г. Тюмень |
|
19 сентября 2023 г. |
Дело N А75-19096/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение от 15.02.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Заболотин А.Н.) и постановление от 19.05.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-19096/2022 по заявлению Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Карла Маркса, дом 32, ИНН 8601002141, ОГРН 1028600512588) к Управлению Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628012, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Карла Маркса, дом 12, ИНН 8601010495, ОГРН 1028600512401) об оспаривании представления.
Другое лицо, участвующее в деле, - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (268002, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Спортивная, дом 7, ИНН 8601001726, ОГРН 1028600510465).
В заседании приняли участие представители:
от Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Матросова А.А по доверенности от 16.01.2023;
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Попцова И.В. по доверенности от 14.12.2022.
Суд установил:
Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа -Югры с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление казначейства) о признании незаконным представления от 11.07.2022 N 87-20-27/20-3051.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - фонд).
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления департамента.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды пришли к ошибочному выводу об отсутствии у департамента обязанности по обеспечению достижения значений предоставления иного межбюджетного трансферта, поскольку такая обязанность следует из формулировки пункта 4.3.3 соглашения; не основаны на материалах дела выводы судов о том, что причиной недостижения результатов предоставления иного межбюджетного трансферта явилось невыполнение медицинскими организациями планов проведения углубленной диспансеризации; требование оспариваемого представления о необходимости принятия мер по устранению причин и условий нарушения соответствует пункту 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В отзывах на кассационную жалобу департамент и фонд просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу управления - без удовлетворения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей департамента и фонда, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры заключено Соглашение от 03.08.2021 N 056-17-2021- 419 о предоставлении в 2021 году иного межбюджетного трансфера, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которого являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетного трансферта бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - соглашение).
Управлением казначейства на основании приказа от 08.04.2022 N 95-П "О назначении внеплановой камеральной проверки Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, пункта 2 Плана контрольных мероприятий управления казначейства на 2022 год, утвержденного 27.12.2021 руководителем управления казначейства, в период с 12.04.2022 по 19.05.2022 проведена выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, по результатам которой составлен акт от 19.05.2022 N 15-пв.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ и пункта 4.3.3 соглашения департаментом в 2021 году не обеспечено достижение показателя результативности использования межбюджетного трансферта.
В целях устранения выявленного нарушения департаменту выдано представление от 11.07.2022 N 87-20-27/20-3051 о принятии в срок до 15.01.2023 мер по устранению причин и условий нарушения.
Не согласившись с указанным представлением, департамент обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о недоказанности управлением казначейства наличия в действиях департамента нарушений норм БК РФ и условий соглашения, в связи с чем удовлетворили заявленное требование.
Суд округа, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу пункта 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является, в том числе, контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов; контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета. Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, государственные (муниципальные) учреждения (пункт 1 статьи 266.1 БК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств уполномочен обеспечивать результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Как следует из материалов дела, управление казначейства в ходе контрольного мероприятия пришло к выводу, что в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ и пункта 4.3.3 Соглашения департаментом в 2021 году не обеспечено достижение показателя результативности использования межбюджетного трансферта, а именно:
при установленном плановом показателе 64 598 случаев, фактический показатель по состоянию на 01.01.2022 составил 11 869 случаев или 18,37%; неисполнение составило 52 729 случаев; за весь 2021 год в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре углубленную диспансеризацию прошли 12 339 человек.
Согласно пункту 6.1 соглашения функции по исполнению (координации исполнения) Соглашения и представление отчетности со стороны Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры возложены на департамент.
В соответствии с пунктом 4.3.3 соглашения департамент обязуется обеспечивать достижение значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта, установленных в соответствии с приложением N 2 к соглашению.
Приложением N 2 к соглашению определено, что с даты его заключения и до 31.12.2021 плановое значение результатов предоставления трансферта составляет 64 598 оплаченных за счет средств трансферта случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 N 1125 утверждены Правила предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (covid19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации (далее - Правила N 1125).
Из пункта 12 Правил N 1125 следует, что отчетность об использовании средств, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, в том числе содержащая информацию о достижении значения результата предоставления межбюджетного трансферта, предоставляется в адрес исполнительной власти субъектов Российской Федерации территориальными фондами обязательного медицинского страхования.
