г. Тюмень |
|
6 октября 2023 г. |
Дело N А75-19836/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Щанкиной А.В.,
судей Демидовой Е.Ю.,
Сириной В.В.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ресурсстрой" на решение от 21.03.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (судья Гавриш С.А.) и постановление от 23.06.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Воронов Т.А., Котляров Н.Е., Краецкая Е.Б.) по делу N А75-19836/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "Ресурсстрой" (628260, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Югорск, ул. Ленина, д. 1, кв. 36, ОГРН 1118622000628, ИНН 8622021392) к обществу с ограниченной ответственностью "Турсунт" (628285, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Урай, 6-й Проезд, подъезд 33/1, ОГРН 1178617010076, ИНН 8606017021) и обществу с ограниченной ответственностью "Лукойл-Западная Сибирь" (628484, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Когалым, ул. Прибалтийская Улица, 20, ОГРН 1028601441978, ИНН 8608048498) об обязании устранить препятствия в пользовании лесным участком.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Природнадзор Югры, ОГРН 1088601000762, ИНН 8601035002), Югорская межрайонная прокуратура.
В заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Западная Сибирь" - Маганов А.В. по доверенности от 22.03.2022 (сроком до 31.03.2025), диплом, паспорт, Борисова Л.М. по доверенности от 22.03.2022 (сроком по 31.03.2025), диплом, паспорт.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ресурсстрой" (далее - ООО "Ресурсстрой", истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Турсунт" и обществу с ограниченной ответственностью "Лукойл-Западная Сибирь" (далее - ООО "Турсунт", ООО "Лукойл-Западная Сибирь", ответчики) об обязании устранить препятствия в пользовании лесным участком, в котором просило:
- обязать ООО "Лукойл-Западная Сибирь" обеспечить проезд через контрольно-пропускной пункт (КПП), расположенный в выделе N 77 113 квартале Мулымского лесничества, урочище Мулымское, Советского Территориального отдела, Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для техники и сотрудников ООО "Ресурсстрой";
- обязать ООО "Лукойл-Западная Сибирь" и ООО "Турсунт" произвести демонтаж шлагбаума установленного в выделе N 77 113 квартале Мулымского лесничества, урочище Мулымское, Советского Территориального отдела, Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Природнадзор Югры), Югорская межрайонная прокуратура (далее - Прокуратура).
Решением от 21.03.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 23.06.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Ресурсстрой" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы приведены следующие доводы: материалами дела подтверждается, что КПП, установленный ООО "Лукойл-Западная Сибирь" на территории 77 выдела 113 квартала, препятствует проезду по дороге общего пользования; суды первой и апелляционной инстанций проигнорировали сведения, установленные в ходе проведения проверочных мероприятий специалистами Природнадзора, не дали надлежащей правовой оценки данному доказательству, не опровергли довод истца о том, что КПП действительно мешает проезду по дороге общего пользования; судами не учтено, что истец имеет право заготовки в указанных кварталах на законных основаниях, что подтверждается материалами дела, а установка КПП и ограничение проезда техники ООО "Ресурсстрой" со стороны ответчика воспрепятствовало осуществлению истцом хозяйственной деятельности; истец частично имеет доступ к лесному участку, но действия ответчика препятствуют использованию сети дорог в части заготовки древесины в кварталах 111-113.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Лукойл-Западная Сибирь" просит оставить решение и постановление без изменения.
В судебном заседании представители ответчика полностью поддержали ранее изложенную правовую позицию.
Проверив судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, и установлено судами, ООО "Ресурсстрой" является арендатором лесного участка по договору аренды N 0027/11-11-ДА от 14.06.2011 в Советском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, территориальный отдел - Советское лесничество, Мылымское участковое лесничество, урочище Мулымское, в том числе кварталы 112-113.
По утверждению ООО "Ресурсстрой" на территории 113 квартала расположен выдел N 77, являющийся дорогой общего пользования и обслуживающий лесную инфраструктуру в кварталах 111-113; используя данную дорогу, истец осуществляет деятельность на арендованном участке в соответствии с проектом освоения лесов. 24.06.2022 лесная дорога в направлении кварталов истца была перекрыта сотрудниками ООО "Турсунт"; арендатором лесного участка, на котором расположен КПП, является ООО "Лукойл-Западная Сибирь".
