г. Тюмень |
|
10 октября 2023 г. |
Дело N А75-13672/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение от 01.03.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Заболотин А.Н.) и постановление от 22.05.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-13672/2022 по заявлению казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр лекарственного мониторинга" (628400, город Сургут, Набережный проспект, дом 41, ИНН 8601035838, ОГРН 1088601001631) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 27, ИНН 8601009316, ОГРН 1028600512093) об оспаривании решения.
Другие лица, участвующие в деле: казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Окружная клиническая больница" (628011, город Ханты-Мансийск, улица Калинина, 40, ИНН 8601004445, ОГРН 1028600514360), общество с ограниченной ответственностью "Ника" (426039, город Ижевск, шоссе Воткинское, дом 140, квартира 518, ИНН 1834046357 ОГРН 1081840008645), индивидуальный предприниматель Шадрина Елена Викторовна (ОГРНИП 316965800186341).
Суд установил:
казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр лекарственного мониторинга" (далее - учреждение, уполномоченный орган) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление, антимонопольный орган) от 18.04.2022 N 086/06/49-486/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Окружная клиническая больница" (далее - заказчик), общество с ограниченной ответственностью "Ника" (далее - общество), индивидуальный предприниматель Шадрина Елена Викторовна.
Решением от 01.03.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 22.05.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, антимонопольный орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, у комиссии учреждения не имелось правовых оснований для отклонения заявки общества на участие в спорной закупке; выводы судов об отсутствии у эксперта Удмуртской торгово-промышленной палаты достаточных оснований об идентичности покрытий шовных материалов являются несостоятельными; при рассмотрении антимонопольным органом жалобы общества на действия заказчика и уполномоченного учреждения не было представлено заключение специалиста от 03.02.2023.
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 17.03.2022 учреждением в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0387200009122001073 на поставку медицинских расходных материалов для нужд заказчика.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме от 05.04.2022 заявка общества отклонена в связи с несоответствием информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.
Общество обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении названного аукциона.
Решением управления от 18.04.2022 N 086/06/49-486/2022 данная жалоба признана обоснованной; заказчик и аукционная комиссия учреждения признаны нарушившими требования пункта 8 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Не согласившись с решением антимонопольного органа, уполномоченный орган обратился в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленное требование, пришли к выводам о наличии у аукционной комиссии учреждения правовых оснований для отклонения заявки общества и несоответствии решения антимонопольного органа действующему законодательству.
Оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме).
Согласно положениям статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 названного Закона (часть 1).
Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 названной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 названного Закона (подпункт "а" пункта 1 части 5).
Так, в части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления (за исключением случаев, предусмотренных данным Законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с названным Законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 данного Закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (пункт 1); в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
В рассматриваемом случае объектом закупки являлась поставка медицинских расходных материалов - нить хирургическая из полиэфира, рассасывающаяся, полинить;
в числе характеристик которой (по позициям N N 3, 4, 6-12, 14-16, 18, 19, 21, 22) заказчиком установлено требование о материале изготовления ее покрытия - сополимер капролактона, гликолида и стеароил-лактилата кальция либо сополимер гликоната (триметиленкарбонат, е-капролактон, гликолид).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество в заявке на участие в закупке предложило к поставке нить хирургическую из полиэфира, рассасывающуюся, полинить, шовный материал "Викрол", Беларусь; указав материал покрытия нити - сополимер капролактона, гликолида и стеароил-лактилата кальция; регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 27.01.2017 N ФСЗ 2010/06091.
Согласно инструкции по применению указанного шовного материала покрытие нитей состоит из поли-гликолид-со-L-лактид и стеарата кальция, в связи с чем аукционная комиссия учреждения обоснованно сочла заявку общества несоответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Антимонопольный орган, признавая неправомерным действия заказчика и уполномоченного органа по отклонению заявки общества на участие в закупке, исходил из наличия в составе данной заявки экспертного заключения от 22.12.2021 N 054-02-01253, согласно которому покрытие хирургического шовного материала ("Викрол", Беларусь) полигликолид-со-L-лактид и стеарата кальция соответствует покрытию кополимера капролактона /гликолид и стеароил-лактилат кальция.
Между тем, как верно отмечено учреждением и судами, предметом названного экспертного заключения являлось определение соответствия хирургического шовного материала "Викрол", Беларусь характеристикам товара, приобретаемого в рамках иной закупки (контракт N 21005398 от 19.11.2021); экспертиза проведена экспертом Удмуртской торгово-промышленной палаты, специальность "товароведение", аттестованным по направлению "экспертиза промышленных товаров".
В свою очередь, уполномоченным органом представлено заключение от 03.02.2023, выполненное специалистом, имеющим ученую степень доктора технических наук по специальности "Приборы и методы контроля природной среды, веществ, материалов и изделий", кандидата химических наук по специальности "Аналитическая химия", стаж работы государственным судебным экспертом по специальности "Криминалистическая экспертиза материалов, веществ и изделий" - 15 лет. Согласно указанному заключению покрытие нити хирургической веществом полигликолид-со-L-лактид и стеарат кальция не соответствует по качественному и количественному химическому составу покрытию, указанному в техническом задании по спорной закупке - сополимер капролактона, гликолида и стеароил-лактилата кальция.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии у аукционной комиссии учреждения правовых оснований для отклонения заявки общества на участие в закупки и правомерно признали недействительным оспариваемое решение управления.
Доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы управления.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.03.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 22.05.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-13672/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.