г. Тюмень |
|
16 октября 2023 г. |
Дело N А46-12708/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Шабановой Г.А.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи, аудиозаписи помощником судьи Полукаровой С.А. при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Дябин Д.Б.) рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Омской области на решение от 03.04.2023 Арбитражного суда Омской области (судья Захарцева С.Г.) и постановление от 20.06.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А46-12708/2022 по заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Омской области (644001, город Омск, улица Куйбышева, дом 63, ИНН 5504224070, ОГРН 1115543007359) к Управлению Федерального казначейства по Омской области (644099, город Омск, улица Красногвардейская, дом 9, ИНН 5503029414, ОГРН 1025500741530) об оспаривании представления.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Магнит" (644024, город Омск, улица Декабристов, дом 45, корпус 1, помещение 19, ИНН 5401381810, ОГРН 1145476106654), Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (123995, город Москва, улица Большая Грузинская, дом 4/6, ИНН 7710256289, ОГРН 1027700221450).
В заседании приняли участие (в режиме видеоконференц-связи) представители:
от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - Якимов Я.Г. по доверенности от 22.12.2022;
от Управления Федерального казначейства по Омской области - Лемонджава Ю.Е. по доверенности от 15.06.2022.
Суд установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Омской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Омской области (далее - управление) от 15.06.2022 N 52-19-11/4175 в части принятия мер по устранению причин и условий совершения правонарушений, выразившихся в ненадлежащем осуществлении министерством контроля за реализацией в 2020 году мероприятий, связанных с обеспечением непрерывной работы регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" подпрограммы "Обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО" государственной программы Омской области "Охрана окружающей среды Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 255-п, и федерального проекта "Комплексная система обращения с ТКО" национального проекта "Экология";
в предоставлении в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) недостоверных сведений о фактически достигнутых значениях результатов регионального проекта по состоянию на 01.01.2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Магнит" (далее - общество), Минприроды России.
Решением от 03.04.2023 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 20.06.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, министерство не полностью выполнило свою обязанность по осуществлению контроля за соблюдением региональным оператором порядка, целей и условий предоставления спорной субсидии, а также занизило численность населения, не охваченного услугой по транспортированию ТКО, в отчете об охвате населения услугой по обращению с ТКО за 2020 год (в период между переписями сведения о численности населения могли быть получены исходя из информации о численности по данным похозяйственного учета).
В отзывах на кассационную жалобу министерство и общество просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа руководителя управления от 07.10.2021 N 66-кд уполномоченными должностными лицами управления в период с 11.10.2021 по 29.04.2022 в отношении министерства проведена плановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на реализацию в 2020 году мероприятий, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с ТКО, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология", в ходе которой выявлены нарушения подпункта 10 пункта 1 статьи 158, подпункта 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 16.1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 24.01.2011 N 8 (далее - Положение N 8), пунктов 12, 17 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятии, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2020 N 473 (далее - Правила N 473), пункта 2.2.6 соглашения о реализации регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (Омская область)" на территории Омской области от 13.02.2019 N 051-2019-G20068-1, заключенного между Минприроды России и министерством (далее - соглашение N 051-2019-G20068-1), пунктов 4.3.7.2, 6.1.1 соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 23.06.2020 N 051-17-2020-044, заключенного между Минприроды России и министерством (далее - соглашение N 051-17-2020-044), пунктов 4.1, 4.1.6, 4.1.6.1, 4.1.6.1.1, 4.1.6.1.2, 4.1.6.1.2.1, 4.1.6.1.3, 4.1.6.2 соглашения о предоставлении из бюджета Омской области субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу производителю товаров, работ, услуг на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг от 24.07.2020 N 10-2020-02633, заключенного между министерством и обществом (далее - соглашение N 10-2020-02633), выразившиеся в предоставлении министерством в августе 2020 года средств федерального бюджета региональному оператору по обращению с ТКО в большем размере; в ненадлежащем осуществлении контроля за реализацией в 2020 году мероприятий, связанных с обеспечением непрерывной работы регионального оператора, в результате чего последним допущены нарушения, связанные с предоставлением населению Омской области коммунальных услуг по обращению с ТКО; в предоставлении недостоверных сведений о фактически достигнутых значениях результатов регионального проекта по состоянию на 01.01.2021 в Минприроды России в форме электронных документов в ГИИС "Бюджетное планирование Электронный бюджет" (акт проверки от 29.04.2022).
