г. Тюмень |
|
28 сентября 2023 г. |
Дело N А67-8900/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Демидовой Е.Ю.
Щанкиной А.В.
рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Томск Авиа" на решение от 23.05.2023 Арбитражного суда Томской области (судья Попилов М.О.) и постановление от 12.07.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Фертиков М.А., Киреева О.Ю., Сорокина Е.А.) по делу N А67-8900/2022 по иску межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Ноградская, 5, ИНН 4205199592, ОГРН 1104205007840) к обществу с ограниченной ответственностью "Аэропорт Томск" (634011, Томская область, Томский район, поселок Аэропорт, ИНН 7014044882, ОГРН 1067014012229) о признании права собственности на земельные участки,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Томск Авиа", общества с ограниченной ответственностью "Аэропорт Стрежевой", общества с ограниченной ответственностью "Промавиасервис".
Суд установил:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях (далее - МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях, территориальное управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Аэропорт Томск" (долее - ООО "Аэропорт Томск"), обществу с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Томск Авиа" (далее - ООО "Авиакомпания "Томск Авиа"), обществу с ограниченной ответственностью "ПромАвиаСервис" о признании права собственности Российской Федерации на:
- земельный участок с кадастровым номером 70:20:0000004:117, расположенный по адресу: Томская область, г. Стрежевой, ул. Авиаторов, 7;
- земельный участок с кадастровым номером 70:20:0000004:118, расположенный по адресу: Томская область, г. Стрежевой, ул. Авиаторов, 5/2;
- земельный участок с кадастровым номером 70:20:0000004:119, расположенный по адресу: Томская область, г. Стрежевой, ул. Авиаторов, 17, стр. 5;
- земельный участок с кадастровым номером 70:20:0000004:120, расположенный по адресу: Томская область, г. Стрежевой, ул. Авиаторов, 11/4;
- земельный участок с кадастровым номером 70:20:0000004:121, расположенный по адресу: Томская область, г. Стрежевой, ул. Авиаторов, 17, стр. 7;
- земельный участок с кадастровым номером 70:20:0000004:122, расположенный по адресу: Томская область, г. Стрежевой, ул. Авиаторов, 21;
- земельный участок с кадастровым номером 70:20:0000004:123, расположенный по адресу: Томская область, г. Стрежевой, ул. Авиаторов, 11;
- земельный участок с кадастровым номером 70:20:0000004:323, расположенный по адресу: Томская область, г. Стрежевой, ул. Авиаторов, участок 6а;
- земельный участок с кадастровым номером 70:20:0000004:322, расположенный по адресу: Томская область, г. Стрежевой, ул. Авиаторов, участок 6;
- земельный участок с кадастровым номером 70:20:0000004:125, расположенный по адресу: Томская область, г. Стрежевой, ул. Авиаторов, 8;
- земельный участок с кадастровым номером 70:20:0000004:126, расположенный по адресу: Томская область, г. Стрежевой, ул. Авиаторов, 17.
Определением от 11.11.2022 исковые требования к ООО "Аэропорт Томск" о признании права собственности Российской Федерации на:
- земельный участок с кадастровым номером 70:20:0000004:117, расположенный по адресу: Томская область, г. Стрежевой, ул. Авиаторов, 7,
- земельный участок с кадастровым номером 70:20:0000004:322, расположенный по адресу: Томская область, г. Стрежевой, ул. Авиаторов, участок 6,
- земельный участок с кадастровым номером 70:20:0000004:125, расположенный по адресу: Томская область, г. Стрежевой, ул. Авиаторов, 8,
- земельный участок с кадастровым номером 70:20:0000004:126, расположенный по адресу: Томская область, г. Стрежевой, ул. Авиаторов, 17,
- земельный участок с кадастровым номером 70:20:0000004:122, расположенный по адресу: Томская область, г. Стрежевой, ул. Авиаторов, 21, выделены в отдельное производство, за делом оставлен N А67-8900/2022.