Письмом от 28.06.2022 N 45-20-678у ООО "Лукойл-Западная Сибирь" предложило представить список техники и заключить договор для проезда через КПП со взиманием соответствующей платы. Письмом от 29.06.2022 ООО "Ресурсстрой" повторно обратилось к ООО "Лукойл-Западная Сибирь" для обеспечения проезда через установленный КПП. В ответном письме от 04.07.2022 N 45-20-704у ООО "Лукойл-Западная Сибирь" указало на требования для заключения договора на возмездное пользование автомобильных дорог, приложило перечень необходимых для заключения договора документов.
ООО "Ресурсстрой" 11.07.2022 вновь потребовало обеспечить проезд лесозаготовительной техники. 29.07.2022 от ООО "Лукойл-Западная Сибирь" поступил ответ, согласно которому ООО "Лукойл-Западная Сибирь" намерено взимать плату за проезд техники ООО "Ресурсстрой".
Полагая, что указанные действия ООО "Лукойл-Западная Сибирь" в части установления КПП и запрещения проезда техники истца делают невозможным осуществление ООО "Ресурсстрой" производственного процесса по лесозаготовке, создают препятствия в осуществлении ООО "Ресурсстрой" предпринимательской деятельности, ООО "Ресурсстрой" обратилось в Югорскую межрайонную прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования.
Обращение ООО "Ресурсстрой" было перенаправлено в Природнадзор Югры, по результатам проверки которого установлено (акт осмотра), что дорога является дорогой общего пользования, ООО "Лукойл - Западная Сибирь" допущено нарушение лесного законодательства, так как установка КПП и шлагбаума в лесу не предусмотрена проектом освоения лесов.
Между ООО "Лукойл-Западная Сибирь" (арендатор) и Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (арендодатель) заключен договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 25.10.2019 N 0068/19-11-ДА/19С3755, по условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял во временное пользование лесной участок общей площадью 151,1355 га, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Советский район, Советское лесничество, Мулымское участковое лесничество, под объект "Обустройство Яхлинского месторождения в пределах Яхлинского лицензионного участка", категория земель - земли лесного фонда, в поименованных в договоре кварталах, выделах для соответствующих объектов, в том числе в аренду предоставлен лесной участок N 92 в кварталах 112-113 урочища Мулымского под автодорогу (86:09:0701005:422) (пункт 1.1., 1.3. договора).
В соответствии с условиями договора арендатор ООО "Лукойл-Западная Сибирь" имеет право осуществлять на лесном участке в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (подпункт "в" пункта 3.3 договора).
ООО "Лукойл-Западная Сибирь" обязано использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством РФ и договором (подпункт "б" пункта 3.4 договора) и не вправе препятствовать доступу граждан на арендованный лесной участок, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ). Арендованный лесной участок может быть огорожен, в случаях, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации (пункт 3.5 договора).
ООО "Ресурсстрой" и ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" разработаны соответствующие проекты освоения лесов.
Кроме того, 22.04.1997 ООО "Лукойл - Западная Сибирь" выдана лицензия ХМН 00493 НЭ на добычу нефти и газа в пределах Яхлинского лицензионного участка, имеющего статус горного отвода.
Согласно пояснениям ООО "Лукойл - Западная Сибирь" и представленным им документам дорога, на участке которой расположен КПП со шлагбаумом, принадлежит ООО "Лукойл-Западная Сибирь" на праве собственности, построена на основе проектной документации на обустройство Яхлинского нефтяного месторождения, указана в плане приватизации предприятия и в акте оценки (приложение к плану приватизации), тем самым передана в собственность ООО "Лукойл-Западная Сибирь" в соответствии с законодательством, что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельством о государственной регистрации права собственности 86-АА 545520 от 30.03.2004, где автодорога значится как подъездная автодорога к Кусту -11, проектной документацией на обустройство Яхлинского нефтяного месторождения, планом приватизации с приложением (акт оценки).
Ссылаясь на указанные обстоятельства, незаконное ограничение доступа к арендованному имуществу, ООО "Ресурсстрой" обратилось с настоящим иском об обязании устранить препятствия в пользовании лесным участком, в частности, об обязании ООО "Лукойл-Западная Сибирь" обеспечить проезд через контрольно-пропускной пункт (КПП), расположенный в выделе N 77 113 квартале, для техники и сотрудников ООО "Ресурсстрой", об обязании ООО "Лукойл-Западная Сибирь" и ООО "Турсунт" произвести демонтаж шлагбаума установленного в выделе N 77 квартала N 113.
