г. Тюмень |
|
5 октября 2023 г. |
Дело N А27-2745/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу арбитражного управляющего Закржевской Евгении Степановны на решение от 18.04.2023 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Кормилина Ю.Ю.) и постановление от 13.06.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванов О.А., Дубовик В.С., Зайцева О.О.) по делу N А27-2745/2023 по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу (650066, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Октябрьский, 3, Г, ОГРН 1044205100059, ИНН 4205077178) к арбитражному управляющему Закржевской Евгении Степановне (город Челябинск) о привлечении к административной ответственности.
Другое лицо, участвующее в деле, - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Кемеровской области - Кузбассу, город Кемерово (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Кузнецкий, дом 11, ОГРН 1214200012520, ИНН 4205399577).
Суд установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о привлечении Закржевской Евгении Степановны (далее - арбитражный управляющий, Закржевская Е.С.) к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Кемеровской области - Кузбассу (далее - инспекция).
Решением от 18.04.2023 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 13.06.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, арбитражный управляющий привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, арбитражный управляющий просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, в рассматриваемом случае возможна переквалификация вмененного правонарушения с части 3.1 на часть 3 статьи 14.13 КоАП РФ с учетом характера совершенных правонарушений.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, решением от 15.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-10447/2021 Тюлькин Владимир Гаврилович (далее - должник, Тюлькин В.Г.) признан несостоятельным (банкротом); в отношении него введена процедура реализации имущества должника; финансовым управляющим утверждена Закржевская Е.С.
При проверке обращения инспекции должностное лицо управления, обнаружив достаточные данные, указывающие на наличие в деянии арбитражного управляющего события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, вынесло определение от 23.11.2022 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, в ходе которого выявлены нарушения требований статьей 16, 20.3, 28, пункта 2 статьи 143, пункта 2 статьи 213.7, пункта 8 статьи 213.9, пункта 7 статьи 213.25, пункта 1 статьи 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и перечня сведений, подлежащих включению в единый федеральный реестр сведений о банкротстве, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.04.2013 N 178 (далее - Порядок N 178), Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 (далее - Правила N 299), Методических рекомендаций по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 01.09.2004 N 234, Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2004 N 345.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления управлением протокола об административном правонарушении от 13.02.2023 и обращения в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ (с учетом наличия вступивших в законную силу судебных актов, подтверждающих повторность совершения административного правонарушения).
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленное требование, признав доказанным наличие в деянии арбитражного управляющего состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 названной статьи, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве закреплена обязанность арбитражного управляющего при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, действовать добросовестно и разумно, в интересах должника, кредиторов и общества.
Пунктом 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве на арбитражного управляющего возложена обязанность разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.
Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с Законом о банкротстве, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.
Сведения, подлежащие включению в ЕФРСБ, включаются в него арбитражным управляющим, если Законом о банкротстве включение соответствующих сведений не возложено на иное лицо (пункт 4.1 статьи 28 Закона о банкротстве).
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 213.7 Закона о банкротстве в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат сведения о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного (фиктивного) банкротства.
Согласно пункту 3.1 Порядка N 178 сведения подлежат внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта. В случае если федеральным законом или иными нормативно-правовым актом предусмотрено внесение (включение) в информационный ресурс сведений, подлежащих также опубликованию, но срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс не установлен, соответствующие сведения вносятся (включаются) в информационный ресурс не позднее трех рабочих дней с даты возникновения обязанности по их опубликованию.
В соответствии с пунктом 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий обязан, в том числе созывать и (или) проводить собрания кредиторов для рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции собрания кредиторов названным Законом; направлять кредиторам отчет финансового управляющего не реже чем один раз в квартал, если иное не установлено собранием кредиторов; исполнять иные предусмотренные названным Законом обязанности.
Согласно пункту 7 статьи 213.25 Закона о банкротстве регистрация перехода или обременения прав гражданина на имущество, в том числе на недвижимое имущество и бездокументарные ценные бумаги, осуществляется только на основании заявления финансового управляющего.
Согласно пункту 1 статьи 213.28 Закона о банкротстве после завершения расчетов с кредиторами финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах реализации имущества гражданина с приложением копий документов, подтверждающих продажу имущества гражданина и погашение требований кредиторов, а также реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов.
В соответствии с частью 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
В отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой в деле о банкротстве должника, в ходе которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размера обязательства и непогашенного остатка (пункт 2 статьи 143 Закона о банкротстве).
К отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающие указанные в них сведения (пункт 11 Правил N 299).
В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 16 Закона о банкротстве реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель. В реестре требований кредиторов указываются сведения о каждом кредиторе, о размере его требований к должнику, об очередности удовлетворения каждого требования кредитора, а также основания возникновения требований кредиторов.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили и по существу подателем жалобы не оспаривается, что арбитражным управляющим в ЕФРСБ сведения о наличии или отсутствии признаков преднамеренного (фиктивного) банкротства должника размещены с нарушением установленного законом срока; представленный Закржевской Е.С. в материалы дела N А27-10447/2021 отчет конкурсного управляющего о своей деятельности и о ходе конкурсного производства от 22.09.2022 составлен с нарушениями пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве, Правил N 299 (в разделе "Сведения о расходах финансового управляющего" отражены расходы на оценку транспортного средства в размере 5 000 руб., на оплату стоянки и эвакуатора - 21 000 руб., однако в разделе "Сведения о лицах, привлеченных финансовым управляющим для обеспечения своей деятельности" информация о привлечении указанных специалистов не отражена, документы на оплату стоянки и эвакуатора не представлены; в разделе "Сведения о размере требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов" отражена информация об удовлетворении требований инспекции в размере 4 443,96 руб., которая не подтверждена документально, при этом инспекция указывает на недостоверность данной информации и отсутствие поступления денежных средств); представленный Закржевской Е.С. в материалы дела о банкротстве реестр требований кредиторов должника по состоянию на 24.09.2022 не содержит всех необходимых сведений (в таблице 11 части 2 раздела 3 реестра в графе 9, таблице 17 части 4 раздела 3 реестра в графе 9 отсутствует информация о банковских реквизитах);
на дату введения в отношении должника процедуры реализации имущества (15.02.2022) у Закржевской Е.С. имелись сведения о зарегистрированных за должником транспортных средствах, однако при наличии поступившей от должника 20.09.2022 информации об утилизации двух транспортных средств в 2019 году, а также реализации финансовым управляющим одного транспортного средства на торгах (договор купли-продажи 08.09.2022), мероприятий по снятию транспортных средств с регистрационного учета финансовым управляющим до поступления жалобы инспекции не проводилось.
Поскольку Закржевской Е.С. не представлены доказательства, подтверждающие принятие всех зависящих от нее мер, направленных на надлежащее выполнение обязанностей, установленных законодательством о банкротстве, а также учитывая, что арбитражный управляющий ранее привлекалась к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений (решение от 14.03.2022 Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-836/2022; решение от 25.07.2022 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-12185/2022), суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в ее деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении вынесен управлением с соблюдением положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 КоАП РФ в виде дисквалификации на минимальный срок, предусмотренный санкцией части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ. Судами не выявлены основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения.
С учетом изложенного суд округа приходит к выводу о правомерном привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Вопреки доводам подателя кассационной жалобы оснований для квалификации всех допущенных нарушений по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ не имеется, поскольку судами установлен факт совершения Закржевской Е.С. однородных административных правонарушений в течение срока, когда она считалась подвергнутой административному наказанию.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
Судом округа не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.04.2023 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 13.06.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-2745/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 октября 2023 г. N Ф04-3905/23 по делу N А27-2745/2023