По результатам проверки управлением вынесено представление от 15.06.2022 N 52-19-11/4175, в соответствии с которым министерству необходимо рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения в срок до 13.01.2023; информацию о результатах исполнения представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в управление в срок не позднее 20.01.2023.
Не согласившись с указанным представлением управления в части принятия мер по устранению нарушений при осуществлении контроля за региональным оператором по обращению с ТКО и предоставлении сведений о результатах регионального проекта, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленное требование, пришли к выводам о недоказанности управлением указанных в оспариваемой части представления нарушений в действиях министерства.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ к бюджетным полномочиям главного распорядителя бюджетных средств отнесено обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных названным Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Министерство в пределах своей компетенции участвует в разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития Омской области, плана мероприятий по ее реализации, прогноза социально-экономического развития Омской области на долгосрочный период, прогноза социально-экономического развития Омской области на среднесрочный период, осуществлении мониторинга реализации документов стратегического планирования Омской области, контроля реализации документов стратегического планирования Омской области (пункт 16.1 Положения N 8).
В соответствии с пунктами 4.1, 4.1.6, 4.1.6.1, 4.1.6.1.1, 4.1.6.1.2, 4.1.6.1.2.1 4.1.6.1.3, 4.1.6.2 соглашения N 10-2020-02633 министерство осуществляет контроль за соблюдением обществом порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Правилами N 473 и названным соглашением, путем проведения плановых и (или) внеплановых проверок по месту нахождения министерства на основании отчета(ов) о расходах общества, источником финансового обеспечения которых является субсидия; отчетов получателя об охвате населения услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами; иных документов, представленных обществом по запросу представителя; по месту нахождения общества путем документального и фактического анализа операций, связанных с использованием субсидий, произведенных получателем.
По мнению управления, министерством нарушены вышеназванные нормы и условия соглашения, в результате чего региональным оператором по обращению с ТКО допущены нарушения, связанные с предоставлением населению Омской области коммунальных услуг по обращению с ТКО.
Между тем судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в рамках исполнения соглашения N 10-2020-02633 министерством осуществлялась проверка и анализ представленных обществом (региональным оператором по обращению ТКО на территории Омской области) документов (счета, счета-фактуры, акты выполненных работ и (или) оказанных услуг, акты сверок, договор на оказание услуг), подтверждающих предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО в течение месяцев, в результате которых возникли соответствующие затраты, на которые впоследствии и была направлена предоставляемая субсидия; осуществлялся контроль за своевременным и полным предоставлением отчетов, предусмотренных названным соглашением. Кроме того, министерством запланировано проведение в декабре 2021 года выездной проверки общества по соблюдению условий, целей и порядка предоставления субсидии (распоряжением министерства от 17.12.2020 N 321); данное мероприятие было отменено в связи с проведением аналогичной проверки управлением (распоряжение министерства от 25.11.2021).
Цель, условия и порядок предоставления обществу субсидии в соответствии с соглашением N 10-2020-02633 и Правилами N 473 соблюдены, показатели результативности предоставления субсидии достигнуты, что следует из отчетов о достижении значений результатов региональных проектов.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что наличие в деятельности общества нарушений при предоставлении населению коммунальных услуг по обращению с ТКО не обусловлено ненадлежащим осуществлением контроля со стороны министерства в формах, предусмотренных соглашением N 10-2020-02633.
Согласно пункту 17 Правил N 473, пункту 2.2.6 соглашения N 051-2019-G20068-1, пункту 6.1.1 соглашения N 051-17-2020-044 министерство обеспечивает полноту и достоверность сведений, представляемых в Минприроды России (отчетности, связанной с реализацией регионального проекта).
Управление полагает, что министерством при предоставлении отчетности о фактически достигнутых значениях результатов регионального проекта по состоянию на 01.01.2021 (в форме электронных документов) указаны недостоверные сведения по фактическому значению показателя "Субъектами Российской Федерации обеспечена деятельность по оказанию коммунальной услуги населению по обращению с ТКО" - 95,54 %, тогда как фактическое достижение результата составило 95,04 %.
