г. Тюмень |
|
7 сентября 2023 г. |
Дело N А67-9739/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Алексеевой Н.А.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г., рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) и системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" кассационную жалобу Кемеровской таможни на постановление от 24.05.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А67-9739/2022 по заявлению индивидуального предпринимателя Тухтаева Абдурахмона Абдухоликовича (ОГРНИП 319703100082232, ИНН 701750181091) к начальнику Томского таможенного поста Борисенко Марине Анатольевне, Кемеровской таможне (650055, Кемеровская обасть, город Кемерово, улица Сарыгина, дом 36, ОГРН 1024200707079, ИНН 4205009474) об оспаривании постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Останина В.В.) в заседании участвовал представитель Кемеровской таможни - Волков Ф.Д. по доверенности от 09.01.2023.
Посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" в судебном заседании в онлайн-режиме участвовала представитель индивидуального предпринимателя Тухтаева Абдурахмона Абдухоликовича - Имерели Е.Г. по доверенности от 07.11.2022.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Тухтаев Абдурахмон Абдухоликович (далее - ИП Тухтаев А.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлениями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Кемеровской таможне (далее - таможня, административный орган), начальнику Томского таможенного поста Борисенко Марине Анатольевне (далее - Борисенко М.А.) об изменении постановления от 06.10.2022 N 10608000-938/2022, решения от 27.10.2022 N 10608000/1ф/1 в части назначенного наказания; о признании незаконными и отмене постановлений от 06.10.2022 N 10608000-939/2022, N 10608000-940/2022, N 10608000-941/2022, N 10608000-942/2022 о привлечении к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 руб. (по каждому постановлению), решений от 27.10.2022 N 10608000/2ф/2А, N 10608000/3ф/3А, N 10608000/4ф/4А, N 10608000/5ф/5А об оставлении вышеназванных постановлений без изменения.
Возбужденные на основании указанных заявлений дела N А67-9739/2022, N А67-9740/2022, N А67-9741/2022, N А67-9742/2022, N А67-9743/2022 в порядке, предусмотренном статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, делу присвоен N А67-9739/2022.
постановлением от 24.05.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, постановления от 06.10.2022 N 10608000-939/2022, N 10608000-940/2022, N 10608000-941/2022; N 10608000-942/2022 и решения от 27.10.2022 N 10608000/2ф/2А, N 10608000/3ф/3А, N 10608000/4ф/4А, N 10608000/5ф/5А признаны незаконными и отменены, постановление от 06.10.2022 N 10608000-938/2022 и решение от 27.10.2022 N 10608000/1ф/1А изменены в части назначения предпринимателю штрафа в размере, превышающем 25 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, таможня просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать ИП Тухтаеву А.А. в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, суды неправильно применили положения части 2.2 статьи 4.1, части 5 статьи 4.4 КоАП РФ; поскольку предпринимателем было допущено несколько правонарушений при предоставлении статистических форм, то он подлежит привлечению к ответственности за каждое такое нарушение.
Отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представлены.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ИП Тухтаев А.А. в июле 2022 года осуществил вывоз товара с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан в рамках договоров от 13.01.2022 N 13-01/2022 (счета-фактура от 11.07.2022 N 99), от 02.07.2022 N 02-07/2022 (счета-фактура от 05.07.2022 N 98) и от 10.07.2022 N 10-07/2022 (счета-фактура от 11.07.2022 N 100), а также на территорию Республики Кыргызстан в рамках договора от 03.06.2022 N 03-06/2022 (счета-фактуры от 18.07.2022 N 106, N 107, от 29.07.2022 N 112, N 113) и договора от 11.05.2022 N 11-05/2022 (счета-фактуры от 01.07.2022 N 93, от 04.07.2022 N 94, N 95, N 96, от 05.07.2022 N 97, от 14.07.2022 N 101, N 102, от 15.07.2022 N 103, от 18.07.2022 N 104, N 105, от 20.07.2022 N 108, от 21.07.2022 N 109, от 22.07.2022 N 110, от 25.07.2022 N 111); вместе с тем статистические формы учета перемещения товаров были представлены им в таможенный орган 13.08.2022 (вместо 12.08.2022).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления таможней протоколов об административных правонарушениях от 22.09.2022 и вынесения постановлений от 06.10.2022 N 10608000-938/2022, N 10608000-939/2022, N 10608000-940/2022, N 10608000-941/2022, N 10608000-942/2022 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб. (по каждому постановлению).
