г. Тюмень |
|
13 октября 2023 г. |
Дело N А70-3625/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Иванова В.А.
судей Клат Е.В.
Ткаченко Э.В.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" на решение от 10.04.2023 Арбитражного суда Тюменской области (судья Михалева Е.В.) и постановление от 17.07.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Еникеева Л.И., Веревкин А.В., Халявин Е.С.) по делу N А70-3625/2023 по иску федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медикобиологического агентства" (644033, г. Омск, ул. Красный путь, д. 127, ОГРН 1025500510826, ИНН 5502018378) к обществу с ограниченной ответственностью "Ретар" (614030, г. Пермь, ул. Янаульская, д. 27А, ОГРН 1075907001873, ИНН 5907034353) о взыскании денежных средств.
В заседании принял участие представитель федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" - Полидорская Н.С. по доверенности от 14.10.2022 N 28/2022.
Суд установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" (далее - учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ретар" (далее - общество, ответчик) о взыскании 39 108,76 руб. пени за нарушение срока выполнения работ по контракту от 17.12.2019 N ЭА-225/19.
Решением от 10.04.2023 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 17.07.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит решение и постановление судов отменить, принять новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, оснований для списания неустойки в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Правил списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила N 783), поскольку данное правило применяется за исключением случая, предусмотренного подпунктом "в" пункта 3 Правил N 783, которым предусмотрено списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек, если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения обязательств по контракту в связи с распространением новой коронавирусной инфекции; причиной нарушения срока исполнения контракта могло быть распространение новой коронавирусной инфекции, поскольку контракт выполнялся в 2020 году, истец неоднократно предлагал ответчику документально обосновать причины просрочки исполнения контракта, что не было исполнено, в связи с чем оснований для списания неустойки в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил N 783 не имеется.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы кассационной жалобы.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, заслушав представителя истца, проверив в соответствии со статьями 274, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
Судами установлено, что между учреждением (заказчик) и обществом (подрядчик) заключен контракт от 17.12.2019 N ЭА-225/19 на выполнение работ по капитальному ремонту зданий Тюменской больницы ФГБУЗ ЗСМЦ ФМБА России по адресу: г. Тюмень, ул. Беляева, 1 (далее - контракт).
Согласно пункту 2.1 контракта (в редакции дополнительного соглашения от 29.04.2022 N 1) цена работ составляет 2 744 474,32 руб.
Пунктом 3.1 договора согласован срок выполнения работ: в период с 01.03.2020 по 30.04.2020.
В пунктах 7.4, 7.5 контракта согласовано, что в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (неустоек, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком.
Работы сданы подрядчиком заказчику по акту приемки-передачи выполненных работ по форме КС-2 от 30.04.2020 N 1, приемка результата работ по контракту заказчиком осуществлена после устранения подрядчиком выявленных недостатков 26.06.2020.
Поскольку подрядчик допустил просрочку выполнения работ в период с 01.05.2020 по 26.06.2020 (57 дней), заказчиком начислена неустойка в размере 39 108,76 руб., неоплата которой явилась основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции подтвердил факт нарушения ответчиком срока выполнения работ по контракту, вместе с тем, руководствуясь положениями статьи 34, пункта 42.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Правил N 783, правовой позицией, изложенной в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 (далее - Обзор), установив, что контракт исполнен в полном объеме в 2020 году, размер неустойки не превышает 5 % от цены контракта, пришел к выводу о том, что неустойка подлежит списанию заказчиком в силу закона и отказал в удовлетворении требований учреждения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Согласно статье 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (части 2 статьи 763 ГК РФ).
Согласно части 2 статьи 702 ГК РФ положения, предусмотренные параграфом 1 главы 37 ГК РФ, применяются, к отдельным видам договора подряда, включая подрядные работы для государственных нужд, если иное не установлено правилами ГК РФ об этих видах договоров.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Пунктом 1 статьи 329 ГК РФ предусмотрено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения (статья 330 ГК РФ).
Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является специальным институтом, для которого, однако, характерны особенности гражданских правоотношений, в том числе - возможность взыскания неустойки.
В соответствии с частью 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Основания и порядок списания неустойки установлены Правилами N 783, в которые 31.12.2021 и 10.03.2022 внесены изменения, позволяющие констатировать, что таковые распространяются и на спорные правоотношения, поскольку в силу пункта 1 указанных Правил N 783 устанавливают порядок и случаи списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, и такое списание осуществляется по всем контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением случаев, установленных пунктом 2 Правил N 783.
Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме (пункт 2 Правил N 783).
По пункту 5 Правил N 783 при наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является, в том числе, в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 данных Правил, исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом.
В силу подпункта "а" пункта 3 Правил N 783 в случае, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 % цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случая, предусмотренного подпунктами "в" - "д" названного пункта.
Согласно пункту 8 Правил N 783 при наличии оснований и документов, указанных в пунктах 5, 6 настоящих Правил, заказчик в течение 10 дней со дня осуществления сверки расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) оформляет решение о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней).
Исходя из правовой позиции, отраженной в пункте 40 Обзора, списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам. В связи с этим суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71, 168 АПК РФ).
Оценив представленные в материалы судебного дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи, правильно распределив между сторонами бремя доказывания обстоятельств, имеющих юридическое значение для дела, установив, что условия контракта исполнены обществом в полном объеме в 2020 году, размер неустойки в сумме 39 108,76 руб. при цене контракта 2 744 474,32 руб. не превысил предельного размера санкции, указанного в подпункте "а" пункта 3 Правил N 783, учтя возложенную на заказчика Правилами N 783 обязанность по списанию неустоек в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по контракту и признав недоказанным наличие обстоятельств, исключающих возможность такого списания в рамках рассматриваемого спора, суды пришли к правомерному выводу о необходимости списания начисленной санкции и отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций в рамках конкретного дела, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Оснований для иных выводов судом округа не установлено (статья 286 АПК РФ).
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что подрядчиком не представлено доказательств невозможности исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции обоснованно отклонен, поскольку применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела, списание начисленной неустойки обусловлено не невозможностью исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а тем, что общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта и контракт исполнен в полном объеме в 2020 году (подпункт "а" пункта 3 Правил N 783).
Вопреки позиции заявителя при рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки, при этом наличие спора относительно начисленной неустойки не может трактоваться как условие, препятствующее списанию неустоек (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712).
При установлении фактических оснований для применения мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам взыскание с подрядчика неустойки, начисленной при исполнении обязательств в 2020 году, нарушает законные интересы ответчика.
Суд округа не нашел оснований для отмены или изменения решения суда и постановления апелляционного суда по доводам жалобы, поскольку данные доводы основаны на ошибочном толковании Правил N 783, при этом не опровергают вывод судов о наличии оснований для списания неустойки на основании подпункта "а" пункта 3 Правил N 783.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.
Нарушений норм материального права и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого решения и постановления в порядке статьи 288 АПК РФ, кассационной инстанцией не установлено. На основании вышеизложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.04.2023 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 17.07.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-3625/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Иванов |
Судьи |
Е.В. Клат |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя кассационной жалобы о том, что подрядчиком не представлено доказательств невозможности исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции обоснованно отклонен, поскольку применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела, списание начисленной неустойки обусловлено не невозможностью исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а тем, что общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта и контракт исполнен в полном объеме в 2020 году (подпункт "а" пункта 3 Правил N 783).
Вопреки позиции заявителя при рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки, при этом наличие спора относительно начисленной неустойки не может трактоваться как условие, препятствующее списанию неустоек (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712).
...
Суд округа не нашел оснований для отмены или изменения решения суда и постановления апелляционного суда по доводам жалобы, поскольку данные доводы основаны на ошибочном толковании Правил N 783, при этом не опровергают вывод судов о наличии оснований для списания неустойки на основании подпункта "а" пункта 3 Правил N 783."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 октября 2023 г. N Ф04-5537/23 по делу N А70-3625/2023