г. Тюмень |
|
11 сентября 2023 г. |
Дело N А27-24129/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи и аудиозаписи помощником судьи Ким А.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный трест" на решение от 12.04.2023 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Ветошкин А.А.) и постановление от 06.06.203 Седьмого арбитражного апелляционного суда (Кривошеина С.В., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А27-24129/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный трест" (650036, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица 9 Января, дом 6, ОГРН 1064205127271, ИНН 4205118441) к Государственной жилищной инспекции Кузбасса (650991, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Советский, дом 60, ОГРН 1024200719828, ИНН 4207052789) об оспаривании постановления от 15.12.2022 N 13-406 и представления от 15.12.2022.
Другое лицо, участвующее в деле, - Засименков Александр Алексеевич (Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Исаенко Е.В.) в заседании участвовала представитель общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный трест" Идоленко О.В. по доверенности от 10.10.2022.
Представитель Засименкова Александра Алексеевича - Жариков М.И. подключение к системе веб-конференции не обеспечил.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный трест" (далее - ООО "ЖКТ", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Кузбасса (далее - инспекция, административный орган) от 15.12.2022 N 13-406 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 125 000 руб. и представления от 15.12.2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Засименков Александр Алексеевич (далее также - Засименков А.А.).
постановлением от 06.06.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленные требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, в рассматриваемом случае отсутствует состав административного правонарушения, поскольку у общества не возникло обязанности по содержанию лестницы, которая не относится к общему имуществу многоквартирного дома, что подтверждается заключением специалиста от 05.12.2022 N 144; спорная лестница предназначена для обслуживания нежилого помещения и должна быть отремонтирована или демонтирована его собственником; исполнение представления возможно только за счет средств на содержание общего имущества, однако, учитывая, что лестница не относится к общему имуществу, такое расходование денежных средств будет нецелевым.
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлении в судебном заседании представителя общества, суд округа не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ООО "ЖКТ" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом N 61 Б по проспекту Октябрьскому города Кемерово (далее - многоквартирный дом) на основании лицензии от 29.04.2015 N 154 и договора управления от 01.01.2009 N 63.
С целью проверки фактов, изложенных в обращении собственника помещений в многоквартирном доме, административным органом в отношении общества 17.11.2022 проведен инспекционный визит (решение от 16.11.2022 N 2-406), в ходе которого выявлен факт нарушения обществом части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 4,8, 4.8.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пункта 8 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), а именно: между подъездами NN 4 и 5 многоквартирного дома имеется пристрой (в котором размещен магазин "Ирбис"), вход на крышу пристроя осуществляется через лестницу, расположенную с левой стороны от входа в подъезд N 5; на момент осмотра одна из пяти ступеней отсутствует (упала), другая имеет наклон;
в соответствии с техническим паспортом на многоквартирный дом по состоянию на 20.07.1987 лестница, ведущая на крышу пристроя, входит в состав общего имущества многоквартирного дома (акт инспекционного визита от 30.11.2022, акт осмотра технического состояния жилищного фонда, его инженерного оборудования и придомовой территории от 17.11.2022).
По данному факту административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 09.12.2022 N 13-406 и вынесено постановление от 15.12.2022 N 13-406 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 125 000 руб.
Представлением от 15.12.2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, обществу предписано организовать и провести работы по обеспечению исправного состояния лестницы, расположенной между подъездами N N 4 и 5 многоквартирного дома (пункт 1); разработать и утвердить планы-графики производства вышеуказанных работ (пункт 2).
Не согласившись с указанными постановлением и представлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в деянии общества состава вменяемого правонарушения, соблюдении процедуры привлечения его к административной ответственности и наличии у инспекции правовых оснований для вынесения оспариваемого представления.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 названного Кодекса.
В силу пункта 4 части 4 статьи 1, пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьи 192 ЖК РФ предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ, подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к лицензионным требованиям относятся соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение им обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Исходя из положений части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме; управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ, подпунктом "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются объекты, предназначенные обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г").
Правилами N 170 установлено, что неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения (пункт 4.8.1); заделку трещин, углублений, выбоин и сколов в конструкциях лестниц следует производить по мере появления дефектов с применением материалов, аналогичных материалу конструкций, потерявшие прочность лестничные ступени в разборных маршах должны быть заменены новыми (пункт 4.8.4); осадка стен и пола крылец не допускается более чем на 0,1 м (пункт 4.8.10); допустимое нарушение горизонтальности лестничных площадок - не более 10 мм, а ступеней лестниц - не более 4 мм (пункт 4.8.13)
В силу пункта 8 Минимального перечня к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания лестниц многоквартирных домов относятся, в том числе: выявление деформации и повреждений в несущих конструкциях, надежности крепления ограждений, выбоин и сколов в ступенях; выявление наличия и параметров трещин в сопряжениях маршевых плит с несущими конструкциями, оголения и коррозии арматуры, нарушения связей в отдельных проступях в домах с железобетонными лестницами; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ООО "ЖКТ", осуществляя деятельность по управлению многоквартирным домом, не обеспечило надлежащее состояние лестницы, расположенной между подъездами N N 4 и 5 многоквартирного дома, которая ведет на крышу пристроя к многоквартирному дому (одна из пяти ступеней между отсутствует (упала), другая имеет наклон; путь к лестнице преграждает перегородка).
Вопреки доводам подателя жалобы, по верному утверждению судов, выводы специалиста, изложенные в заключении от 05.12.2022 N 144, опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствам, подтверждающим, что спорная лестница является общим имуществом многоквартирного дома.
Поскольку обществом не представлены доказательства, свидетельствующие о принятии всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства при управлении многоквартирным домом, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, апелляционный суд пришел к обоснованным выводам о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ и о законности выданного инспекцией представления обществу.
Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Существенных нарушений инспекцией положений КоАП РФ при проведении проверки и привлечении общества к административной ответственности не выявлено.
При назначении обществу административного наказания административном органом были учтены требования частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, административный штраф определен в размере половины минимального размера, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Суды не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований о признании незаконными оспариваемого постановления административного органа и вынесенного на его основании в соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.
Доводы подателя жалобы, оспаривающие выводы судов о наличии в действиях общества события и состава административного правонарушения, по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судом нижестоящей инстанции фактических обстоятельств, в связи с чем подлежат отклонению судом кассационной инстанции исходя из предусмотренных статьей 286 АПК РФ пределов его компетенции.
Иное толкование обществом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 06.06.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-24129/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Существенных нарушений инспекцией положений КоАП РФ при проведении проверки и привлечении общества к административной ответственности не выявлено.
При назначении обществу административного наказания административном органом были учтены требования частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, административный штраф определен в размере половины минимального размера, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Суды не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований о признании незаконными оспариваемого постановления административного органа и вынесенного на его основании в соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 сентября 2023 г. N Ф04-4116/23 по делу N А27-24129/2022