город Омск |
|
20 июня 2023 г. |
Дело N А46-12708/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5041/2023) Управления Федерального казначейства по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 03.04.2023 по делу N А46-12708/2022 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Омской области (ОГРН 1115543007359, ИНН 5504224070, адрес: 644001, город Омск, улица Куйбышева, дом 63) к Управлению Федерального казначейства по Омской области (ОГРН 1025500741530, ИНН 5503029414, адрес: 644099, город Омск, улица Красногвардейская, дом 9) при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Магнит" (5401381810, адрес: 644024, город Омск, улица Декабристов, дом 45, корпус 1, помещение 19), Министерства природных ресурсов РФ, о признании недействительным представления от 15.06.2022 N 52-19- 11/4175 в части принятия мер по устранению причин и условий совершения правонарушений:
- Министерством не в полной мере осуществлен контроль за реализацией в 2020 году мероприятий, связанных с обеспечением непрерывной работы регионального оператора по обращению с ТКО, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" подпрограммы "Обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО" государственной программы Омской области "Охрана окружающей среды Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 255-п, и федерального проекта "Комплексная система обращения с ТКО" национального проекта "Экология", в результате чего региональным оператором по обращению с ТКО допущены нарушения, связанные с предоставлением населению Омской области коммунальных услуг по обращению с ТКО;
- Министерством представлены недостоверные сведения о фактически достигнутых значениях результатов регионального проекта по состоянию на 01.01.2021 в Минприроды Российской Федерации в форме электронных документов в ГИИС "Бюджетное планирование Электронный бюджет"), а именно: в отчете о достижении значений результатов регионального проекта по состоянию на 01.01.2021 указаны недостоверные сведения по фактическому значению показателя: "Субъектами Российской Федерации обеспечена деятельность по оказанию коммунальной услуги населению по обращению с ТКО" - 95,54%, тогда как фактическое достижение результата составило 95,04%,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федерального казначейства по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области - Лемонджавы Юлии Енукиевны по доверенности от 15.06.2022 N 52-16-13/4171;
от Министерства природных ресурсов и экологии Омской области - Калашникова Романа Вячеславовича по доверенности от 10.05.2023 N исх-23/МПР-4454;
от общества с ограниченной ответственностью "Магнит" - Касаевой Елены Владимировны по доверенности от 20.02.2023 N 43-23;
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Омской области (далее - заявитель, Минприроды Омской области, министерство) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Омской области (далее - заинтересованное лицо, УФК по Омской области) от 15.06.2022 N 52-19-11/4175 в части принятия мер по устранению причин и условий совершения правонарушений, связанных с тем, что:
- Министерством не в полной мере осуществлен контроль за реализацией в 2020 году мероприятий, связанных с обеспечением непрерывной работы регионального оператора по обращению с ТКО, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" подпрограммы "Обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО" государственной программы Омской области "Охрана окружающей среды Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 255-п, и федерального проекта "Комплексная система обращения с ТКО" национального проекта "Экология", в результате чего региональным оператором по обращению с ТКО допущены нарушения, связанные с предоставлением населению Омской области коммунальных услуг по обращению с ТКО;
- Министерством представлены недостоверные сведения о фактически достигнутых значениях результатов регионального проекта по состоянию на 01.01.2021 в Минприроды Российской Федерации в форме электронных документов в ГИИС "Бюджетное планирование Электронный бюджет"), а именно: в отчете о достижении значений результатов регионального проекта по состоянию на 01.01.2021 указаны недостоверные сведения по фактическому значению показателя: "Субъектами Российской Федерации обеспечена деятельность по оказанию коммунальной услуги населению по обращению с ТКО" - 95,54%, тогда как фактическое достижение результата составило 95,04%.
Определениями от 31.08.2022 и от 25.01.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Магнит" (далее - ООО "Магнит"), являющееся региональным оператором по обращению с ТКО на территории г. Омска и Омской области, а также Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России), выступающее от имени федерального бюджета в рамках Соглашения N 051-17-2020-044 от 23.06.2020, заключенного с заявителем о предоставлении межбюджетного трансферта в целях финансирования федерального и регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами".