В свою очередь, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации представляет с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в порядке и сроки, установленные соглашением: отчет о расходах бюджета субъекта Российской Федерации в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт; отчет о достижении значения результата предоставления иного межбюджетного трансферта (пункт 13 Правил N 1125).
Правила N 1125 устанавливают порядок и условия предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов на проведение углубленной диспансеризации в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2299, в разделе IV которой установлено, что Порядок направления граждан на прохождение углубленной диспансеризации, включая категории граждан, проходящих углубленную диспансеризацию в первоочередном порядке, устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Такой порядок утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.07.2021 N 698н (далее - Порядок).
Ответственными за проведение углубленной диспансеризации являются руководители медицинских организаций, врачи-терапевты, врачи-терапевты участковые, врачи общей практики (семейные врачи), врачи-терапевты цехового врачебного участка, врачи по медицинской профилактике медицинской организации; углубленная диспансеризация проводится на основании календарного плана проведения углубленной диспансеризации с указанием осмотров врачами-специалистами, лабораторных, инструментальных и иных исследований, дат и мест их проведения, числа граждан (пункты 4, 5, 7 Порядка).
В силу пунктов 11, 12 Порядка, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья обеспечивают организацию прохождения гражданами углубленной диспансеризации, в том числе в вечерние часы и субботу, предоставляют гражданам возможность самостоятельной записи при обращении гражданина в медицинскую организацию и дистанционной записи на углубленную диспансеризацию, в том числе посредством использования Единого портала и иных информационных систем, обеспечивают передачу сведений о записях граждан на углубленную диспансеризацию в структурные подразделения медицинской организации; обеспечивают передачу сведений о записях граждан на углубленную диспансеризацию в структурные подразделения медицинской организации, осуществляющей углубленную диспансеризацию, с использованием медицинской информационной системы медицинской организации или государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения в течение одного рабочего дня со дня получения актуализированных данных.
Согласно пункту 16 Порядка проведение углубленной диспансеризации осуществляется с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки в субъекте Российской Федерации.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды установили, что причиной недостижения значения показателей результативности использования иных межбюджетных трансфертов по количеству оплаченных в 2021 году случаев проведения диспансеризации застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2022 является невыполнение медицинскими организациями планов проведения углубленной диспансеризации; в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югры углублённая диспансеризация могла проводиться лишь с 04.08.2021 по 17.10.2021 и с 15.12.2021 по 31.12.2021; в соответствии с постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.06.2021 N 83 "О мерах по предотвращению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" граждане в возрасте 65 лет и старше, граждане, имеющие хронические заболевания, сниженный иммунитет, за исключением трудоустроенных и (или) прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, обязаны были соблюдать режим обязательной самоизоляции и не покидать место жительства (пребывания); департамент обеспечивал достижение значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта в той мере, в какой это было возможным (11 869 человек прошли углубленную диспансеризацию); обязательств по обеспечению 100% выполнения планового показателя на департамент здравоохранения возложено не было.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у управления казначейства законных оснований для выдачи оспариваемого представления.
Доводы подателя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку применительно к установленным обстоятельствам дела. Несогласие управления казначейства с выводами судов не свидетельствует о неправильном применении ими норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела, и не может служить основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке (статьи 286, 287 АПК РФ).
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.02.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 19.05.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-19096/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 11, 12 Порядка, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья обеспечивают организацию прохождения гражданами углубленной диспансеризации, в том числе в вечерние часы и субботу, предоставляют гражданам возможность самостоятельной записи при обращении гражданина в медицинскую организацию и дистанционной записи на углубленную диспансеризацию, в том числе посредством использования Единого портала и иных информационных систем, обеспечивают передачу сведений о записях граждан на углубленную диспансеризацию в структурные подразделения медицинской организации; обеспечивают передачу сведений о записях граждан на углубленную диспансеризацию в структурные подразделения медицинской организации, осуществляющей углубленную диспансеризацию, с использованием медицинской информационной системы медицинской организации или государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения в течение одного рабочего дня со дня получения актуализированных данных.
Согласно пункту 16 Порядка проведение углубленной диспансеризации осуществляется с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки в субъекте Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 сентября 2023 г. N Ф04-4308/23 по делу N А75-19096/2022