г. Тюмень |
|
29 августа 2023 г. |
Дело N А67-9811/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Алексеевой Н.А.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВУШ" на постановление от 11.05.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А67-9811/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВУШ" (127006, город Москва, муниципальный округ Тверской, улица Долгоруковская, дом 21, строение 1 ИНН 9717068640, ОГРН 1187746542180) к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области (634012, Томская область, город Томск, улица Елизаровых, дом 48, строение 10, ИНН 7018016237, ОГРН 1027000873767) об оспаривании действий.
Другое лицо, участвующее в деле, - Администрация города Томска (634050, Томская область, город Томск, проспект Ленина, дом 73 ИНН 7017004461, ОГРН 1037000087706).
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "ВУШ" - Кучер М.О. по доверенности от 19.09.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВУШ" (далее - ООО "ВУШ", общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области (далее - управление, административный орган), выразившихся в изъятии принадлежащих обществу шеринговых электрических самокатов за период с 31.07.2021 по 25.08.2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Томска (далее - администрация).
Решением от 14.02.2023 Арбитражного суда Томской области, оставленный без изменения проставлением от 11.05.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Томской области.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что места парковок и зона поездок определяются обществом самостоятельно и обозначаются в мобильном приложении; в рассматриваемом случае отсутствовали признаки бесхозяйности электросамокатов и у сотрудников полиции не имелось полномочий изымать их; обществом организован бесстанционный сервис проката, в связи с чем отсутствуют объекты, размещение которых должно каким-либо образом согласовываться; положения статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление N 1300), Порядка и условий размещения отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Томской области, утвержденных постановлением Администрации Томской области от 29.07.2016 N 263а (далее - Порядок N 263а), не применимы к спорным отношениям.
Отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представлены.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях присутствующего в заседании представителя общества, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "ВУШ" на территории города Томска осуществляет деятельность по предоставлению в аренду электросамокатов.
В ходе проверки обращения граждан сотрудниками территориальных отделов управления установлены факты нахождения на улицах города электросамокатов с надписью "WHOOSH" в отсутствие собственника или иного законного владельца.
По результатам сотрудниками управления составлены протоколы осмотра места происшествия с указанием на изъятие электросамокатов в целях обеспечения сохранности найденных вещей, установления собственника и обеспечения его законных интересов, пресечения возможного противоправного поведения со стороны третьих лиц.
Полагая, что в период с 31.07.2021 по 25.08.2021 сотрудниками управления неправомерно с улиц города произведено изъятие самокатов (215 фактов изъятия), ООО "ВУШ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии в действиях административного органа нарушений действующего законодательства, в связи с чем отказали обществу в удовлетворении заявленного требования.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
В соответствии с пунктом 38 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) на полицию возлагаются, в частности, обязанности обеспечивать сохранность найденных и сданных в полицию документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврат законным владельцам либо передачу в соответствующие государственные или муниципальные органы.
Как следует из части 3 статьи 12 Закона о полиции, порядок выполнения возложенных на полицию обязанностей, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно пункту 4 Порядка обеспечения сохранности найденных и сданных в органы внутренних дел Российской Федерации документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврата законным владельцам либо передачи в соответствующие государственные или муниципальные органы, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16.11.2012 N 1040 (далее - Порядок N 1040), ответственность за организацию работы по приему найденных вещей и документов, обеспечению их сохранности, возврату законным владельцам либо передаче в соответствующие государственные или муниципальные органы несет заместитель начальника территориального органа МВД России - начальник полиции либо при отсутствии в штатном расписании территориального органа МВД России указанной должности - заместитель начальника территориального органа МВД России, ответственный за деятельность дежурных частей территориального органа МВД России.
Статьей 39.33 ЗК РФ установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В пункте 3 статьи 39.36 ЗК РФ предусмотрено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Перечень таких объектов установлен Постановлением N 1300, который относит к ним пункты проката самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 25).
Следует отметить, что Постановлением N 1300 установлен лишь перечень объектов, для размещения которых не требуется заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, установление сервитута.
Вместе с тем порядок и условия размещения таких объектов в силу положений пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Постановлением N 1300, определены Порядком N 263а.
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 263а использование земель или земельных участков на территории Томской области, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута осуществляется на основании разрешения, выданного уполномоченным органом.
Судами установлено, что с июля 2021 года в органы внутренних дел, расположенные на территории города Томска, стали поступать обращения граждан, в том числе анонимные, о нахождении на газонах, тротуарах и придомовых территориях брошенных самокатов, ограничивающих передвижение и занимающих земельные участки; при этом граждане жаловались на то, что в ночное время от самокатов исходят световые и звуковые сигналы; в момент обнаружения электросамокаты с надписью "WHOOSH" в пользовании третьих лиц не находились, в пределах зон парковок (виртуальных) в непосредственной близости от них собственник или иные законные владельцы отсутствовали; у сотрудников полиции возникли обоснованные сомнения относительно осуществления с использованием данных средств мобильности санкционированной предпринимательской деятельности, и правомерно, в целях установления собственника и обеспечения его законных интересов, пресечения возможного противоправного поведения со стороны третьих лиц, ими предприняты меры по обеспечению сохранности найденных вещей; протоколы осмотра с указанием на изъятие электросамокатов составлены в результате реализации полномочий полиции по охране собственности, соблюдения общественного порядка; после установления собственника самокатов на основании представленных обществом документов, они были возвращены; претензий по факту возврата (по количеству, состоянию и пр.) не имеется (иного не следует из материалов дела); разрешения на использование земель в целях размещения пунктов проката электросамокатов обществом в спорный период не получены, отношения каким-либо иным образом с уполномоченными органами до 29.04.2022 урегулированы не были.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции пришли к верному выводу, что оспариваемые действия соответствуют требованиям законодательства и не нарушают права и законные интересы общества.
С учетом изложенного суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленного ООО "ВУШ" требования.
Иное толкование подателем кассационной жалобы действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанции норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы общества.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 11.05.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-9811/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 39.33 ЗК РФ установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В пункте 3 статьи 39.36 ЗК РФ предусмотрено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
...
Следует отметить, что Постановлением N 1300 установлен лишь перечень объектов, для размещения которых не требуется заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, установление сервитута.
Вместе с тем порядок и условия размещения таких объектов в силу положений пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 августа 2023 г. N Ф04-4332/23 по делу N А67-9811/2021