Вместе с тем судами первой и апелляционной инстанций установлено, что значение показателя результативности предоставления спорной субсидии установлено 90 % (доля населения, которому предоставлена услуга по обращению с ТКО в зоне деятельности регионального оператора); согласно отчетам о достижении значений результатов региональных проектов показатели результативности предоставления субсидии достигнуты, доля населения, которому предоставлена услуга по обращению с ТКО в зоне деятельности регионального оператора, составила более 95 %; при предоставлении отчетности использовалась официальная статистическая информация.
Судами также отмечено, что выводы управления о недостоверности сведений в части численности населения в муниципальном образовании, которому предоставлена услуга по обращению с ТКО, о неверном определении такой численности региональным оператором на отчетную дату были опровергнуты вступившими в законную силу судебными актами по делу N А46-13171/2022 Арбитражного суда Омской области.
В рамках настоящего дела управлением также не доказана недостоверность направленных в Минприроды России сведений о фактически достигнутых значениях результатов регионального проекта по состоянию на 01.01.2021; не обоснованы доводы о необходимости использования иной, отличной от примененной методики определения значений спорного показателя, о наличии иных источниках получения достоверной, по его мнению, информации о численности населения (вопреки позиции управления данные похозяйственных книг не являются источником статистической информации о численности населения).
Суды указали, что несовпадение данных управления, не уполномоченного оценивать численность населения муниципальных образований, с данными официальной статистики не свидетельствует о недостоверности последних.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сочили недоказанным наличие в действиях министерства нарушения, выразившегося в предоставлении в Минприроды России недостоверных сведений о фактически достигнутых значениях результатов регионального проекта по состоянию на 01.01.2021.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное требование министерства, признав недействительным представление управления от 15.06.2022 N 52-19-11/4175 в оспариваемой части.
Доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.04.2023 Арбитражного суда Омской области и постановление от 20.06.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-12708/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Г.А. Шабанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа руководителя управления от 07.10.2021 N 66-кд уполномоченными должностными лицами управления в период с 11.10.2021 по 29.04.2022 в отношении министерства проведена плановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на реализацию в 2020 году мероприятий, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с ТКО, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология", в ходе которой выявлены нарушения подпункта 10 пункта 1 статьи 158, подпункта 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 16.1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 24.01.2011 N 8 (далее - Положение N 8), пунктов 12, 17 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятии, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2020 N 473 (далее - Правила N 473), пункта 2.2.6 соглашения о реализации регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (Омская область)" на территории Омской области от 13.02.2019 N 051-2019-G20068-1, заключенного между Минприроды России и министерством (далее - соглашение N 051-2019-G20068-1), пунктов 4.3.7.2, 6.1.1 соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 23.06.2020 N 051-17-2020-044, заключенного между Минприроды России и министерством (далее - соглашение N 051-17-2020-044), пунктов 4.1, 4.1.6, 4.1.6.1, 4.1.6.1.1, 4.1.6.1.2, 4.1.6.1.2.1, 4.1.6.1.3, 4.1.6.2 соглашения о предоставлении из бюджета Омской области субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу производителю товаров, работ, услуг на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг от 24.07.2020 N 10-2020-02633, заключенного между министерством и обществом (далее - соглашение N 10-2020-02633), выразившиеся в предоставлении министерством в августе 2020 года средств федерального бюджета региональному оператору по обращению с ТКО в большем размере; в ненадлежащем осуществлении контроля за реализацией в 2020 году мероприятий, связанных с обеспечением непрерывной работы регионального оператора, в результате чего последним допущены нарушения, связанные с предоставлением населению Омской области коммунальных услуг по обращению с ТКО; в предоставлении недостоверных сведений о фактически достигнутых значениях результатов регионального проекта по состоянию на 01.01.2021 в Минприроды России в форме электронных документов в ГИИС "Бюджетное планирование Электронный бюджет" (акт проверки от 29.04.2022).
...
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ к бюджетным полномочиям главного распорядителя бюджетных средств отнесено обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных названным Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
...
Согласно пункту 17 Правил N 473, пункту 2.2.6 соглашения N 051-2019-G20068-1, пункту 6.1.1 соглашения N 051-17-2020-044 министерство обеспечивает полноту и достоверность сведений, представляемых в Минприроды России (отчетности, связанной с реализацией регионального проекта)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 октября 2023 г. N Ф04-4751/23 по делу N А46-12708/2022