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.04.2023 по делу N А46-12708/2022 заявленные требования удовлетворены, признано недействительным представление УФК по Омской области от 15.06.2022 N 52-19-11/4175 в части принятия мер по устранению причин и условий совершения следующих правонарушений:
- Министерством не в полной мере осуществлен контроль за реализацией в 2020 году мероприятий, связанных с обеспечением непрерывной работы регионального оператора по обращению с ТКО, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" подпрограммы "Обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО" государственной программы Омской области "Охрана окружающей среды Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 255-п, и федерального проекта "Комплексная система обращения с ТКО" национального проекта "Экология", в результате чего региональным оператором по обращению с ТКО допущены нарушения, связанные с предоставлением населению Омской области коммунальных услуг по обращению с ТКО;
- Министерством представлены недостоверные сведения о фактически достигнутых значениях результатов регионального проекта по состоянию на 01.01.2021 в Минприроды Российской Федерации в форме электронных документов в ГИИС "Бюджетное планирование Электронный бюджет"), а именно: в отчете о достижении значений результатов регионального проекта по состоянию на 01.01.2021 указаны недостоверные сведения по фактическому значению показателя: "Субъектами Российской Федерации обеспечена деятельность по оказанию коммунальной услуги населению по обращению с ТКО" - 95,54%, тогда как фактическое достижение результата составило 95,04%, как несоответствующее требованиям закона; на УФК по Омской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Минприроды Омской области.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФК по Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что Министерство, исключив ООО "Магнит" из плана финансового контроля, не выполнило свою обязанность по осуществлению контроля за соблюдением региональным оператором порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Порядком N 245-п и Соглашением от 10-2020-02633.
Податель жалобы считает, что ООО "Магнит" в отчете об охвате населения услугой по обращению ТКО за 2020 год занизило численность населения, неохваченного услугой по транспортированию ТКО, на 8 645 человек, в том числе, по причине невключения 13 населенных пунктов с общей численностью наседения 5 609 человек, а также в связи с применением данных о численности населения в 141 населенном пункте по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года в количестве 3 036 человек без учета текущего движения населения с 2010 по 2020 год
Кроме того, УФК по Омской области указывает, что в период между переписями данные о численности населения необходимо получать по данным похозяйственного учета; в методике расчета охвата населения услугой по обращению с ТКО единственный показатель, определяемый данными Федеральной службы государственной статистики, является "общая численность населения", в то время как такие данные не являются источником показателя "численность населения в муниципальном образовании, которому предоставлена услуга по обращению с ТКО" согласно Порядку N 245-п; указанный показатель рассчитан УФК по Омской области с учетом информации, предоставленной Администрациями муниципальных районов (сельских поселений).
Минприроды Омской области и ООО "Магнит" представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых указано на законность обоснованность решения суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель УФК по Омской области поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители Минприроды Омской области и ООО "Магнил" возразили на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных отзывах, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Минприроды России, надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Управлением Федерального казначейства по Омской области (далее - орган контроля) в соответствии с приказом органа контроля от 07.10.2021 N 66-кд "О назначении плановой выездной проверки Министерства природных ресурсов и экологии Омской области" и на основании пункта 36 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Омской области в финансово-бюджетной сфере на 2021 год в период с 11.10.2021 по 29.04.2022 в отношении Минприроды Омской области проведена плановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на реализацию в 2020 году мероприятий, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология" (ИКМ 2021-ПВ.000.2036-5200.052). Проверяемый период: с 01.01.2020 по 31.12.2020.
В ходе проведенной проверки установлено, что между Министерством природных ресурсов и экологии Омской области и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Российской Федерации от 23.06.2020 N 051-17-2020-044.
Предметом настоящего Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2020 году бюджету Омской области иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на реализацию в 2020 году мероприятий, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональные операторы), обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология" (далее - Иной межбюджетный трансферт), в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов (далее - коды БК): код главного распорядителя средств федерального бюджета 051 "Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации", раздел 05 "Жилищно-коммунальное хозяйство", подраздел 02 "Коммунальное хозяйство", целевая статья 12 1 G2 52680 "Обеспечение деятельности по оказанию коммунальной услуги населению по обращению с твердыми коммунальными отходами", вид расходов 540 "Иные межбюджетные трансферты" в целях достижения результатов регионального проекта Субьекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" подпрограммы "Регулирование качества окружающей среды" государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды".
