Фонда были представлены сведения по форме СЗВ-М (исходная) за август 2021 года на 150 застрахованных лиц.
По итогам проведения проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета Фондом установлено несвоевременное предоставление ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М (исходная) за август 2021 года; в отношении Управления составлен акт от 11.01.2022 и вынесено решение от 22.02.2022 N 027S19220003197 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью третьей статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете застрахованных лиц" (далее - Закон N 27-ФЗ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 75 000 руб. (500 руб.* 150 застрахованных лиц).
С целью досудебного урегулирования спора Фондом в адрес страхователя направлено требование от 18.03.2022 N 027S01220003682 об уплате финансовой санкции в добровольном порядке.
Неисполнение Управлением требования об уплате финансовых санкций в добровольном порядке послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, исходил из того, что срок для обращения в арбитражный суд с требованием о взыскании финансовых санкций в размере 75 000 руб. пропущен. Как указано судом, предусмотренное частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ правонарушение считается совершенным на следующий день после наступления крайнего срока подачи отчетности (15 число месяца, следующего за отчетным), то есть правонарушение за август 2021 года совершено 16.09.2021. Соответственно, с наступлением указанного срока представления сведений Фонд обязан был проверить соблюдение Управлением установленной Законом N 27-ФЗ обязанности по сдаче спорных сведений и обратиться в суд с заявлением о взыскании с ответчика финансовых санкций в июле 2022 года; вместе с тем Фонд обратился в суд с заявлением только 05.10.2022.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 8, 11, 17 Закона N 27-ФЗ, статьей 13 АПК РФ, статьями 48, 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также учитывая правовую позицию Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Обзоре судебной практики N 2 (2019), утвержденном 17.07.2019, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", отменил решение суда первой инстанции, поскольку пришел к выводу, что заявление Фонда о взыскании с Управления финансовых санкций подано в суд в пределах установленных сроков.
Как установил суд, факт нарушения Управлением срока представления расчета по форме СЗВ-М (исходная) за август 2021 год подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
При этом судом апелляционной инстанции верно отмечено, что срок на обращение в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций следует исчислять с момента несвоевременного представления отчетности (14.10.2021), а не с момента нарушения установленного Законом N 27-ФЗ срока на представление таких сведений, поскольку в момент нарушения страхователем срока фонду еще неизвестно количество лиц, в отношении которых не представлены сведения.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, оценив в том числе обстоятельства, связанные с вынесением и отменой судебного приказа в рамках дела N А75-14098/2022 о взыскании спорной суммы финансовых санкций, а также сроки взыскания финансовых санкций, включающие в себя сроки на обнаружение правонарушения и проведение контрольных мероприятий (период представления отчетности, сроки на составление акта проверки, его вручение (направление), представление возражений, на рассмотрение материалов проверки и вынесение решения, его вручение (направление), вступление в силу решения по результатам проверки, вручение (направление) требования об уплате финансовых санкций, на исполнение требования), суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что срок для обращения в арбитражный суд с требованием о взыскании финансовых санкций Фондом не пропущен как при подаче заявления о выдаче судебного приказа, так и после отмены судебного приказа.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства применительно к статье 112 НК РФ (с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П) и размер штрафных санкций снижен в десять раз.
В качестве основания для отмены постановления суда апелляционной инстанции Управление приводит довод о нарушении апелляционным судом норм процессуального права, а именно - неуказание в определении суда мотивов восстановления срока на подачу апелляционной жалобы, по которым суд пришел к выводам о том, что причины, по которым Фондом пропущен срок на подачу апелляционной жалобы, могут быть признаны уважительными.
Между тем суд округа полагает, что указанный ответчиком довод не может служить основанием для отмены принятого апелляционным судом постановления в связи со следующим.
Положения статьи 259 АПК РФ регламентируют порядок восстановления срока подачи апелляционной жалобы, при этом перечень конкретных обстоятельств, при которых причины пропуска срока могут быть признаны уважительными, АПК РФ не определен.
В качестве обоснования заявленного ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы Фондом, в частности, было указано на проведенную реорганизацию органов пенсионного и социального страхования, период которой совпал с периодом обжалования решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.
Как указывает кассатор, удовлетворяя ходатайство Фонда о восстановлении срока для подачи апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции в определении от 14.03.2023 не указал конкретные мотивы, по которым пришел выводу о возможности восстановления попущенного срока.
Между тем кассационная инстанция полагает, что приведенные в кассационной жалобе доводы в рассматриваем случае не могут служить основанием для отмены принятого апелляционным судом судебного акта, поскольку это не привело к принятию неправильного постановления (статья 288 АПК РФ).
Кассационная инстанция, оставляя без изменения постановление апелляционного суда, учитывает период апелляционного обжалования (16.12.2022-16.01.2023), который фактически совпал с периодом реорганизации фондов пенсионного и социального страхования, небольшой период пропуска процессуального срока и соблюдение предельного допустимого срока для восстановления, отсутствие в кассационной жалобе доводов по существу рассмотренного спора, в связи с чем отклоняет ссылку Управления на пункты 15, 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление N 12) как основание к отмене апелляционного постановления.
Доводы заявителя о нарушении судом апелляционной инстанции норм процессуального права по причине принятия дополнительных доказательств отклоняются судом округа, поскольку данные действия направлены на всестороннее и полное установление фактических обстоятельств дела; доказательств, свидетельствующих о том, что данные действия привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, не представлено (абзац пятый пункта 29 Постановления N 12).
Как указывалось выше, кассационная жалоба не содержит доводов, по существу опровергающих выводы апелляционной инстанции.
Поскольку нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено, основания для отмены обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 02.05.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-18752/2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Кассационная инстанция, оставляя без изменения постановление апелляционного суда, учитывает период апелляционного обжалования (16.12.2022-16.01.2023), который фактически совпал с периодом реорганизации фондов пенсионного и социального страхования, небольшой период пропуска процессуального срока и соблюдение предельного допустимого срока для восстановления, отсутствие в кассационной жалобе доводов по существу рассмотренного спора, в связи с чем отклоняет ссылку Управления на пункты 15, 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление N 12) как основание к отмене апелляционного постановления.
Доводы заявителя о нарушении судом апелляционной инстанции норм процессуального права по причине принятия дополнительных доказательств отклоняются судом округа, поскольку данные действия направлены на всестороннее и полное установление фактических обстоятельств дела; доказательств, свидетельствующих о том, что данные действия привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, не представлено (абзац пятый пункта 29 Постановления N 12)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 августа 2023 г. N Ф04-3734/23 по делу N А75-18752/2022