Руководствуясь статьями 2, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 11, 21, 21.1 ЛК РФ, положениями Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пунктом 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), пунктом 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения", установив, что: автодорога, на которой установлены КПП и шлагбаум, является собственностью ООО "Лукойл - Западная Сибирь", построена на основе проектной документации на обустройство Яхлинского нефтяного месторождения, указана в плане приватизации предприятия и в акте оценки (приложение к плану приватизации), тем самым передана в собственность ООО "Лукойл-Западная Сибирь" в соответствии с законодательством, относится к частным автомобильным дорогам необщего пользования и является объектом, не связанным с созданием лесной инфраструктуры; принимая во внимание, что введение контрольно-пропускного режима посредством установки КПП и шлагбаума обусловлено необходимостью установления ограничений проезда в целях обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, нацелено на защиту леса и окружающей среды от причинения ей ущерба, в том числе необратимого, и, как следствие, для защиты здоровья персонала и населения, проживающего в районах деятельности, а также сохранения благоприятной окружающей среды, суды не установили оснований для удовлетворения исковых требований.
Кассационная инстанция, проверив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, считает выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального и процессуального права.
На основании статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В пункте 45 Постановления N 10/22 разъяснено, что иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Субъектом негаторного иска является собственник, сохраняющий вещь в своем владении, но испытывающий препятствия в ее использовании. Субъектом обязанности (ответчиком по иску) считается нарушитель прав собственника, действующий незаконно и мешающий нормальному осуществлению права истца.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца (пункт 47 Постановления N 10/22).
На основании изложенного в предмет доказывания по делу входит установление обстоятельств наличия права у истца на имущество, в пользовании или распоряжении которым ему чинились препятствия, фактическое наличие препятствий в осуществлении права собственности; противоправность действий (бездействия) лиц, создававших препятствия в пользовании имуществом; нарушение прав истца именно ответчиком.
Согласно пунктам 3, 10 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются при использовании лесов в целях, в т.ч. для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов. Перечень объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
В перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.04.2022 N 999-р "Об утверждении перечня некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов" включено: сооружение административно-бытовое (временная постройка), в том числе для охраны.
Согласно пунктам 2, подпункта 3 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, критерии отнесения к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Объект вспомогательного использования может считаться таковым только тогда, когда имеется в наличии объект, по отношению к которому он будет вспомогательным.
Согласно письму Росреестра от 13.04.2020 N 3215-АБ/20 "Об объектах вспомогательного использования" застройщиком может быть принято решение о создании объекта капитального строительства вспомогательного использования и в процессе эксплуатации ранее созданных основных (главных) объектов капитального строительства, в связи с чем в указанном случае размещение объекта вспомогательного использования не будет предусмотрено проектной документацией (к примеру, собственником комплекса зданий на единой территории в целях организации пропускного режима может быть принято решение о создании объекта вспомогательного использования - поста охраны или контрольно-пропускного пункта, строительство которого не потребует разрешения на строительство и подготовки отдельной проектной документации).
В силу статьи 3 Закона N 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Элементы обустройства автомобильных дорог включают сооружения, к которым относятся, в том числе дорожные знаки, дорожные ограждения, устройства для регулирования дорожного движения, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Частями 2, 3, 12 статьи 5 Закона N 257-ФЗ установлена классификация автомобильных дорог в зависимости от вида разрешенного использования: автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования; при этом к частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.
В силу части 12 статьи 6 Закона N 257-ФЗ к собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пунктов 1, 4, 5, 8 статьи 11 ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах, а также безопасности граждан при выполнении работ. Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.11.2020 N 471 "Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" утвержден перечень опасных производственных объектов, которым к числу опасных производственных объектов нефтегазодобывающего комплекса отнесены, в том числе: фонд скважин, система промысловых трубопроводов, площадка дожимной насосной станции ДНС. Границами опасного производственного объекта "фонд скважин" являются границы горного отвода, а границами опасных производственных объектов "площадка дожимной насосной станции ДНС" и "система промысловых трубопроводов" - границы земельного отвода.
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" при определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Кроме того, в силу статьи 22 этого закона, пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение законодательства в области использования и охраны недр; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; сохранность находящихся на участке недр горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, которые могут быть использованы при разработке месторождений полезных ископаемых и (или) в иных целях и т.д.; организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на горных выработках, буровых скважинах и иных сооружениях, связанных с пользованием недрами.