В соответствии с пунктами 2.2, 2.2 Соглашения общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Омской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результата (ов) регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, составляет: в 2020 году 231 541 700 рублей. Общий размер иного межбюджетного трансферта, предоставляемого из федерального бюджета бюджету Омской области в соответствии с настоящим Соглашением, составляет в 2020 году 231 541 700 рублей.
УФК по Омской области выявлено, что:
1. В нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 12 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2020 N 473, пункта 4.3.7.2 Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации N 051-17-2020-044 от 23.06.2020 средства федерального бюджета предоставлены объектом контроля региональному оператору в августе 2020 в размере, превышающем одной третьей объема средств, предусмотренного Соглашением N 051-17-2020-044, что является нарушением порядка расходования иных межбюджетных трансфертов.
2. В нарушение подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пункта 16.1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 24.01.2011 N 8, пунктов 4.1, 4.1.6, 4.1.6.1, 4.1.6.1.1, 4.1.6.1.2, 4.1.6.1.2.1, 4.1.6.1.3, 4.1.6.2 Соглашения о предоставлении из бюджета Омской области субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу производителю товаров, работ, услуг на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг от 24.07.2020 N 10-2020-02633 объектом контроля не в полной мере осуществлен контроль за реализацией в 2020 году мероприятий, связанных с обеспечением непрерывной работы регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" подпрограммы "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами" государственной программы Омской области "Охрана окружающей среды Омской области" и федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология", в результате чего региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами допущены нарушения, связанные с предоставлением населению Омской области коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
3. В нарушение пункта 17 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2020 N 473, пункта 2.2.6 Соглашения о реализации регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (Омская область)" на территории Омской области от 13.02.2019 N 051 -2019-G20068-1, пункта 6.1.1 Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 23.06.2020 N 051-17-2020-044 объектом контроля представлены недостоверные сведения о фактически достигнутых значениях результатов регионального проекта по состоянию на 01.01.2021 в Минприроды России в форме электронных документов в ГИИС "Бюджетное планирование Электронный бюджет"), а именно в отчете о достижении значений результатов регионального проекта по состоянию на 01.01.2021 указаны недостоверные сведения по фактическому значению показателя: "Субъектами Российской Федерации обеспечена деятельность по оказанию коммунальной услуги населению по обращению с твердыми коммунальными отходами" - 95,54%, тогда как фактическое достижение результата составило 95,04%.
Соответствующие выводы УФК по Омской области изложены в представлении от 15.06.2022 N 52-19-11/4175.
Несогласие с выводами в части принятия мер по устранению причин и условий совершения следующих правонарушений:
- Министерством не в полной мере осуществлен контроль за реализацией в 2020 году мероприятий, связанных с обеспечением непрерывной работы регионального оператора по обращению с ТКО, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" подпрограммы "Обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО" государственной программы Омской области "Охрана окружающей среды Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 255-п, и федерального проекта "Комплексная система обращения с ТКО" национального проекта "Экология", в результате чего региональным оператором по обращению с ТКО допущены нарушения, связанные с предоставлением населению Омской области коммунальных услуг по обращению с ТКО;
- Министерством представлены недостоверные сведения о фактически достигнутых значениях результатов регионального проекта по состоянию на 01.01.2021 в Минприроды Российской Федерации в форме электронных документов в ГИИС "Бюджетное планирование Электронный бюджет"), а именно: в отчете о достижении значений результатов регионального проекта по состоянию на 01.01.2021 указаны недостоверные сведения по фактическому значению показателя: "Субъектами Российской Федерации обеспечена деятельность по оказанию коммунальной услуги населению по обращению с ТКО" - 95,54%, тогда как фактическое достижение результата составило 95,04%, послужило основанием для обращения Минприроды Омской области в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Омской области решение от 03.04.2023 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" разработан национальный проект "Экология", паспорт которого утвержден по итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018.