Решением от 23.04.2022 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 12.07.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
ООО "Авиакомпания "Томск Авиа" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в иске, ссылаясь при этом на то, что: истец не представил доказательств владения спорными земельными участками; с момента приватизации государство лишилось права собственности на спорные земельные участки; в рамках обособленного спора по делу N А67-4289/2013 о банкротстве ООО "Авиакомпания "Томск Авиа" были установлены обстоятельства приобретения, изменения и прекращения права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 70:20:0000004:117, 70:20:0000004:126 и 70:20:0000004:125, которые исключают предъявление рассматриваемого требования; правовая судьба земельного участка с кадастровым номером 70:20:0000004:322, не отраженного в преюдициальном судебном акте, тождественна правовой судьбе трех других спорных земельных участков.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Аэропорт Томск" доводы жалобы поддерживает.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Рассмотрев кассационную жалобу с учетом заявленных в ней доводов, проверив законность принятого решения и постановления, соответствие выводов судов установленным обстоятельствам и представленным доказательствам, суд округа не находит оснований для отмены или изменения судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, земельные участки с кадастровыми номерами 70:20:0000004:117, 70:20:0000004:322, 70:20:0000004:125, 70:20:0000004:126 принадлежат на праве собственности ООО "Аэропорт Томск", что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
Земельный участок с кадастровым номером 70:20:0000004:122, согласно сведениям ЕГРН (выписка представлена истцом в электронном виде в качестве приложения к иску) находится в собственности ОАО "Томское производственное авиационное объединение" (дата государственной регистрации права собственности 11.11.2011), прекратившего свою деятельность по завершении процедуры банкротства.
Однако согласно приложенному к материалам дела заключению кадастрового инженера на данном земельном участке располагается здание с кадастровым номером 70:20:0000004:129, площадью 129,3 кв. м, расположенное по адресу: Томская область, г. Стрежевой, ул. Авиаторов, д. 21 (выписки из ЕГРН от 02.11.2022 N КУВИ-001/2022-194122087, от 02.11.2022 N КУВИ-001/2022-194142813 представлены истцом в материалы дела в электронном виде в качестве приложения к уточнению от 08.11.2022).
Согласно сведениям ЕГРН, ранее собственником данного здания являлось ОАО "Томское производственное авиационное объединение" (с 10.12.2007 по 20.10.2009), после ООО "Авиакомпания "Томск Авиа" (20.10.2009 по 19.11.2021).
В настоящее время, согласно сведениям ЕГРН, собственником вышеуказанного здания является ООО "Аэропорт Томск", право собственности которого зарегистрировано в ЕГРН 19.11.2021. Основаниями для государственной регистрации перехода права собственности на здание являлись сделки купли-продажи.
Решением от 17.06.2021 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-3044/2020 установлено, что принятие Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Томской области распоряжения от 30.12.2004 N 675 осуществлено в нарушение действовавших на тот период времени законодательных положений о приватизации, а сделка по распоряжению земельным участком, находящимся в федеральной собственности, путем его приватизации и передачи от ФГУП "ТомскАвиа" к ОАО "Томск Авиа" является ничтожной.
Исследовав и оценив порядок и процедуру приватизации предприятия воздушного транспорта - ФГУП "ТомскАвиа", суд пришел к выводу о том, что земельный участок, относящийся к землям транспорта и предназначенный для размещения объектов воздушного транспорта, не мог быть предоставлен в частную собственность (приватизирован).
Поскольку основания приобретения спорных земельных участков в частную собственность (сделки) ничтожны, следовательно, такие участки должны находиться в собственности Российской Федерации.
Письмом, направленным в адрес конкурсного управляющего ООО "Аэропорт Томск" от 19.04.2022 N 42-АЛ-07/4429, территориальное управление предложило во внесудебном порядке передать принадлежащие указанному лицу земельные участки в федеральную собственность.
Указанное предложение истца осталось без ответа, что послужило основанием для обращения истца с иском в суд по настоящему делу.
Суд первой инстанции в соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ исходил из следующего.