Оценив все предоставленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая, что: 22.04.1997 ООО "Лукойл - Западная Сибирь" выдана лицензия ХМН 00493 НЭ на добычу нефти и газа в пределах Яхлинского лицензионного участка, имеющего статус горного отвода; спорная дорога построена на основе проектной документации на обустройство Яхлинского нефтяного месторождения, указана в плане приватизации предприятия и в акте оценки (приложение к плану приватизации), тем самым передана в собственность ООО "Лукойл-Западная Сибирь" в соответствии с законодательством, что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельством о государственной регистрации права собственности 86-АА 545520 от 30.03.2004, где автодорога значится как подъездная автодорога к Кусту -11, проектной документацией на обустройство Яхлинского нефтяного месторождения, планом приватизации с приложением (акт оценки); из документов кадастрового инженера ППК "Роскадастр" И.Г. Ждановой, а именного технического плана сооружения, схемы размещения КПП на Яхлинском ЛУ, справки от 03.02.2023 следует, что в результате выполненных кадастровых работ объект "Подъездная автодорога к Кусту 11 Яхлинского месторождения" с КН 86:09:000000:5536 (Запись о государственной регистрации в ЕГРН N 86-01/15-3/2004-123 от 03.03.2004) расположен в границах лесного участка с КН 86:09:0701005:422, переданного ООО "Лукойл - Западная Сибирь" по договору аренды N 0068/19-11-ДА от 25.10.2019, суды первой и апелляционной инстанций законно и обоснованно провели идентификацию указанной автомобильной дороги в качестве спорной.
Исходя из того, что указанная автодорога является объектом, не связанным с созданием лесной инфраструктуры, что подтверждается пунктом 4.1 проекта освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ООО "Лукойл - Западная Сибирь", используется ответчиками для обеспечения доступа к кустам скважин, расположенным в границах горного отвода в пределах лицензионного участка, что подтверждено горноотводным актом к лицензии на пользование недрами, схемой расположения промышленных объектов в границах горного отвода Яхлинского лицензионного участка, судами мотивированно отклонены доводы ООО "Ресурсстрой" об отнесении спорной дороги к дороге общего пользования.
Судами обосновано отклонены как не подтвержденные надлежащими доказательствами доводы истца о расположении в спорным лесном квартале и выделе дороги общего пользования, поскольку факт указания в проекте освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ООО "Ресурсстрой", на наличие лесных дорог в кварталах 111, 112, 113 безусловно не свидетельствует о том, что дорога, на которой установлены КПП и шлагбаум, является лесной, с учетом данных государственного лесного реестра, в соответствии с которыми в данных кварталах значатся как лесные дороги (лесохозяйственные), так и не лесные (выписка из государственного лесного реестра от 17.05.2018).
Таким образом, судами по материалам дела правомерно установлено, что автодорога, на которой установлены КПП и шлагбаум, является собственностью ООО "Лукойл - Западная Сибирь", относится к частным автомобильным дорогам необщего пользования и является объектом, не связанным с созданием лесной инфраструктуры.
Иного из материалов дела не следует и кассатором по доводам жалобы не доказано (статьи 9, 65 АПК РФ).
Поскольку право на оборудование указанной дороги устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц на таких дорогах, установлено Законом N 257-ФЗ, суды пришли к правомерному выводу о необоснованности доводов истца о наличии у него права на заявление негаторных требований.
Доводы ООО "Ресурсстрой" о необходимости отражения в проекте освоения лесов КПП и шлагбаума правомерно отклонены судами с учетом характера спорных объектов, поскольку в рассматриваемом случае основным объектом капитального строительства, объектом транспортной инфраструктуры является автодорога, а ее элементом обустройства, объектом вспомогательного использования - КПП со шлагбаумом, на которые не требуется получения разрешения на строительство и подготовки проектной документации.
Судами правомерно учтено, что на территории Яхлинского лицензионного участка, в том числе в кварталах 111, 112, 113 расположены опасные производственные объекты ООО "Лукойл -Западная Сибирь": фонд скважин Яхлинского месторождения, площадка дожимной насосной станции ДНС Яхлинского месторождения и система промысловых трубопроводов Яхлинского месторождения, что подтверждается Свидетельством о регистрации опасных производственных объектов (ОПО) в государственном реестре ОПО от 08.12.2022 А58-30016 (N п/п 251, 252, 253, дата регистрации - 30.10.2007), схемой расположения промышленных объектов в границах горного отвода Яхлинского лицензионного участка, в связи с чем введение контрольно-пропускного режима посредством установки КПП и шлагбаума обусловлено необходимостью установления ограничений проезда в целях обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, нацелено на защиту леса и окружающей среды от причинения ей ущерба, в том числе необратимого, и, как следствие, для защиты здоровья персонала и населения, проживающего в районах деятельности, а также сохранения благоприятной окружающей среды.
