город Томск |
|
6 июня 2023 г. |
Дело N А27-24129/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жулевой К. А. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный трест" (N 07АП-3752/2023) на решение от 12.04.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-24129/2022 (судья Ветошкин А.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный трест", город Кемерово, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН 1064205127271, ИНН 4205118441), к Государственной жилищной инспекции Кузбасса, город Кемерово, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН 1024200719828, ИНН 4207052789) при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Засименкова Александра Алексеевича (г. Кемерово, Кемеровская область - Кузбасс) о признании незаконными постановления по делу об административном правонарушении N13-406 от 15.12.2022 и представления об устранении причин и условий способствовавших совершению административного правонарушения от 15.12.2022,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Идоленко О. В. по дов. от 10.10.2022, диплом,
От административного органа: без участия,
От третьего лица: Жариков М. И. по дов. от 30.03.2023, диплом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный трест" (далее - ООО "ЖКТ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции ГЖИ Кузбасса (далее - ГЖИ Кузбасса, административный орган) N 13-406 от 15.12.2022 и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 15.12.2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечен Засименков Александр Алексеевич (далее также - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 12.04.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на то, что спорная лестница пристроя не относится к общему имуществу многоквартирного дома по адресу: г.Кемерово, пр. Октябрьский, д. 61Б, поскольку обслуживает только одно нежилое помещение - данную пристройку.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с доводами апеллянта не согласился, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От третьего лица отзыв не поступил.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие административного органа.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы, представить третьего лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заявителя и третьего лица, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, 17.11.2022 на жилом доме (фонде), обслуживаемом управляющей организацией ООО "ЖКТ", по адресу: г. Кемерово, пр. Октябрьский, д. 61Б, должностным лицом ГЖИ Кузбасса выявлены обстоятельства, указывающие на наличие в действиях ООО "ЖКТ" события административного правонарушения, выразившегося в нарушении лицензионных требований.
По факту нарушения составлен протокол об административном правонарушении N 13-406 от 09.12.2022.
Постановлением по делу об административном правонарушении N 13-406 от 15.12.2022, принятым заместителем начальника ГЖИ КО по результатам рассмотрения материалов дела о нарушении законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии в отношении ООО "ЖКТ", общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое 3 предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
Представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 15.12.2022 обществу предписано: 1. Организовать и провести работы по обеспечению исправного состояния лестницы расположенной между 4 и 5 подъездами по пр. Октябрьский, д. 61Б., г. Кемерово. 2. Разработать и утвердить планы-графики производства вышеуказанных работ.
Не согласившись с указанным постановлением, представлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого правонарушения выступают общественные отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований.
Субъектом рассматриваемого правонарушения могут выступать должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица.
Субъективная сторона рассматриваемого деяния может быть выражена как умыслом, так и неосторожностью.
В соответствии с пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 данного Положения лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Как следует из положений части 2 статьи 162 ЖК РФ, управляющая организация, как сторона по договору управления многоквартирным домом, обязана в течение согласованного срока за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N491) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасности для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций для предоставления коммунальных услуг (пункт 10).
Согласно абзацам "а", "б" п. 10 Правил N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 11(1) Правил N 491).
Такой перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в него включены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, полов, стен, оконных и дверных проемов помещений, относящихся к общедомовым, электрооборудования (далее - Минимальный перечень N 290).
Пунктом 8 Минимального перечня работ N 290 предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания лестниц многоквартирных домов: выявление деформации и повреждений в несущих конструкциях, надежности крепления ограждений, выбоин и сколов в ступенях; выявление наличия и параметров трещин в сопряжениях маршевых плит с несущими конструкциями, оголения и коррозии арматуры, нарушения связей в отдельных проступях в домах с железобетонными лестницами; выявление прогибов косоуров, нарушения связи косоуров с площадками, коррозии металлических конструкций в домах с лестницами по стальным косоурам; выявление прогибов несущих конструкций, нарушений крепления тетив к балкам, поддерживающим лестничные площадки, врубок в конструкции лестницы, а также наличие гнили и жучков-точильщиков в домах с деревянными лестницами; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ; проверка состояния и при необходимости восстановление штукатурного слоя или окраска металлических косоуров краской, обеспечивающей предел огнестойкости 1 час в домах с лестницами по стальным косоурам; проверка состояния и при необходимости обработка деревянных поверхностей антисептическими и антипереновыми составами в домах с деревянными лестницами.