Решением от 30.06.2021 Арбитражного суда Томской области признан недействительным договор купли-продажи, заключенный между ОАО "ТомскАвиа" и ООО "Промавиасервис" в части купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 70:20:0000004:116, данный земельный участок истребован в пользу Российской Федерации. Встречные исковые требования ООО "Промавиасервис" о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 70:20:0000004:116 оставлены без удовлетворения.
Постановлением от 23.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда принят отказ территориального управления от иска в части истребования земельного участка; решение от 30.06.2021 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-3044/2020 в части истребования земельного участка с кадастровым номером 70:20:0000004:116 и взыскания с ООО "Промавиасервис" в доход федерального бюджета 6 000 руб. государственной пошлины отменено, производство по делу в части требований об истребовании земельного участка прекращено. В остальной части решение от 30.06.2021 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-3044/2020 оставлено без изменения.
Указанными судебными актами, имеющими преюдициальное значение для настоящего спора, установлены следующие обстоятельства.
Постановлением главы администрации города Стрежевого от 26.01.1993 N 42ж, постановлением главы города Стрежевой от 22.01.2004 N 26ж "О предоставлении земельного участка" земельный участок общей площадью 178,49 га из категории земель "земли поселений" был предоставлен федеральному государственному унитарному предприятию "ТомскАвиа" (ранее именовалось Стрежевское государственное предприятие) (далее - ФГУП "ТомскАвиа") в бессрочное пользование под размещение аэропорта.
На основании распоряжения территориального управления от 30.12.2004 N 675 ФГУП "ТомскАвиа" преобразовано в ОАО "Томск Авиа" (ИНН 7017115933, основной вид деятельности - 62.10.1 "Деятельность воздушного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию"), в состав подлежавшего приватизации имущественного комплекса был включен имущественный комплекс "Аэропорт Стрежевой", 100% акций принадлежало Российской Федерации.
Впоследствии, на основании обращения ОАО "Томск Авиа" постановлением Мэра городского округа Стрежевой от 01.11.2005 N 26ж "Об образовании земельных участков" из вышеуказанного земельного участка было образовано два земельных участка площадью 1 194 218 кв. м (119,4 га), по адресу: г. Стрежевой, ул. Авиаторов, 7 (категория земель - земли поселений) и земельный участок под взлетно-посадочную полосу площадью 594 893 кв. м (59,5 га), по адресу: г. Стрежевой, ул. Авиаторов, 7/1 (категория земель - земли поселений).
Земельный участок с кадастровым номером 70:20:0000004:0080, расположенный по адресу: Томская область, г. Стрежевой, ул. Авиаторов, площадью 1 194 218 кв. м (119,4 га) был поставлен на кадастровый учет 16.11.2005.
Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 70:20:0000004:0080 зарегистрировано право федеральной собственности.
По решению ОАО "Томск Авиа" исходный земельный участок с кадастровым номером 70:20:0000004:0080 разделен на 4 земельных участка с кадастровыми номерами 70:20:0000004:109, 70:20:0000004:110, 70:20:0000004:111, 70:20:0000004:112 (дата постановки на кадастровый учет - 17.09.2009).
Земельный участок с кадастровым номером 70:20:0000004:109, расположенный по адресу: Томская обл., г. Стрежевой, ул. Авиаторов, 7, площадью 1 183 525 кв. м, на основании решения собственника ОАО "Томск Авиа" от 20.05.2011 разделен на 11 земельных участков (70:20:0000004:116, 70:20:0000004:117, 70:20:0000004:118, 70:20:0000004:119, 70:20:0000004:120, 70:20:0000004:121, 70:20:0000004:122, 70:20:0000004:123, 70:20:0000004:124, 70:20:0000004:125, 70:20:0000004:126).
Суд также установил, что земельный участок с кадастровым номером 70:20:0000004:116 образован из исходного земельного участка, предоставленного ФГУП "ТомскАвиа", учрежденному 22.03.1991 (сведения ЕГРЮЛ), в бессрочное пользование под размещение аэропорта, что указывает на необходимость отнесения его к федеральной собственности.
