г. Тюмень |
|
21 сентября 2023 г. |
Дело N А75-9239/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Зюкова В.А.,
судей Доронина С.А.,
Кадниковой О.В. -
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бархатова Кирилла Анатольевича на определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.04.2023 (судья Колесников С.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 (судьи Дубок О.В., Горбунова Е.А., Сафронов М.М.) по делу N А75-9239/2022 о несостоятельности (банкротстве) Бархатова Кирилла Анатольевича (ИНН 667601069050, далее - должник), принятые по ходатайству об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина.
Суд установил:
Бархатов К.А. 20.05.2022 обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.07.2022 в отношении Бархатова К.А. введена процедура реструктуризации долгов гражданина, финансовым управляющим утвержден Маслянцев Иван Николаевич (далее -финансовый управляющий).
В материалы дела представлен проект плана реструктуризации долгов должника.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.04.2023, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023, утвержден план реструктуризации долгов Бархатова К.А. в представленной редакции.
Не согласившись с принятыми судебными актами, должник обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт о введении процедуры реализации его имущества.
В кассационной жалобе приведены доводы о несоответствии фактическим обстоятельствам дела и нормам права выводов судов о наличии оснований для утверждения плана реструктуризации долгов гражданина.
По мнению кассатора, условия плана заведомо неисполнимы по причинам недостоверности экономических расчетов, поскольку ежемесячно он может направлять на погашение задолженности только 32 613,40 руб., учитывая, что среднемесячный доход должника составляет 54 030,40 руб., а прожиточный минимум на данный момент составляет 21 417 руб. (54 030,40 руб. - 21 417 руб. = 32 613,40 руб.); в связи с работой вахтовым методом, его доход не стабилен; указывает, что платежеспособность должника не доказана, неисполнение должником обязательств перед кредиторами в соответствии с условиями указанного плана приведет к затягиванию процедуры банкротства.
В отзыве на кассационную жалобу акционерное общество "Всероссийский банк развития регионов" (далее - Банк "ВБРР" (АО)) считает несостоятельными доводы, изложенные в ней, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в обособленном споре лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в соответствии с положениями части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Рассмотрев кассационную жалобу, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для их отмены и направления обособленного спора на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, в реестре требований кредиторов должника по состоянию на 20.12.2022 кредиторы первой и второй очередей отсутствуют, в третью очередь включены требования акционерного общества "Российской сельскохозяйственный банк", общества с ограниченной ответственностью "Финтерра", общества с ограниченной ответственностью "Специализированное финансовое общество Титан", Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому Автономному округу - Югре, общества с ограниченной ответственностью "Легал Коллекшн", Банка "ВБРР" (АО), общества с ограниченной ответственностью "Феникс" в общем размере 2 403 712,41 руб.
Должник в зарегистрированном браке не состоит; трудоустроен в акционерном обществе "Компания МТА".
На основании справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ доход Бархатова К.А. по месту работы за 2022 год составляет 493 383,20 руб. (доход за восемь месяцев, с февраля по сентябрь 2022 года).
Бархатов К.А. ранее банкротом не признавался, сведений о наличии у должника неснятой или непогашенной судимости в материалы дела не представлено.
Банком "ВБРР" (АО) представлен проект плана реструктуризации долгов гражданина, в соответствии с которым задолженность Бархатова К.А., с учетом прощения кредиторами части долга, составляет 1 201 885,04 руб.
Согласно представленному в материалы дела протоколу собрания кредиторов, проведенного финансовым управляющим 02.02.2023, собранием кредиторов принято решение об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина. Представленный план реструктуризации предусматривает ежемесячные платежи в течение 36 месяцев.
Суд первой инстанции, приняв во внимание совокупный размер кредиторской задолженности в сумме 1 200 722,38 руб., с учетом предусмотренного планом реструктуризации долгов прощения задолженности в сумме 1 200 722,38 руб., трудоспособный возраст должника, утверждая план реструктуризации долгов гражданина в предложенной редакции, исходил из того, что он соответствует требованиям, установленным пунктом 1 статьи 213.13 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Между тем судами не учтено следующее.
Представленный план реструктуризации содержит условия о порядке погашения требований семи кредиторов.
Однако в заявлении должника в суд первой инстанции о признании его несостоятельным (банкротом) указано двадцать два кредитора.
Кроме этого, на момент утверждения плана реструктуризации судом в реестр требований кредиторов должника включены иные кредиторы - акционерное общество "Центр долгового управления", публичное акционерное общество "Совкомбанк"
При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 213.14 Закона о банкротстве представляемый для утверждения план реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке и сроках погашения требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган.
