г. Тюмень |
|
29 сентября 2023 г. |
Дело N А70-174/2023 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Шохиревой С.Т. рассмотрел кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе на решение от 21.03.2023 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 29.05.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-174/2023 по заявлению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (625003, Тюменская область, город Тюмень, улица Володарского, дом 10, офис 210, ИНН 7202198042, ОГРН 1097232017574) к Административной комиссии Ленинского административного округа города Тюмени (625039, город Тюмень, улица Мельникайте, дом 74) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Суд установил:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее - управление, МТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Ленинского административного округа города Тюмени (далее - комиссия) от 22.12.2022 N ЛАО2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 4.9 Кодекса Тюменской области об административной ответственности (далее - КоАП ТО), в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Решением от 21.03.2023 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 29.05.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить указанные судебные акты, вынести новый судебный акт об удовлетворении требования и отмене оспариваемого постановления.
По мнению подателя жалобы, управление не является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку организацией, эксплуатирующей защитное сооружение гражданской обороны (далее - ЗС ГО, сооружение), и, как следствие, обязанное содержать земельный участок, в пределах которого сооружение расположено, является акционерное общество "Тюменский судостроительно-судоремонтный завод" (далее - общество); протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом и с нарушением срока, установленного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
В силу части 5.1 статьи 211 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена судом округа по правилам, предусмотренным главой 35 названного Кодекса, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286, 288.2 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 72:23:0112001:1001, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилое строение (убежище), площадью 1761 кв.м (местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Тюменская область, город Тюмень, улица Судоремонтная, дом 1а, строение 29) и расположенный на указанном участке объект - ЗС ГО (нежилое строение (убежище), назначение: нежилое, общая площадь 404,4 кв.м, литера А12), находятся в собственности Российской Федерации.
Основанием для составления 30.11.2022 в отношении управления протокола об административном правонарушении N 74 вынесения комиссией оспариваемого постановления от 22.12.22022 N ЛАО2014 послужил выявленный 26.10.2022 должностным лицом муниципального казенного учреждения "Служба заказчика по благоустройству Ленинского административного округа города Тюмени" (далее - служба заказчика) факт невыполнения им требований статьи 14 Правил благоустройства территории города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 27.06.2019 N136 (далее - Правила N136).
Частью 1 статьи 4.9 КоАП ТО установлена административная ответственность за непринятие мер по уборке объектов благоустройства, за исключением случаев, предусмотренных частями 6, 8, 9 данной статьи.
В соответствии со статьей 2 Правил N 136 объект благоустройства - это территория различного функционального назначения, на которой осуществляется благоустройство, а также фасад здания, строения, сооружения; содержание объектов благоустройства и элементов благоустройства - комплекс работ и мероприятий в соответствии с установленными санитарными, экологическими, строительными и иными нормами и правилами, названными Правилами, муниципальными правовыми актами Администрации города Тюмени.
В городе Тюмени благоустройство обеспечивают юридические, физические лица, индивидуальные предприниматели, Администрация города Тюмени, обязанные в силу требований действующего законодательства, муниципальных правовых актов города Тюмени, договора содержать объекты благоустройства и элементы благоустройства (статья 4 Правил N 136).
Согласно пункту "а" части 2 статьи 5 Правил N 136 пользование размещенными на территории общего пользования объектами благоустройства и элементами благоустройства должно осуществляться способами, исключающими засорение, загрязнение территории общего пользования, а также размещенных на данной территории элементов благоустройства, в том числе выбрасывание мусора вне урн, контейнеров, контейнерных площадок.
Согласно пункту "а" части 4 статьи 14 Правил N 136 работы по уборке должны быть завершены до 8 часов, при этом уборку территории города Тюмени, а именно, предоставленных территорий - правообладатели предоставленных территорий; прилегающих территорий - лица, обязанные в силу требований действующего законодательства, названных Правил содержать прилегающую территорию (пункты "в", "г" части 2 статьи 14 Правил N 136).
