г. Тюмень |
|
24 августа 2023 г. |
Дело N А75-20198/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Чапаевой Г.В.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу акционерного общества "Россети Тюмень" на постановление от 26.04.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А75-20198/2022 по заявлению акционерного общества "Россети Тюмень" (628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Университетская, дом 4, ОГРН 1028600587399, ИНН 8602060185) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 27, ОГРН 1028600512093, ИНН 8601009316) об оспаривании решения.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "ГарантЭнергоСтрой" (далее - ООО "ГЭС"), общество с ограниченной ответственностью "КВН" (далее - ООО "КВН"), общество с ограниченной ответственностью "Производственная компания Стройкомплект" (далее - ООО "ПК "Стройкомплект").
В судебном заседании принял участие представитель акционерного общества "Россети Тюмень" Дурасов В.С. по доверенности от 02.02.2022.
Суд установил:
акционерное общество "Россети Тюмень" (далее - общество, АО "Россети Тюмень", заказчик) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры (далее -управление, антимонопольный орган) от 05.10.2022 N 086/07-3-1315/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ГарантЭнергоСтрой" (далее - ООО "ГЭС"), общество с ограниченной ответственностью "КВН" (далее - ООО "КВН"), общество с ограниченной ответственностью "Производственная компания Стройкомплект" (далее - ООО "ПК "Стройкомплект").
постановлением от 26.04.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
По мнению подателя кассационной жалобы, обществом не допущено формального подхода к отбору заявок, поскольку надлежащей доверенности, выданной членом коллективного участника (ООО "КВН") на лидера коллективного участника (ООО "ГЭС"), участником закупки представлено не было.
Лица, участвующие в деле отзывы, в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлении присутствующего в заседании представителя АО "Россети Тюмень", суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, АО "Россети Тюмень" в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), Единого стандарта закупок ПАО "Россети" (далее - Стандарт закупок), утвержденного решением Совета директоров ПАО "Россети" (протокол от 17.12.2018 N 344 с изменениями в редакции протоколов от 28.05.2020 N 417, от 24.11.2020 N 440, от 07.04.2021 N 452, от 01.03.2022 N 485), решением Совета директоров АО "Россети Тюмень" (протоколы от 28.12.2018 N 22/18, от 26.06.2020 N 17/20, от 21.12.2020 N 33/20, 04.05.2021 N 12/21, от 30.06.2021 N 16/21, от 04.04.2022 N 07/22) в августе - сентябре 2019 года проведен конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение комплекса работ для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям объектов электросетевого хозяйства 0,4-10 кВ Южного ТПО Н-Тавдинского РЭС филиала АО "Россети Тюмень" Тюменские электрические сети (далее - закупка).
В соответствии с протоколом от 20.09.2022 рассмотрения вторых частей заявок на участие в закупке поступило две заявки - ООО "ГЭС" с ценовым предложением 96 134 952 руб. 20 коп. (с НДС); ООО ПК "Стройкомплект" с ценовым предложением 116 287 592 руб. 26 коп. (с НДС).
Заявка ООО "ГЭС" отклонена в связи с ее несоответствием требованиям, установленным документацией о закупке (подпункт "б" пункта 6.2.3 документации о закупке, пункт 12 Приложения 3 к документации о закупке), поскольку не представлена копия документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника закупки, если участник коллективный - копия доверенности на лидера от членов коллективного участника (в составе заявки представлена доверенность на Васильева А.И. как физическое лицо, а не на юридическое лицо ООО "ГЭС", в котором Васильев А.И. является директором).
ООО "ГЭС", полагая, что отклонение поданной им заявки по изложенному основанию является неправомерным, обратилось в управление с жалобой на действия заказчика.
По результатам рассмотрения указанной жалобы управлением 05.10.2022 вынесено решение о признании ее обоснованной и выдано предписание заказчику об устранении нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки, и повторного рассмотрения заявок с учетом решения антимонопольного органа.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, АО "Россети Тюмень" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о наличии у антимонопольного органа правовых оснований для вынесения оспариваемого ненормативного правового акта, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленного требования.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В рассматриваемом случае по результатам рассмотрения жалобы ООО "ГЭС" антимонопольный пришел к выводу о том, что отклонение заказчиком заявки общества осуществлено по формальным основаниям, что противоречит принципам, закрепленным в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, с чем согласились суды первой и апелляционной инстанций.
Частью 1 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения устанавливаются заказчиками самостоятельно и включаются в положения о закупке (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
Пунктами 4.6.8, 7.4.4, 8.1.7.2 Стандарта закупок установлено, что требования к участникам закупки, требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке, требования к документам устанавливаются документацией о закупке в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, организационно- распорядительными документами заказчика.
Согласно пункту 4.6.4 Стандарта закупок коллективные участники закупки могут участвовать в закупках, если это прямо не запрещено действующим законодательством Российской Федерации.