Для достижения целей, показателей и результатов федерального проекта в рамках национального проекта в Омской области сформирован региональный проект "Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - региональный проект).
При реализации регионального проекта и осуществления мониторинга его реализации по достижению целей, показателей и результатов федерального проекта в части мероприятий, реализуемых в Омской области и (или) муниципальных образованиях, расположенных на территории Омской области, руководителем федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами", в функции которого входит достижение целей, целевых и дополнительных показателей национального проекта "Экология", и руководителем регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (Омская область)" заключено соглашение о реализации регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (Омская область)" на территории Омской области от 13.02.2019 N 051-2019-G20068-1 (далее также - соглашение о реализации регионального проекта N 051-2019-G20068-1).
Иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию в 2020 году мероприятий, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология", предоставлялись в соответствии с Правилами предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятии, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2020 N 473 (далее - Правила N 473).
Так, в соответствии с пунктом 2 Правил N 473 иные межбюджетные трансферты предоставлялись в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с финансовым обеспечением части затрат региональных операторов, возникших не ранее 28 марта 2020 г. в результате сложившейся неблагоприятной ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, и связанных с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 6 Правил N 473 установлено, что предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется на основании соглашения между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), заключенного до 1 ноября 2020 г. в форме электронного документа с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (далее - соглашение).
Между Минприроды России и Минприроды Омской области было заключено соглашение о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 23.06.2020 N 051-17-2020-044, имеющего целевое назначение.
Порядок предоставления субсидии определен статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Правилами N 473, Порядком предоставления из областного бюджета субсидии региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющему деятельность в сфере обращения с отходами производства и потребления, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 23.06.2020 N 245-п, Соглашением о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 23.06.2020 N 051-17-2020-044 (далее - Соглашение о предоставлении ИМТ), Соглашением о предоставлении субсидии.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Министерством и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Магнит" (далее - Региональный оператор) по результатам проведенного отбора заключено Соглашение о предоставлении субсидии, в рамках которого последнему в целях финансового обеспечения затрат, связанных с реализацией в 2020 году мероприятий по обеспечению непрерывной работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология", осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами производства и потребления (далее - Субсидия).
Субсидия предоставлялась на финансовое обеспечение части затрат Регионального оператора, возникшие не ранее 28.03.2020 в результате сложившейся неблагоприятной ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, и связанных с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения Региональному оператору на указанные цели предоставлена 2020 году Субсидия в размере 321541700 руб.
Условия предоставления Субсидии определены в разделе 3 Соглашения о предоставлении субсидии, к которым среди перечисленных, в том числе относятся:
- п. 3.1.2.2. осуществление расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, в соответствии с целью, предусмотренной пунктом 1.1.1 настоящего Соглашения;
- п. 3.1.2.4. запрет приобретения Получателем за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных Правилами предоставления субсидии;
- п. 3.1.2.5. предоставление Получателем коммунальной услуги по обращению с ГКО в течение месяца, в котором Получатель осуществил соответствующие затраты;
- п. 3.1.2.7. представление Получателем документов и материалов, необходимых для осуществления контроля за соблюдением условий предоставления Субсидии (счета, счетафактуры, акты выполненных работ и (или) оказанных услуг);
- п. 3.1.2.8. достоверность представленной Получателем информации, содержащейся в документах, а также отчетности, предусмотренной пунктами 4.3.5.1, 4.3.5.2 настоящего Соглашения.