Из материалов дела, в том числе схем, представленных как истцом, так и ответчиком, следует, что проезд ограничен только к опасным производственным объектам (КПП со шлагбаумом установлены на дороге), что не свидетельствует об огораживании какой-либо лесного участка, расположенного за пределами автодороги.
На основании анализа совокупности представленных доказательств суды пришли к обоснованным выводам о том, что истцом не доказано, что действия ответчиков каким-либо образом нарушают его права собственности или законного владения.
Выводы судов соответствуют предоставленным в материалы дела доказательствам и примененным нормам материального права, в связи с чем оснований для иных выводов у суда округа не имеется.
Поскольку размещение КПП и шлагбаума на автодороге не устанавливает препятствий истцу по доступу на арендованный им лесной участок, что подтверждается представленными ответчиком ООО "Лукойл-Западная Сибирь" и не опровергнутыми истцом схемой расположения мест осуществления деятельности ООО "Ресурсстрой" согласно его лесной декларации, а также схемой расположения подъездных путей к кварталам N 111, 112, 113 Мулымского участкового лесничества, Советского лесничества соответствующей данным государственного лесного реестра (выписка из государственного лесного реестра от 17.05.2018), суды мотивированно заключили, что приняв предусмотренные договором аренды лесного участка права и обязанности по строительству и содержанию в надлежащем состоянии дорог, которые не поставлены в зависимость от исполнения обязанностей иными, не участвующими в договоре лицами (подпунктом "г" пункта 4.3. договора от 14.06.2011 N 027/11-11), истец не лишен возможности самостоятельно осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры (лесные дороги, лесные склады, и другие объекты) в соответствии с проектом освоения лесов.
Доводы ООО "Ресурсстрой" о том, что к кварталам N N 111-113 проезд возможен только по спорной дороге, то есть ограничено его право на использование участка в полном объеме, судами обоснованно отклонены как не подтвержденные относимыми и допустимыми доказательствами.
Из пунктов 4.1, 4.3 Свода правил СП 288.1325800.2016 "Дороги лесные. Правила проектирования и строительства" (утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16.12.2016 N 952/пр, далее - Свод правил) следует, что лесные дороги по назначению подразделяются на лесовозные лесные дороги и лесохозяйственные лесные дороги; лесовозные лесные дороги являются объектами капитального строительства и предназначены для вывозки заготовленной древесины с мест заготовки, перевозки лесозаготовительной техники, технических грузов и доставки персонала к местам работы и обратно, а также для лесохозяйственных целей (охраны, защиты и воспроизводства лесов); лесохозяйственные лесные дороги предназначены для доставки людей, лесохозяйственной и специальной техники и грузов к местам производства работ и лесным пожарам, а также для патрулирования лесных массивов. Лесохозяйственные лесные дороги не используют для вывозки древесины (пункт 4.5 Свода правил).
Сводом правил установлены технические требования к строительству и эксплуатации лесовозных дорог.
Условиями договора аренды лесного участка, заключенного с истцом, предусмотрено его право использовать лесохозяйственные дороги в качестве лесовозных при условии соблюдения технических норм эксплуатации (подпункт "е" пункта 4.3. договора).
Исходя из того, что дорога ООО "Лукойл-Западная Сибирь" не является лесной или лесовозной, суды пришли к верному выводу о том, что использование спорной дороги не предназначено для тех целей, о которых заявляет истец (перевозка древесины), согласно Своду правил.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований ООО "Ресурсстрой" отказано правомерно.
Доводы ООО "Ресурсстрой" о том, что суды первой и апелляционной инстанций проигнорировали сведения, установленные в ходе проведения проверочных мероприятий специалистами Природнадзора, судом округа не принимаются, поскольку указанный документ рассматривался и оценивался судами наряду с иными предоставленными в материалы дела доказательствами в порядке статьи 71 АПК РФ.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом полного и всестороннего рассмотрения в судах двух инстанций, они повторяют позицию истца по делу, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 АПК РФ, в связи с чем подлежат отклонению.
Суд округа считает, что при принятии обжалуемых судебных актов надлежащим образом исследованы имеющиеся в деле доказательства, выводы судов двух инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую правовую оценку судов в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не допущено.
При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.03.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и постановление от 23.06.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-19836/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Щанкина |
Судьи |
Е.Ю. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 октября 2023 г. N Ф04-4987/23 по делу N А75-19836/2022