Как усматривается из материалов дела, согласно заключению кадастрового инженера Фроловой B.C. "Об обследовании территории аэропорта городского округа Стрежевой" на территории аэропорта городского округа Стрежевой расположено 22 земельных участка: земельные участки с кадастровыми номерами 70:20:0000004:116, 70:20:0000004:117, 70:20:0000004:118, 70:20:0000004:119, 70:20:0000004:120, 70:20:0000004:121, 70:20:0000004:122, 70:20:0000004:123, 70:20:0000004:124, 70:20:0000004:125, 70:20:0000004:126, образованы из земельного участка с кадастровым номером 70:20:0000004:109 (снят с кадастрового учета). На территории аэропорта городского округа Стрежевой находятся также земельные участки с кадастровыми номерами 70:20:0000004:182, 70:20:0000004:183, которые образованы из земельного участка с кадастровым номером 70:20:0000004:1 (снят с кадастрового учета); земельные участки с кадастровыми номерами 70:20:0000004:206, 70:20:0000004:207, которые образованы из земельного участка с кадастровым номером 70:20:00000004:81 (снят с кадастрового учета); земельные участки с кадастровыми номерами 70:20:0000004:3, 70:20:0000004:4, 70:20:0000004:189, 70:20:0000004:190, 70:20:0000004:2, 70:20:0000004:191, 70:20:0000004:6.
- Земельный участок с кадастровым номером 70:20:0000004:117 находится в собственности ООО "Аэропорт Томск" (дата государственной регистрации права собственности 19.11.2021).
- Земельный участок с кадастровым номером 70:20:0000004:322 (образованный из земельного участка с кадастровым номером 70:20:0000004:124) находится в собственности ООО "Аэропорт Томск" (дата государственной регистрации права собственности 19.11.2021).
- Земельный участок с кадастровым номером 70:20:0000004:125 находится в собственности ООО "Аэропорт Томск" (дата государственной регистрации права собственности 19.11.2021).
- Земельный участок с кадастровым номером 70:20:0000004:126 находится в собственности ООО "Аэропорт Томск" (дата государственной регистрации права собственности 19.11.2021).
- Земельный участок с кадастровым номером 70:20:0000004:122, согласно сведениям ЕГРН находится в собственности ОАО "Томское производственное авиационное объединение" (дата государственной регистрации права собственности 11.11.2011), прекратившего свою деятельность по завершении процедуры банкротства.
Согласно приложенному к материалам дела заключению кадастрового инженера на данном земельном участке располагается здание с кадастровым номером 70:20:0000004:129, площадью 129,3 кв. м., по адресу: Томская область, г. Стрежевой, ул. Авиаторов, д. 21.
Согласно сведениям из ЕГРН, ранее собственником данного здания являлось ОАО "Томское производственное авиационное объединение" (с 10.12.2007 по 20.10.2009), после ООО "Авиакомпания "Томск Авиа" (20.10.2009 по 19.11.2021). В настоящее время, согласно сведениям ЕГРН собственником вышеуказанного здания является ООО "Аэропорт ТОМСК", право собственности которого зарегистрировано в ЕГРН 19.11.2021. Основаниями для государственной регистрации перехода прав собственности на здание являлись сделки купли-продажи.