Часть 5 статьи 3 Закона о закупках допускает в качестве участника закупки несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки.
В соответствии с пунктом 3.4.3 документации о закупке в случае, если в закупочной процедуре принимает участие объединение (группа лиц), выступающих на стороне одного участника закупки (далее - коллективный участник), лица, выступающие на стороне одного участника закупки, обязаны заключить между собой соглашение, соответствующее нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, и отвечающее требованиям, указанным в данном пункте.
Пунктом 12 Приложения N 3 к документации о закупке установлено требование о представлении участником закупки копии документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника закупки, за исключением случаев подписания заявки индивидуальным предпринимателем (если участником такой закупки является индивидуальный предприниматель), лицом, указанным в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (если участником такой закупки является юридическое лицо). Таким документом является копия доверенности на осуществление действий от имени юридического лица; если участник коллективный - копия доверенности на лидера от членов коллективного участника.
В силу пункта 1.6.1.20 Глоссария (Приложение 1 к Стандарту закупок) под лидером коллективного участника понимается лицо, являющееся одним из членов коллективного участника и представляющее интересы всех членов коллективного участника в отношениях с организатором закупки.
Из материалов дела следует, что ООО "ГЭС" (лидер коллективного участника) в лице директора Васильева А.В. и ООО "КВН" (участник 1) в лице директора Калайчиева В.Н. заключили соглашение от 31.08.2022 о коллективном участии в закупке, согласно которому члены коллективного участника объединились на стороне одного участника закупки и установили порядок взаимодействия между собой при участии в закупке, лидером коллективного участника является ООО "ГЭС", который представляет интересы членов коллективного участника во взаимоотношениях с заказчиком (пункты 1.1, 1.2).
В составе заявки от 31.08.2022 N 14, поданной на участие в закупке, содержалась доверенность от 31.08.2022, которой ООО "КВН" уполномочило Васильева А.И., являющегося директором ООО "ГЭС" и его законным представителем, быть лидером коллективного участника в составе лидера коллективного участника ООО "ГЭС" и участника 1 коллективного участника (ООО "КВН") и представлять интересы члена коллективного участника (ООО "КВН") при проведении конкурса в электронной форме N 32211632989, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение комплекса работ для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям объектов электросетевого хозяйства 0,4-10 кВ Южного ТПО Н-Тавдинского РЭС филиала АО "Россети Тюмень" Тюменские электрические сети", проводимом АО "Россети Тюмень"; доверенность выдана сроком до 20.12.2025.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды установили, что представленные заказчику в составе заявки документы подтверждали факт заключения соглашения о коллективном участии в закупке между ООО "КВН" и ООО "ГЭС" (в качестве лидера коллективного участника), доверенность представлена в отношении Васильева А.И., который является единоличным исполнительным органом ООО "ГЭС"; согласно протоколу 30.08.2022 N 4 внеочередного общего собрания участников ООО "ГЭС" Васильев А.И. назначен на должность директора общества сроком на 5 лет (до 30.08.2027).
Сославшись на положения пункта статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", суды обоснованно указали, что оформление доверенности на Васильева А.И. не свидетельствуют о том, что он является самостоятельным участником закупки, поскольку как единоличный исполнительный орган он представляет интересы юридического лица ООО "ГЭС" (лидера коллективного участника).
Принимая во внимание, что иные основания для отклонения заявки участника отсутствовали (не оспаривается АО "Россети Тюмень"), действия заказчика, отклонившего заявку ООО "ГЭС" со ссылкой на то, что доверенность представлена не в отношении ООО "ГЭС" как лидера коллективного участника, а в отношении физического лица Васильева А.И., признаны судами не соответствующими требованиям Закона о закупках. При этом суды верно исходили из недопустимости отказа в допуске к участию в закупке по формальному основанию.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о наличии у антимонопольного органа оснований для вынесения оспариваемого решения и отказали обществу в удовлетворении заявленного требования.
Доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию по спору и по существу направлены на переоценку установленных нижестоящими судами фактических обстоятельств и представленных сторонами доказательств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом округа не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 26.04.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-20198/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Г.В. Чапаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Часть 5 статьи 3 Закона о закупках допускает в качестве участника закупки несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки.
В соответствии с пунктом 3.4.3 документации о закупке в случае, если в закупочной процедуре принимает участие объединение (группа лиц), выступающих на стороне одного участника закупки (далее - коллективный участник), лица, выступающие на стороне одного участника закупки, обязаны заключить между собой соглашение, соответствующее нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, и отвечающее требованиям, указанным в данном пункте.
...
Сославшись на положения пункта статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", суды обоснованно указали, что оформление доверенности на Васильева А.И. не свидетельствуют о том, что он является самостоятельным участником закупки, поскольку как единоличный исполнительный орган он представляет интересы юридического лица ООО "ГЭС" (лидера коллективного участника)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 августа 2023 г. N Ф04-3259/23 по делу N А75-20198/2022