г. Тюмень |
|
31 августа 2023 г. |
Дело N А75-20787/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Алексеевой Н.А.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на постановление от 25.04.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-20787/2022 по заявлению казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Бюро судебно-медицинской экспертизы" (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Калинина, дом 40, помещение 1001, ОГРН 1028600507231, ИНН 8601009193) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город ХантыМансийск, улица Мира, дом 27, ОГРН 1028600512093, ИНН 8601009316) об оспаривании решения.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Югратрансавто" (628183, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нягань, улица Сибирская, дом 38, корпус 3, ОГРН 1058600226740, ИНН 8610017916), общество с ограниченной ответственностью "Утилитсервис" (628433, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, поселок городского типа Белый Яр, улица Некрасова, дом 24, корпус А, ОГРН 1058603855419, ИНН 8617021196), общество с ограниченной ответственностью "Автоспецтехника" (628183, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нягань, улица Сибирская, дом 38, корпус 3, ОГРН 1058600226783, ИНН 8610017930).
Суд установил:
казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Бюро судебно-медицинской экспертизы" (далее - учреждение, заказчик) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - антимонопольный орган, управление) от 23.09.2022 N 086/06/33-1300/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Югратрансавто" (далее - ООО "Югратрансавто"), общество с ограниченной ответственностью "Утилитсервис", общество с ограниченной ответственностью "Автоспецтехника".
постановлением от 25.04.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, ошибочным является вывод судов об отсутствии в действиях заказчика нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе); заказчик должен был установить в аукционной документации требования к участнику закупки о наличии в собственности, на праве аренды или на ином законном праве установки для сжигания отходов.
Отзывы на кассационную жалобу лицами, участвующие в деле, в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлены.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 06.09.2022 в единой информационной системе в сфере закупок учреждением размещено извещение N 0387200002622000062 о проведении аукциона в электронной форме на право оказания услуг по сбору, транспортировке, обеззараживанию (обезвреживанию) и утилизации медицинских отходов класса "Б" и "В" в филиале "Отделение в поселке Приобье"; начальная (максимальная) цена контракта 77 400 руб.
Полагая, что техническое задание не устанавливает обязательных требований к участникам закупки в соответствии с положениями пункта 180 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), ООО "Югратрансавто" обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия учреждения.
Решением от 23.09.2022 N 086/06/33-1300/2022 антимонопольный орган признал жалобу обоснованной, а аукционную комиссию заказчика - нарушившей требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Не согласившись с данным решением управления, учреждение обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у антимонопольного органа правовых оснований для вынесения оспариваемого ненормативного акта, поскольку в действиях заказчика отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, урегулированы Законом о контрактной системе (часть 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров. Запрещается совершение заказчиками, их должностными лицами любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки (пункт 1); использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 2).
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае в качестве основания для вынесения антимонопольным органом оспариваемого решения указано на отсутствие в техническом задании требования к исполнителю о подтверждении возможности утилизировать либо захоронить отходы (наличие в собственности или на праве аренды установки для кремации либо договора с третьим лицом на оказание услуг по утилизации отходов), об указании места захоронения либо утилизации отходов; отсутствие указанных сведений, по мнению антимонопольного органа, не позволяет должным образом проследить фактическое исполнение принятых исполнителем обязательств.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды установили, что в соответствии с пунктом 4 технического задания, сбор, транспортировка, обеззараживание (обезвреживание) и утилизация медицинских отходов должны осуществляться с соблюдением требований СанПиН 2.1.3684-21 в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на человека и среду обитания человека; пунктом 6 (подпункт 7) технического задания установлено, что факт вывоза и обезвреживания отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов, должен иметь документарное подтверждение (пункт 209 СанПиН 2.1.3684-21).
С учетом изложенного и принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 208 СанПиН 2.1.3684-21 для учета медицинских отходов классов "А", "Б", "В", "Г" и "Д" в медицинских организациях ведутся технологический журнал учета отходов в структурном подразделении в соответствии с классом отхода, технологический журнал учета медицинских отходов медицинской организации, технологический журнал участка по обращению с отходами, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у заказчика возможности и обязанности контролировать фактическое исполнение принятых исполнителем по договору на себя обязательств.
Позиция ООО "Югратрансавто", поддержанная антимонопольным органом, о том, что патологоанатомические и органические операционные медицинские отходы класса "Б" (органы, ткани) подлежат кремации (сжиганию) или захоронению на кладбищах (пункт 180 СанПиН 2.1.3684-21), обоснованно отклонена судами, поскольку СанПиН 2.1.3684-21 не содержит императивной нормы, позволяющей заказчику предъявлять требования к исполнителю услуг по обращению с медицинскими отходами о наличии в собственности, на праве аренды или на ином законном праве установки для сжигания отходов.
Кроме того, судами учтены положения пункта 159 СанПиН 2.1.3684-21, согласно которым после аппаратных способов обеззараживания с применением физических методов и изменения внешнего вида отходов, исключающего возможность их повторного применения, обращение с медицинскими отходами классов "Б" и "В" обеспечивается хозяйствующим субъектом, осуществляющим обращение с медицинскими отходами, в соответствии с требованиями данных Правил к отходам класса А (эпидемиологически безопасные отходы).
С учетом изложенного суды пришли к обоснованным выводам об отсутствии в действиях учреждения нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ и, как следствие, об отсутствии оснований у антимонопольного органа для вынесения оспариваемого решения.
Иное толкование подателем кассационной жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 25.04.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-20787/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Позиция ООО "Югратрансавто", поддержанная антимонопольным органом, о том, что патологоанатомические и органические операционные медицинские отходы класса "Б" (органы, ткани) подлежат кремации (сжиганию) или захоронению на кладбищах (пункт 180 СанПиН 2.1.3684-21), обоснованно отклонена судами, поскольку СанПиН 2.1.3684-21 не содержит императивной нормы, позволяющей заказчику предъявлять требования к исполнителю услуг по обращению с медицинскими отходами о наличии в собственности, на праве аренды или на ином законном праве установки для сжигания отходов.
Кроме того, судами учтены положения пункта 159 СанПиН 2.1.3684-21, согласно которым после аппаратных способов обеззараживания с применением физических методов и изменения внешнего вида отходов, исключающего возможность их повторного применения, обращение с медицинскими отходами классов "Б" и "В" обеспечивается хозяйствующим субъектом, осуществляющим обращение с медицинскими отходами, в соответствии с требованиями данных Правил к отходам класса А (эпидемиологически безопасные отходы).
С учетом изложенного суды пришли к обоснованным выводам об отсутствии в действиях учреждения нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ и, как следствие, об отсутствии оснований у антимонопольного органа для вынесения оспариваемого решения."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 августа 2023 г. N Ф04-3877/23 по делу N А75-20787/2022