г. Тюмень |
|
4 сентября 2023 г. |
Дело N А46-165/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Алексеевой Н.А.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Называевский элеватор" на постановление от 29.05.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-165/2023 Арбитражного суда Омской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Называевский элеватор" (646104, Омская область, Называевский район, город Называевск, переулок Урожайный, дом 1, ИНН 5523005482, ОГРН 1115514000095) к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Омской области (644043, Омская область, город Омск, улица Красный Путь, дом 3, ИНН 5503079359, ОГРН 1045504007658) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области Фертюк Н.Ю. по доверенности от 23.08.2023.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Называевский элеватор" (далее - общество, ООО "Называевский элеватор") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - министерство) об отказе в предоставлении субсидии на возмещение части затрат на производство и реализацию зерновых культур в размере 1 794 000 руб.
Решением от 10.03.2023 Арбитражного суда Омской области (судья Третинник М.А.) заявленное требование удовлетворено, на министерство возложена обязанность повторно рассмотреть заявку общества от 18.11.2022.
Постановлением от 29.05.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить постановление апелляционного суда, решение суда первой инстанции оставить в силе.
По мнению подателя кассационной жалобы, субсидия на возмещение части затрат на производство и реализацию зерновых культур является компенсационной, следовательно, на министерстве лежала обязанность по ее предоставлению; судом апелляционной инстанции не учтено, что отказ министерства в предоставлении субсидии является произвольным ввиду отсутствия в рассматриваемом случае такого основания для отказа как распределение в полном объеме бюджетных средств на предоставление субсидии.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя министерства, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 13.11.2022 на официальном портале Правительства Омской области министерством размешено объявление о проведении отбора по предоставлению из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат на производство и реализацию зерновых культур в соответствии с Порядком предоставления из областного бюджета субсидии производителям зерновых культур на возмещение части затрат на производство и реализацию зерновых культур, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 26.05.2021 N 207-п (далее - Порядок предоставления субсидий)
Общество 18.11.2022 обратилось в министерство с заявкой о предоставлении субсидии в общем размере 1 794 000 руб.
По результатам рассмотрения заявки 14.12.2022 министерство направило уведомление N исх-22/МСХ-8456 об отказе в предоставлении субсидии на основании подпункта 6 пункта 16 Порядка предоставления субсидии.
Общество, полагая, что отказ в предоставлении субсидии противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности отказа министерства по причине отсутствия в пункте 16 Порядка предоставления субсидии (здесь и далее в редакции, действовавшей в спорный период) такого основания для отказа в предоставлении субсидии как распределение в полном объеме бюджетных средств, предусмотренных министерству сводной бюджетной росписью областного бюджета в текущем финансовом году на предоставление субсидии.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд апелляционной инстанции исходил из соответствия оспариваемого отказа требованиям действующего законодательства, поскольку субсидия, предусмотренная Порядком предоставления субсидии, носит стимулирующий характер, отказ в предоставлении субсидии со ссылкой на подпункт 6 пункта 16 Порядка является обоснованным.
Суд округа, оставляя без изменения оспариваемый судебный акт исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период; далее - Бюджетный кодекс) предусмотрено, что в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, на безвозмездной и безвозвратной основе предоставляются субсидии, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса).
Вместе с тем безвозмездное и безвозвратное предоставление субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в строгом соответствии с требованиями и с учетом ограничений, предусмотренных действующим бюджетным законодательством. Так, нормативные акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять, в частности, категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, цели, условия, порядок предоставления, а также порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок осуществления государственного (муниципального) финансового контроля при предоставлении субсидий (пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса).
Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе претендовать на получение субсидии лишь в случаях и при соблюдении условий, прямо предусмотренных нормативно-правовым регулированием, принятым уполномоченными органами, которые обладают достаточной свободой усмотрения в вопросах ее установления, что связано с особенностями расходования бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30.09.2021 N 2120-О).
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях реализации государственной программы Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п, Правительство Омской области утвердило Порядок предоставления субсидий.
Целью предоставления субсидии является возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур (пункт 3 Порядка предоставления субсиди).
Пунктом 5 Порядка предоставления субсидии предусмотрено, что субсидии предоставляются в соответствии с бюджетной росписью министерства в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных министерству.
Пунктом 6 Порядка предоставления субсидии установлена формула, в соответствии с которой определяется размер субсидии.
Отбор получателей субсидии проводится на основании запроса предложений (заявок), направленных участниками отбора для участия в отборе, исходя из соответствия участника отбора критерию отбора и очередности поступления предложений (заявок) на участие в отборе (пункт 8 Порядка предоставления субсидии).
Процедура рассмотрения заявок и принятия соответствующего решения установлены пунктом 13 Порядка предоставления субсидии, согласно которому не позднее 35 рабочих дней с даты окончания приема предложений (заявок) министерство: 1) рассматривает предложения (заявки) и документы на предмет их соответствия установленным в объявлении о проведении отбора требованиям и условиям предоставления субсидий согласно данному Порядку; 2) определяет победителя (победителей) отбора и осуществляет подготовку проекта соглашения (проектов соглашений) в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации, Министерством финансов Омской области, с учетом требований подпунктов "и", "л" пункта 5 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1492, направляет его (их) победителю (победителям) отбора, с которым (которыми) заключается соглашение (в пределах бюджетных средств, предусмотренных министерству сводной бюджетной росписью областного бюджета в текущем финансовом году на предоставление соответствующих субсидий), для подписания.