В соответствии с пунктами 1, 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом непосредственно и через свои территориальные органы.
В установленной сфере деятельности Росимущество осуществляет среди прочего осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности (пункты 5.8, 5.10 Положения N 432).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды двух инстанций установили, что территория земельного участка с кадастровым номером 72:23:0112001:1001 захламлена мусором, именно: пакетами, бутылками, тряпками, автомобильными покрышками, противогазами, листами металлопрофиля, ветками, картоном (акт от 26.10.2022 N 1 обследования места совершения административного правонарушения; фотоматериалы).
Поскольку управлением не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на надлежащее выполнение обязанностей, возложенных на него Правилами N 136, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии (бездействии) состава вменяемого административного правонарушения.
Доводы подателя жалобы о том, что управление не является субъектом вменяемого административного правонарушения со ссылкой на заключенный между территориальным управлением по Ленинскому административному округу города Тюмени в лице Комитета по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и правопреемником приватизированного государственного предприятия - открытым акционерным обществом "Тюменский судостроительно-судоремонтный завод" договор от 17.07.1997 N 15 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, были предметом рассмотрения судов двух инстанций и мотивированно отклонены, со ссылкой на положения статей 125, 210, 214, 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов, 1, 4.1.1 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденного приказом Росимущества от 19.12.2016 N 466.
Как обоснованно отмечено судами, отсутствие прямых указаний о возложении обязанности по содержанию спорного земельного участка на общество не позволяет прийти к выводу о том, что субъектом административного правонарушения является общество. При этом в силу действующего законодательства ответственность за нарушение Правил N 136 может нести как правообладатель объекта благоустройства, так и исполнитель по договору, на которого в силу такого договора возложены обязанности, связанные с обеспечением благоустройства объектов благоустройства.
Административное наказание назначено управлению в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 4.9 КоАП ТО.
Судами установлено, что протокол об административном правонарушении составлен на основании полномочий, предоставленных ведущему инженеру квартальной инспекции службы заказчика распоряжением Главы Администрации города Тюмени от 05.03.2008 N 52-рг, в Разделе IX которого указано, что ведущие инженеры квартальной инспекции уполномочены составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 4.9 КоАП ТО, а также в соответствии с пунктом 4.2 Порядка формирования и благоустройства имущественных комплексов города Тюмени, утвержденного распоряжением Администрации города Тюмени от 21.04.2009 N 341-рк, согласно которому квартальный в рамках реализации функций в части благоустройства имущественного комплекса проводит плановые осмотры территории имущественных комплексов на предмет непосредственного обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в сфере благоустройства.
По верному утверждению судов права и полномочия контрольно-надзорных органов в сфере гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций не исключают полномочия органов местного самоуправления в сфере благоустройства.
Вопреки позиции управления нарушение установленного статьей 28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении не свидетельствует о его существенном характере исходя из положений пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и не является безусловным основанием для признания незаконным и отмены постановления по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного управлением требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Суд округа не усматривает наличия существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.03.2023 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 29.05.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-174/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.Т. Шохирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы подателя жалобы о том, что управление не является субъектом вменяемого административного правонарушения со ссылкой на заключенный между территориальным управлением по Ленинскому административному округу города Тюмени в лице Комитета по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и правопреемником приватизированного государственного предприятия - открытым акционерным обществом "Тюменский судостроительно-судоремонтный завод" договор от 17.07.1997 N 15 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, были предметом рассмотрения судов двух инстанций и мотивированно отклонены, со ссылкой на положения статей 125, 210, 214, 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов, 1, 4.1.1 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденного приказом Росимущества от 19.12.2016 N 466.
...
Вопреки позиции управления нарушение установленного статьей 28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении не свидетельствует о его существенном характере исходя из положений пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и не является безусловным основанием для признания незаконным и отмены постановления по делу об административном правонарушении."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 сентября 2023 г. N Ф04-4414/23 по делу N А70-174/2023