Разделом 4 Соглашения о предоставлении субсидии на Министерство помимо всех перечисленных, установлены обязанности:
- п. 4.1.2. осуществлять проверку представляемых Получателем документов, указанных в пунктах 3.1.2.7 настоящего Соглашения, в том числе на соответствие их Правилам предоставления субсидии, в течение 5 рабочих дней со дня их получения от Получателя;
- п. 4.1.5. осуществлять оценку достижения Получателем показателей результативности, установленных Правилами предоставления субсидии и Предоставителем в соответствии с пунктом 4.1.4.1 настоящего Соглашения на основании:
- п. 4.1.5.1. отчета(ов) о достижении значений показателей результативности по форме, установленной в приложении N 3 к настоящему Соглашению, являющейся неотъемлемой частью настоящего Соглашения, представленного(ых) в соответствии с пунктом 4.3.5.2 настоящего Соглашения;
- п. 4.1.6. осуществлять контроль за соблюдением Получателем порядка, целей и условий предоставления Субсидии, установленных Правилами предоставления субсидии и настоящим Соглашением, путем проведения плановых и (или) внеплановых проверок:
4.1.6.1. по месту нахождения Представителя на основании:
4.1.6.1.1. отчета(ов) о расходах Получателя, источником финансового обеспечения которых является Субсидия, по форме установленной приложением N 2 к настоящему Соглашению, являющейся неотъемлемой частью настоящего Соглашения, представленного(ых) в соответствии с пунктом 4.3.5.1 настоящего Соглашения;
4.1.6.1.2. иных отчетов:
4.1.6.1.2.1. отчет Получателя об охвате населения услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, установленной приложением N 4 к настоящему Соглашению;
4.1.6.1.3. иных документов, представленных Получателем по запросу Предоставителя.
4.1.6.2. по месту нахождения Получателя путем документального и фактического анализа операций, связанных с использованием Субсидии, произведенных Получателем.
То есть, Министерство в рамках исполнения Соглашения о предоставлении субсидии обязано контролировать соблюдением Региональным оператором порядка, целей и условий предоставления Субсидии, а также достижение показателей результативности, установленных Правилами предоставления Субсидии.
В соответствии с пунктом 6.1.1 Соглашения о предоставлении субсидии, ответственность за достоверность сведений, указанных в документах на предоставление субсидии, а также в предоставляемой отчетности, возлагается на Регионального оператора.
Контроль согласно вышеуказанным положениям Соглашения о предоставлении субсидии осуществляется путем:
- анализа предоставленных Региональным оператором отчетов по установленным формам, а также предоставляемых в соответствии с пунктом 3.1.2.7 Соглашения о предоставлении субсидии документов и материалов, необходимых для осуществления контроля за соблюдением условий предоставления Субсидии (счета, счета-фактуры, акты выполненных работ и (или) оказанных услуг);
- проведения плановых и (или) внеплановых проверок.
По мнению УФК по Омской области, Министерством не в полной мере осуществлен контроль за реализацией в 2020 году мероприятий, связанных с обеспечением непрерывной работы регионального оператора по обращению с ТКО, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" подпрограммы "Обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО" государственной программы Омской области "Охрана окружающей среды Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 255-п, и федерального проекта "Комплексная система обращения с ТКО" национального проекта "Экология", в результате чего региональным оператором по обращению с ТКО допущены нарушения, связанные с предоставлением населению Омской области коммунальных услуг по обращению с ТКО.
Вместе с тем материалами дела подтверждается, что в рамках исполнения Соглашения о предоставлении субсидии Министерством осуществлялся контроль за реализацией в 2020 году мероприятий, связанных с обеспечением непрерывной работы регионального оператора по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 3.1.2.7 Соглашения о предоставлении субсидии Региональным оператором предоставлялись в Министерство документы (счета, счета-фактуры, акты выполненных работ и (или) оказанных услуг, акты сверок, договор на оказание услуг), подтверждающие предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО в течение месяцев, в результате которых возникли соответствующие затраты, на которые в последствии и была направлена предоставляемая Субсидия.
Министерством осуществлялась проверка и анализ представленных документов. Перечисление средств осуществлялось в ходе представленных первичных документов бухгалтерского учета Регионального оператора.
Также Министерство осуществляло контроль за своевременным и полным предоставлением отчетов, предусмотренных Соглашением о предоставлении субсидии.
Соглашением о предоставлении субсидии, а также вышеуказанными правовыми актами не предусмотрена обязанность Министерства контролировать деятельность Регионального оператора по оказанию услуг населению по обращению с ТКО, кроме форм и направлений, указанных в Соглашении о предоставлении субсидии.
На основании подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, проведение выездной проверки Регионального оператора по соблюдению условий, целей и порядка предоставления Субсидии запланировано Министерством на декабрь 2021 года в соответствии с Планом финансового контроля Министерства на 2021 год, утвержденным распоряжением Министерства от 17.12.2020 N 321.