Соглашение подписывается победителем (победителями) отбора в срок не позднее 15-го рабочего дня, следующего за днем определения министерством победителя (победителей) отбора.
Пунктом 16 Порядка предоставления субсидии установлены основания для отказа в предоставлении субсидии;
1) несоответствие участника отбора требованиям, установленным пунктом 9 названного Порядка;
2) установление факта недостоверности представленной получателем субсидии информации;
3) несоблюдение условий, предусмотренных названным Порядком;
5) несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям, определенным названным Порядком, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов;
6) незаключение соглашения.
Как следует из материалов дела, в оспариваемом отказе министерство указало, что в соответствии с пунктами 5, 8, подпунктом 2 пункта 13 Порядка предоставления субсидии, с учетом приостановления действия абзацев пятого - девятого пункта 6 Порядка до 01.01.2023, общество не признано победителем отбора и с ним не заключено соглашение на предоставление субсидии по причине распределения в полном объеме бюджетных средств, предусмотренных министерству сводной бюджетной росписью областного бюджета в текущем финансовом году на предоставление субсидии;
в соответствии с подпунктом 6 пункта 16 Порядка предоставления субсидии в предоставлении субсидии отказывается.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что 13.11.2022 на официальном портале Правительства Омской размещено объявление о проведении отбора по предоставлению из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат на производство и реализацию зерновых культур (дата и время начала подачи предложений (заявок) участников отбора - 14.11.2022 в 08:30; дата и время окончания подачи предложений (заявок) участников отбора - 23.11.2022 в 17:45; сроки проведения отбора с 24.11.2022 по 14.12.2022); согласно бюджетной росписи объем средств, утвержденный министерству на 2022 год, составил 156 000 000 руб.; общество 18.11.2022 обратилось в министерство с заявкой о предоставлении субсидии в общем размере 1 794 000 руб.; в период с 14.11.2022 по 23.11.2023 на участие в отборе подано 336 заявок, которые были рассмотрены министерством; в соответствии с очередностью поступления заявок на участие в отборе заявка ООО "Называевский элеватор" занимала 242 позицию; согласно информации о победителях отбора на представление субсидии, с которыми заключается соглашение на представление субсидии в пределах лимитов бюджетных обязательств, субсидии распределены 186 участникам отбора, заявки которых зарегистрированы в период с 14.11.2022 по 16.11.2022 в соответствии с очередностью, предусмотренной пунктом 8 Порядка предоставления субсидии; поскольку соглашение о предоставлении субсидии с обществом заключено не было министерством обществу направлено уведомление от 14.12.2022 N ИСХ-22/МСХ-8456 об отказе в предоставлении субсидии на основании подпункта 6 пункта 16 Порядка предоставления субсидии.
Принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 5 указанного выше Порядка субсидии предоставляются в соответствии с бюджетной росписью министерства в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных министерству, принятое решение об отказе в предоставлении ООО "Называевский элеватор", по верному утверждению суда апелляционной инстанции, полностью соответствует указанным положениям Порядка предоставления субсидии.
Вопреки доводам подателя жалобы судом апелляционной инстанции обоснованно указано, что в рассматриваемом случае осуществление соответствующих выплат из бюджета не является обязанностью публично-правового образования, субсидия, предусмотренная названным Порядком, носит стимулирующий характер, поскольку ее предоставление не обусловлено целями возмещения недополученных доходов.
Природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота, по общему правилу, не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующей субсидии при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования либо при исчерпании выделенных средств.
Таким образом, право на получение стимулирующей субсидии не является абсолютным, поскольку субсидии выделяются строго на определенные цели, лицо, претендующее на получение субсидии, обязано использовать эту субсидию по строго целевому назначению, а в случае нарушения условий, целей и порядка, установленных для предоставления субсидии, эти денежные средства подлежат возврату.
Выводы апелляционного суда согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 28.03.2022 N 309-ЭС21-23440, от 28.03.2022 N 309-ЭС21-23372, от 07.02.2022 N 309-ЭС21-18136.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным оспариваемого отказа министерства, изложенного в уведомлении от 14.12.2022 N ИСХ-22/МСХ-8456, и правомерно отказал в удовлетворении заявленного обществом требования.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 29.05.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-165/2023 Арбитражного суда Омской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Процедура рассмотрения заявок и принятия соответствующего решения установлены пунктом 13 Порядка предоставления субсидии, согласно которому не позднее 35 рабочих дней с даты окончания приема предложений (заявок) министерство: 1) рассматривает предложения (заявки) и документы на предмет их соответствия установленным в объявлении о проведении отбора требованиям и условиям предоставления субсидий согласно данному Порядку; 2) определяет победителя (победителей) отбора и осуществляет подготовку проекта соглашения (проектов соглашений) в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации, Министерством финансов Омской области, с учетом требований подпунктов "и", "л" пункта 5 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1492, направляет его (их) победителю (победителям) отбора, с которым (которыми) заключается соглашение (в пределах бюджетных средств, предусмотренных министерству сводной бюджетной росписью областного бюджета в текущем финансовом году на предоставление соответствующих субсидий), для подписания.
...
Выводы апелляционного суда согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 28.03.2022 N 309-ЭС21-23440, от 28.03.2022 N 309-ЭС21-23372, от 07.02.2022 N 309-ЭС21-18136."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 сентября 2023 г. N Ф04-4003/23 по делу N А46-165/2023