ООО "ЖКТ" является ответственным за содержание общего имущества в многоквартирном доме по адресу пр. Октябрьский, д. 61Б на основании договора управления многоквартирным домом N 63 от 01.01.2009, лицензии N 154 от 29.04.2015.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 17.11.2022 в рамках инспекционного визита в доме по адресу: г. Кемерово, пр. Октябрьский, д. 61 Б. обслуживаемом управляющей организацией ООО "ЖКТ" выявлены обстоятельства, указывающие на наличие в действиях ООО "ЖКТ" события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. Между 4 и 5 подъездами многоквартирного дома имеется пристрой (в котором размещен магазин "Ирбис"). Вход на крышу пристроя осуществляется через лестницу, расположенную с левой стороны от входа в подъезд N 5. На момент осмотра одна из пяти ступеней отсутствует (упала), другая имеет наклон. Путь к лестнице преграждает перегородка. Составлен акт инспекционного визита. В соответствии с техническим паспортом на жилой дом и земельный участок по пр. Октябрьский, д. 61Б составленного по состоянию на 20.07.1987, исчисление площадей и объемов основных и отдельных частей строения и пристроек, площадь лестницы входа на крышу пристроя А2 входит в состав общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 3 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Судом установлено, что многоквартирный жилой дом по адресу: г. Кемерово, пр. Октябрьский, д. 61 Б, является единым строением, расположенным по одному адресу, имеющим единую систему снабжения и обеспечения ресурсами, находящийся на едином земельном участке.
Представленные в материалы дела доказательства, фотоматериалы, выписки из технического паспорта, экспликация, договор управления МКД N 63 от 01.01.2009, договор оказания эксплуатационных услуг N 119 от 15.04.2009 подтверждают единство жилого дома по адресу: г. Кемерово, пр. Октябрьский, д. 61 Б.
При этом договор управления МКД N 63 от 01.01.2009 не содержит никаких ограничений или исключений относительно обслуживания отдельных частей дома по указанному адресу.
Учитывая вышеизложенное, доводы общества о том, что спорная лестница пристроя не относится к общему имуществу многоквартирного дома по адресу: г. Кемерово, пр. Октябрьский, д. 61Б, поскольку обслуживает только одно нежилое помещение - данную пристройку, судом апелляционной инстанции не принимаются как противоречащие материалам дела.
Факт нарушения ООО "ЖКТ" подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, и свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьей 14.1.3 КоАП РФ, и заявителем документально не опровергнут.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, заявитель не представил. Каких-либо доказательств невозможности соблюдения заявителем приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд первой инстанции правомерно признал, что действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд апелляционной инстанции считает, что положения статей 25.1, 28.2, 28.4, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
Содержание протокола об административном правонарушении соответствует требованиям, предусмотренным в статье 28.2 КоАП РФ; протокол содержат сведения, перечисленные в части 2 указанной статьи, в том числе о времени и месте события правонарушения и составления протокола, сведения о лице, его составившем, о лице, совершившем правонарушение, о статье КоАП РФ, предусматривающей ответственность, и др.
Постановление по делу об административном правонарушении содержит все предусмотренные статьей 29.10 КоАП РФ сведения, вынесено уполномоченным должностным лицом Инспекции с учетом всех обстоятельств дела.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, судом не установлено.
Обо всех процессуальных действиях в ходе дела об административном правонарушении лицо, привлекаемое к ответственности, было надлежащим образом извещено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Обстоятельств для квалификации в качестве малозначительного совершенного заявителем административного правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ), судом не усмотрено, учитывая, что какие-либо исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, в настоящем деле не установлены. Как правильно указал суд первой инстанции, оснований для освобождения общества от административной ответственности в рассматриваемом случае не имеется.
Возможности замены назначенного обществу административного наказания в виде штрафа на предупреждение судом первой инстанции не установлено ввиду отсутствия в материалах дела доказательств наличия совокупности условий, предусмотренных статьями 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
Мера наказания соответствует совершенному деянию, штраф назначен административным органом с учетом положений части 2 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ в размере ниже минимального - 125 000 руб., что соответствует и положениям части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ.
Довод апеллянта о том, что Инспекция незаконно возложила на общество обязанность по осуществлению капитального ремонта лестницы, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В представлении указано на необходимость провести работы по обеспечению исправного состояния лестницы, расположенной между 4 и 5 подъездами по пр. Октябрьский, д. 61Б., г. Кемерово, составить план-график производства вышеуказанных работ.
Поскольку, как указано выше, лестница является общим имуществом многоквартирного дома, соответственно, общество обязано принимать меры, направленные на устранение выявленных нарушений.
Следовательно, вынесение Инспекцией оспариваемого представления в порядке статьи 29.13 КоАП РФ является обоснованным.
При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, по доводам апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.04.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-24129/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный трест" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-24129/2022
Истец: ООО "Жилищно-коммунальный трест"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Кемеровской области Кузбасса
Третье лицо: Засименков Александр Алексеевич