Руководствуясь статьей 12, пунктом 1 статьи 209, частью 2 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктом 4 статьи 35, подпунктом 7 пункта 5 статьи 27, статьей 59 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, 7 областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", пунктом 2.1.20 Указа Президента Российской Федерации N 2284 от 24.12.1993 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", пунктами 4, 52, 58, 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), пунктом 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", учитывая, что: единственным лицом, оспаривающим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 70:20:0000004:122 может являться только титульный собственник расположенного на нем здания, и, следовательно требование обоснованно предъявлено к ООО "Аэропорт Томск", при этом сделка по приобретению объекта недвижимости без земельного участка ничтожна (тот факт, что объект приобретен без земельного участка, подтверждается сведениями из ЕГРН, после регистрации прав за ликвидированным ОАО "Томское производственное авиационное объединение", права на участок не были зарегистрированы), данные доводы не были оспорены; поскольку спорные земельные участки также образованы из исходного земельного участка, предоставленного ФГУП "ТомскАвиа" в бессрочное пользование под размещение аэропорта; при этом суд при рассмотрении дела N А67-3044/2020 пришел к выводу о том, что земельный участок, относящийся к землям транспорта и предназначенный для размещения объектов воздушного транспорта, не мог быть приватизирован; так как в силу действующего на момент принятия распоряжения от 30.12.2004 N 675 законодательства объекты социально-культурного назначения могли быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению объектов транспорта, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения (пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"), изменение назначения таких объектов осуществляется только по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления, однако доказательства наличия согласия администрации города Стрежевого на изменение назначения приватизируемого имущества, в результате которого объекты транспорта, предназначенные для обслуживания жителей соответствующего поселения, могли быть включены в План приватизации, и в отношении которых могут утверждаться условия о приватизации федерального имущества, в материалы дела не представлены; в перечень объектов и предприятий, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена, включены аэродромы федерального значения (классов А, Б, В, Г, Д в соответствии с принятой классификацией); имущественный комплекс "Аэропорт Стрежевой" с момента его создания существовал как единый объект транспортной системы воздушных перевозок и использовался по его целевому назначению воздушными судами гражданской авиации для осуществления перевозок грузов и пассажиров, а также специализированными воздушными судами; аэропорт города Стрежевого обеспечивает связь жителей города Стрежевого, Александровского и части Каргасокского районов с городом Томском; иной альтернативы обеспечения обслуживания пассажиров, грузов и воздушных судов в названных публично-правовых образованиях не имеется; отсутствие в данном регионе рассматриваемого имущественного комплекса (использование его не по назначению) ограничит транспортную доступность и поставит под угрозу безопасность жителей и природных объектов (в том числе, пожарную безопасность) суд первой инстанции пришел к выводу, что земельный участок, предоставленный ФГУП "ТомскАвиа", являлся государственной собственностью федерального уровня, был ограничен в обороте и не подлежал передаче в иную собственность, в связи с чем спорные земельные участки, образованные из приватизированного земельного участка и отчужденные в частную собственность являются федеральной собственностью, в связи с чем требования истца заявлены обоснованно.
Доводы о пропуске срока исковой давности суд отклонил, так как спорные земельные участки находятся в границах аэропорта и внутри земельного участка с кадастровым номером 70:20:0000004:116, который из владения Российской Федерации не выбывал и является федеральной собственностью, следовательно, заявленные в настоящем споре требования имеют негаторный характер, на них в соответствии со статьей 208 ГК РФ исковая давность не распространяется.
Суд апелляционной инстанции с указанными мотивами и выводами согласился.
Спор по существу разрешен верно.
На основании статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Предметом иска о признании права является констатация факта принадлежности субъекту вещного права на имущество, а основанием иска являются обстоятельства, подтверждающие наличие у истца такого права. На истца возлагается обязанность по доказыванию юридических оснований возникновения права собственности.
Согласно пункту 58 Постановления N 10/22 лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Пунктом 59 названного постановления отмечено, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно части 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии со статьей 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии со статьей 59 ЗК РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю. Вне зависимости от нахождения или отсутствия объектов на земельном участке, предоставленном предприятию федерального уровня собственности, земельный участок, предоставленный предприятию до его приватизации, находится в собственности Российской Федерации.
В силу действующего на момент принятия распоряжения от 30.12.2004 N 675 законодательства объекты социально-культурного назначения могли быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению объектов транспорта, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения (пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"). Изменение назначения таких объектов осуществляется только по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
Судами верно установлено, что материалы дела не содержат доказательства, свидетельствующие о наличии согласия администрации города Стрежевого на изменение назначения приватизируемого имущества, в результате которого объекты транспорта, предназначенные для обслуживания жителей соответствующего поселения, могли быть включены в План приватизации, и в отношении которых могут утверждаться условия о приватизации федерального имущества.
В силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" предприятия воздушного транспорта находятся в федеральной собственности.