Согласно пункту 3 статьи 213.14 Закона о банкротстве условия плана реструктуризации долгов гражданина для конкурсных кредиторов, не принимавших участия в голосовании, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, голосовавших за его одобрение.
Проект плана реструктуризации долгов с приложенными к нему документами (статья 213.15 Закона о банкротстве) направляется всем кредиторам должника, известным на момент направления плана (абзац второй пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", далее - Постановление N 45).
Совокупный смысл приведенных норм буквально означает, что в силу установленных Законом о банкротстве требований утверждаемый судом план реструктуризации долгов гражданина не может ограничиваться определением порядка погашения только требований, включенных в реестр требований кредиторов должника, а должен содержать условия о планируемом погашении всех известных кредиторов.
В противном случае восстановительная функция процедуры реструктуризации долгов не действует, поскольку она связана с погашением обязательств перед имеющимися кредиторами должника в материальных правоотношениях, а не с кредиторами, получившими соответствующий статус в деле о банкротстве.
В рассматриваемом деле план не предусматривает погашение требований всех кредиторов, что влияет на общий размер задолженности, подлежащей погашению в рамках утвержденного плана реструктуризации, в связи с чем подлежит проверке довод должника об отсутствии у него возможности погашения задолженности с учетом ее общего размера и его доходов.
Утвержденный судом план реструктуризации предусматривает 50 % списания задолженности (1 200 722,38 руб.).
На основании пункта 5 статьи 213.14 Закона о банкротстве план реструктуризации долгов гражданина должен предусматривать погашение требований конкурсных кредиторов и уполномоченного органа пропорционально сумме требований кредиторов, включенных в план реструктуризации долгов гражданина.
С согласия отдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа план реструктуризации долгов гражданина может содержать положение о погашении не в полном размере требований давшего такое согласие лица.
Приведенные положения предусматривают, что дача согласия на включение в план реструктуризации долгов гражданина положения о погашении не в полном размере требований является правом соответствующего конкурсного кредитора.
То есть только сам кредитор вправе дать согласие на неполное погашение его требований и включение соответствующего положения в план реструктуризации долгов. Это право, предоставленное отдельному кредитору, соответственно, его реализация осуществляется кредитором по своему усмотрению.
Никто, кроме кредитора (в том числе, собрание кредиторов и (или) другие кредиторы), дать указанное согласие за кредитора не может.
На собрании кредиторов присутствовал только один кредитор Банк "ВБРР" (АО), иные кредиторы, указанные в плане реструктуризации, на собрании не присутствовали, соответственно, решения о погашении не в полном размере их требований не принимали. Соответствующего согласия суду не давали.
Кредиторы, проголосовавшие за скидку с долгов или иным образом давшие согласие на указанную скидку, являются связанными таким согласием, однако такое согласие не распространяется на кредиторов, которые аналогичного согласия не давали.
Таким образом, учитывая, что планом реструктуризации долгов гражданина предусмотрено списание 50 % задолженности перед иными кредиторами, на что сами кредиторы согласия не давали, план реструктуризации противоречит пункту 5 статьи 213.14 Закона о банкротстве.
Пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции уполномочен на отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и направление дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Направление дела на новое рассмотрение обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценки представленных доказательств (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть отмеченные недостатки, установить указанные выше обстоятельства, в частности выяснить согласие кредиторов и уполномоченного органа на погашение их требований не в полном размере, оценить доводы должника о его неплатежеспособности с учетом требований всех имеющихся кредиторов, по итогам установления всех юридически значимых обстоятельств разрешить спор по существу при правильном применении норм материального права.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.04.2023 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 делу N А75-9239/2022 отменить.
Обособленный спор направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
В.А. Зюков |
Судьи |
С.А. Доронин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проект плана реструктуризации долгов с приложенными к нему документами (статья 213.15 Закона о банкротстве) направляется всем кредиторам должника, известным на момент направления плана (абзац второй пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", далее - Постановление N 45).
...
На основании пункта 5 статьи 213.14 Закона о банкротстве план реструктуризации долгов гражданина должен предусматривать погашение требований конкурсных кредиторов и уполномоченного органа пропорционально сумме требований кредиторов, включенных в план реструктуризации долгов гражданина.
...
Кредиторы, проголосовавшие за скидку с долгов или иным образом давшие согласие на указанную скидку, являются связанными таким согласием, однако такое согласие не распространяется на кредиторов, которые аналогичного согласия не давали.
Таким образом, учитывая, что планом реструктуризации долгов гражданина предусмотрено списание 50 % задолженности перед иными кредиторами, на что сами кредиторы согласия не давали, план реструктуризации противоречит пункту 5 статьи 213.14 Закона о банкротстве."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 сентября 2023 г. N Ф04-4055/23 по делу N А75-9239/2022