Поскольку на дату начала проверки Министерством Регионального оператора, в отношении последнего УФ Кпо Омской области была начата проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на реализацию в 2020 году мероприятий, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами", с целью исключения дублирования контрольного мероприятия, было принято решение об отмене выездной проверки на основании распоряжения Министерства от 25.11.2021 "О внесении изменения в распоряжение Министерства от 17.12.2020 N 321".
Цель, условия и порядок предоставления Региональному оператору Субсидии в соответствии с Соглашением о предоставлении субсидии и Правилами предоставления ИМТ, под контролем Министерства Региональным оператором соблюдены, показатели результативности предоставления Субсидии достигнуты, что следует из отчетов о достижении значений результатов региональных проектов.
В данной связи, вывод УФК по Омской области о нарушениях, связанных с предоставлением населению коммунальных услуг по образованию с ТКО, вследствие отсутствия в полной мере контроля Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, правомерно признан судом первой инстанции необоснованным.
Кроме того, по мнению УФК по Омской области, Министерством в Минприроды Российской Федерации в форме электронных документов в ГИИС по состоянию на 01.01.2021 представлены недостоверные сведения о фактически достигнутых значениях результатов регионального проекта, а именно указаны недостоверные сведения по фактическому значению показателя: "Субъектами Российской Федерации обеспечена деятельность по оказанию коммунальной услуги населению по обращению с ТКО" - 95,54%, тогда как фактическое достижение результата составило 95,04%".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 11 Правил предоставления ИМТ результатом предоставления ИМТ является достижения следующего показателя - доля населения, которому предоставлена коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, не менее 90 процентов в соответствии с региональным проектом, обеспечивающим достижение показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология".
Согласно пункту 12(2) Правил предоставления ИМТ эффективность расходования средств, источником софинансирования которых являются иные межбюджетные трансферты, оценивается на основании достижения значений результатов их предоставления, установленных соглашением.
В соответствии с пунктом 4.3.3 Соглашения о предоставлении ИМТ значение результата регионального проекта установлено в приложении N 1 к данному соглашению, который определяется "Субъектами Российской Федерации обеспечена деятельность по оказанию коммунальной услуги населению по обращению с твердыми коммунальными отходами - 90 процентов".
Пунктом 4.1.4.1, приложением N 1 к Соглашению о предоставлении субсидии в соответствии с Соглашением о предоставлении ИМТ значение показателя результативности установлено "Доля населения, которому предоставлена услуга по обращению с ТКО в зоне деятельности регионального оператора - 90 процентов).
На основании пунктов 4.3.8 и 6.1.1 Соглашения о предоставлении субсидии ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, а также в предоставляемой отчетности возложена на Регионального оператора.
В соответствии с пунктом 4.3.4, 4.3.4.1, 4.3.4.2 Соглашения о предоставлении ИМТ обеспечение предоставления в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в форме электронного документа в ГИИС управления общественными финансами "Электронный бюджет" отчетов возложена на Министерство.
В рамках исполнения Соглашения от 23.06.2020 N 051-17-2020-044 в Минприроды России представлены отчеты о достижении значений результатов региональных проектов "Субъектами Российской Федерации обеспечена деятельность по оказанию коммунальной услуги населению по обращению с твердыми коммунальными отходами" по состоянию на: 01.07.2020 - фактическое значение 0; 01.08.2020 - фактическое значение 0; 01.09.2020 - фактическое значение 98,38; 01.10.2020 - фактическое значение 98,42; 01.11.2020 - фактическое значение 98,37; 01.12.2020 - фактическое значение 95,45; 01.01.2020 - фактическое значение 95,54.
Согласно отчетам о достижении значений результатов региональных проектов показатели результативности предоставления Субсидии достигнуты, доля населения, которому предоставлена услуга по обращению с ТКО в зоне деятельности регионального оператора, составила более 95% (в соответствии с пунктом 4.1.4.1, приложением N 1 к Соглашению о предоставлении субсидии должна быть не менее 90%). Коммунальные услуги населению по обращению с ТКО в границах зоны деятельности Регионального оператора представлялись непрерывно.