Пунктом 2.1.20 Указа Президента Российской Федерации N 2284 от 24.12.1993 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" предусмотрено, что в перечень объектов и предприятий, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена, включены аэродромы федерального значения (классов А, Б, В, Г, Д в соответствии с принятой классификацией).
При этом на момент принятия распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Томской области N 675 от 30.12.2004 критерии отнесения аэропортов к аэродромам федерального значения не были законодательно определены. Впервые такой Перечень был установлен в пункте 8 статьи 40 Воздушного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 13.07.2015 N 254-ФЗ).
Земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров, ограничиваются в обороте (подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ (в редакции на 31.12.2004)).
Судами установлено, что имущественный комплекс "Аэропорт Стрежевой" с момента его создания существовал как единый объект транспортной системы воздушных перевозок и использовался по его целевому назначению воздушными судами гражданской авиации для осуществления перевозок грузов и пассажиров, а также специализированными воздушными судами; аэропорт города Стрежевого обеспечивает связь жителей города Стрежевого, Александровского и части Каргасокского районов с городом Томском; иной альтернативы обеспечения обслуживания пассажиров, грузов и воздушных судов в названных публично-правовых образованиях не имеется; отсутствие в данном регионе рассматриваемого имущественного комплекса (использование его не по назначению) ограничит транспортную доступность и поставит под угрозу безопасность жителей и природных объектов (в том числе, пожарную безопасность).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, правильно применив приведенные нормы материального права, суды первой и апелляционной инстанции пришли к верному выводу, что предоставленный ФГУП "ТомскАвиа" земельный участок являлся государственной собственностью федерального уровня, был ограничен в обороте и не подлежал передаче в иную собственность, в связи с чем спорные земельные участки, образованные из приватизированного земельного участка и отчужденные в частную собственность, являются федеральной собственностью, в связи с чем требования истца заявлены обоснованно.
Довод кассатора о том, что суд не применил срок исковой давности в отношении заявленных требований, не учел факт утраты владения истцом земельными участками был рассмотрен и обоснованно отклонен судами, исходившими из того, что поскольку земельный участок с кадастровым номером 70:20:0000004:81, в дальнейшем разделенный на земельные участки с кадастровыми номерами 70:20:0000004:207 и 70:20:0000004:206 примыкал непосредственно к земельному участку с кадастровым номером 70:20:0000004:116 и располагался внутри последнего участка, без которого целевое использование и обслуживание отчуждаемого имущества и иных объектов недвижимости невозможно, и фактически является единым имущественным комплексом в границах аэропорта, Российская Федерация владение земельным участком не утратила, а заявленный иск носит негаторный характер. Применительно к настоящему спору судом было отмечено, что спорные земельные участки, находятся в границах аэропорта и внутри земельного участка с кадастровым номером 70:20:0000004:116, который из владения Российской Федерации не выбывал и является федеральной собственностью.
Доводы заявителя жалобы со ссылкой на результаты рассмотрения обособленного спора по делу N А67-4289/2013 о банкротстве ООО "Авиакомпания "Томск Авиа", по результатам которого были установлены обстоятельства приобретения, изменения и прекращения права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 70:20:0000004:117, 70:20:0000004:126 и 70:20:0000004:125, исключающие предъявление требования по настоящему делу, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные. Выводы суда по спорному вопросу сделаны за пределами предмета рассмотренного спора, возникшего в защиту прав лица, которое не могло заявлять о нарушении прав Российской Федерации, поэтому не могут быть приняты во внимание при рассмотрении настоящего спора.
Несогласие заявителя с выводами судов не свидетельствует о неправильном применении ими норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела, а потому не может служить основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке (статьи 286, 287 АПК РФ).
Основания для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам ООО "Авиакомпания "Томск Авиа" в соответствии со статьей 288 АПК РФ отсутствуют. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с предоставлением отсрочки с заявителя жалобы подлежит взысканию государственная пошлина.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.05.2023 Арбитражного суда Томской области и постановление от 12.07.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-8900/2022 оставить без изменения кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Томск Авиа" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
Е.Ю. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.