Решениями от 27.10.2022 N 10608000/1ф/1А, N 10608000/2ф/2А, N 10608000/3ф/3А, N 10608000/4ф/4А, N 10608000/5ф/5А данные постановления оставлены без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Не согласившись с указанными постановлениями и решениями административного органа, ИП Тухтаев А.А. обратился в арбитражный суд с настоящими заявлениями.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности наличия в деянии предпринимателя составов вменяемых ему административных правонарушений; вместе с тем, руководствуясь частью 2.2 статьи 4.1 и частью 5 статьи 4.4 КоАП РФ, суды признали незаконными постановления от 06.10.2022 N 10608000-939/2022, N 10608000-940/2022, N 10608000-941/2022, N 10608000-942/2022 и решения от 27.10.2022 N 10608000/2ф/2А, N 10608000/3ф/3А, N 10608000/4ф/4А, N 10608000/5ф/5А, а постановление от 06.10.2022 N 10608000-938/2022 и решение от 27.10.2022 N 10608000/1ф/1А изменили в части назначения предпринимателю штрафа в размере, превышающем 25 000 руб.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи - непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
В силу части 2 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров.
В соответствии с пунктами 5, 6, 9, 10 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891, статистическая форма заполняется в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта вида транспорта, которым они перевозятся. Статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров. Статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 названных Правил. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет.
По правилам части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено (часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ).
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее сорока тысяч рублей (часть 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ).
В силу части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи.
В соответствии с частью 5 статьи 4.4 КоАП РФ (в редакции, действующей с 06.04.2022), если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что ИП Тухтаев А.А. в июле 2022 года осуществил вывоз товара с территории Российской Федерации на территорию Республик Казахстан и Кыргызстан по 5 договорам; статистические формы учета перемещения товаров представлены им в таможенный орган 13.08.2022 (вместо 12.08.2022).
Поскольку доказательств, подтверждающих принятие предпринимателем всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства при вывозе товаров из Российскую Федерацию, невозможность их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, а также повторность совершения аналогичного административного правонарушения, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Срок давности и процедура привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Административное наказание назначено предпринимателю по каждому из оспариваемых постановлений в виде штрафа (50 000 руб.) в пределах санкции части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Принимая во внимание положения части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, статус заявителя (микропредприятие), незначительный срок неисполнения предусмотренной законом обязанности, арбитражные суды правомерно сочли, что постановление от 06.10.2022 N 10608000-938/2022 и решение от 27.10.2022 N 10608000/1ф/1А подлежат изменению в части размера штрафа (25 000 руб.).
Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций установлено, что обстоятельства совершения предпринимателем вышеназванных административных правонарушений фактически были выявлены административным органом при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), в связи с чем административное наказание должно быть назначено предпринимателю как за совершение одного правонарушения.
По смыслу статьи 4.1 КоАП РФ процедура выявления факта совершения правонарушения или способ такого выявления не относятся к обстоятельствам, которые учитываются при назначении наказания. В целях применения вышеприведенных положений понятие "государственный контроль (надзор)" следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", иное означало бы нарушение одного из основополагающих принципов равенства всех перед законом (статья 1.4 КоАП РФ).
Вопреки позиции административного органа меры, принимаемые им в целях выявления случаев непредставления/несвоевременного представления статистических форм учета перемещения товаров, по своему содержанию и существу идентичны мероприятиям, проводимым в ходе осуществления государственного контроля (надзора).
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили частично заявленные требования, изменив одно из оспариваемых постановлений и решений административного органа, и отменив четыре последующих постановления и решения.
Доводы таможни, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 24.05.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-9739/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание положения части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, статус заявителя (микропредприятие), незначительный срок неисполнения предусмотренной законом обязанности, арбитражные суды правомерно сочли, что постановление от 06.10.2022 N 10608000-938/2022 и решение от 27.10.2022 N 10608000/1ф/1А подлежат изменению в части размера штрафа (25 000 руб.).
...
По смыслу статьи 4.1 КоАП РФ процедура выявления факта совершения правонарушения или способ такого выявления не относятся к обстоятельствам, которые учитываются при назначении наказания. В целях применения вышеприведенных положений понятие "государственный контроль (надзор)" следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", иное означало бы нарушение одного из основополагающих принципов равенства всех перед законом (статья 1.4 КоАП РФ)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 сентября 2023 г. N Ф04-4505/23 по делу N А67-9739/2022