На основании указанной отчетности Минприроды России пришло к выводу, что значение результата регионального проекта Омской областью было достигнуто.
Указанное обстоятельство подтверждается также и в отзыве Минприроды России, направленном в материалы дела.
При этом, выводы УФК по Омской области о недостоверности сведений в части численности населения в муниципальном образовании, которому предоставлена услуга по обращению с ТКО, неверном определении такой численности, региональным оператором на отчетную дату не нашли доказательного подтверждения и опровергнуты решением Арбитражного суда Омской области от 24.10.2022, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2022 по делу N А46-13171/2022.
Суд, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, приходит к выводу о недоказанности УФК по Омской области недостоверности сведений о фактически достигнутых значениях результатов регионального проекта по состоянию на 01.01.2021, направленных Министерством в Минприроды Российской Федерации, а также о необходимости использования иной, отличной от примененной методики определения значений названного показателя.
Делая вывод о занижении численности неохваченного услугой по транспортированию ТКО населения, УФК по Омской области не указывает, из каких источников Министерство могло получить достоверную, по мнению УФК по Омской области, информацию на отчетную дату.
Федеральная служба государственной статистики (Росстат) на основании пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 420 (далее также - Положение N 420) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, по контролю в сфере официального статистического учета.
В соответствии с пунктом 5.1 Положения N 420 Федеральная служба государственной статистики представляет в установленном порядке официальную статистическую информацию Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, иным органам государственной власти, органам местного самоуправления, средствам массовой информации, организациям и гражданам, а также международным организациям.
Согласно позиции 2.1.1 пункта 2.1 подраздела 2 раздела I Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 N 671-р, срок предоставления (распространения) официальной статистической информации (численность населения субъекта Российской Федерации) пользователям - не позднее 15 апреля (ежегодно).
В соответствии с Порядком N 245-п для ежегодной оценки эффективности реализации данного мероприятия используется целевой индикатор - доля населения, которому предоставлена услуга по обращению с ТКО, в зоне деятельности регионального оператора.
Значение целевого индикатора измеряется в процентах и определяется по формуле: *
d - доля населения, которому предоставлена услуга по обращению с ТКО, в зоне деятельности регионального оператора;
i = 1,...N;
N - число муниципальных образований в зоне деятельности регионального оператора;
ni - численность населения в муниципальном образовании, которому предоставлена услуга по обращению с ТКО;
М - общая численность населения, зарегистрированного в зоне деятельности регионального оператора, согласно данным Федеральной службы государственной статистики.
Источником данных для расчета значения целевого индикатора являются данные отчетности регионального оператора, поступившей в Минприроды Омской области.
Доводы УФК по Омской области относительно того, что источником показателя "численность населения в муниципальном образовании, которому предоставлена услуга по обращению с ТКО" согласно Порядку N 245-п не являются данные Федеральной службы государственной статистики, несостоятельны, поскольку иных источников информации о численности населения Порядком N 245-п не предусмотрено. Оснований для получения указанной информации по разным показателям из различных источников судом апелляционной инстанции не усматривается.
В рассматриваемом случае заявитель представил отчет об охвате населения услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами 02.01.2021, руководствуясь официальной статистической информацией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов.
Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Статья 2 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" определяет личное подсобное хозяйство как форму непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Следовательно, данные похозяйственных книг не являются источником статистической информации о численности населения.
Несовпадение данных УФК по Омской области, не уполномоченного оценивать численность населения с данными официальной статистики, не свидетельствует о недостоверности последних.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что УФК по Омской области не доказана недостоверность сведений, предложенных обществом на отчетную дату.
Доводы УФК по Омской области о невключении в отчет сведений о 13 населенных пунктах с общей численностью населения 5 609 человек опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе сведениями журналов за декабрь 2020 года, ГЛОНАСС/GPS треков (записями маршрутов посредством использования ГЛОНАСС/GPS приемников).
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации УФК по Омской области освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по его апелляционной жалобе распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 03.04.2023 по делу N А46-12708/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-12708/2022
Истец: Министерство природных ресурсов и экологии Омской области
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "МАГНИТ"