г. Тюмень |
|
24 октября 2023 г. |
Дело N А27-20284/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г., рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) и системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" на решение от 18.04.2023 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Власов В.В.) и постановление от 28.06.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А27-20284/2022 по заявлению публичного акционерного общества "Россети Сибирь" (660021, Красноярский край, город Красноярск, улица Бограда, дом 144а, ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) в лице филиала "Кузбассэнерго-региональные электрические сети" (650099, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Островского, дом 11) к Прокуратуре Кемеровской области - Кузбасса (650992, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Красная, дом 24, ОГРН 1024200685178, ИНН 4207012433) об оспаривании ненормативного правового акта.
Другое лицо, участвующее в деле, - Региональная энергетическая комиссия Кузбасса (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Николая Островского, дом 32, ОГРН 1144205012808, ИНН 4207044509).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Перевалова О.И.) в заседании участвовали представители публичного акционерного общества "Россети Сибирь" - Михеева А.Е. по доверенности от 30.03.2022, Гребенев Н.В. по доверенности от 11.01.2023.
Посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" в судебном заседании в онлайн-режиме участвовала представитель Прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса - Головина Е.Ю. на основании удостоверения.
Суд установил:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" в лице филиала "Кузбассэнерго-региональные электрические сети" (далее - ПАО "Россети Сибирь", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным представления Прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса (далее - прокуратура) от 31.08.2022 N Прдр-20320005-205-22/4427-20320005.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная энергетическая комиссия Кузбасса (далее - РЭК Кузбасса).
Решением от 18.04.2023 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 28.06.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ПАО "Россети Сибирь" просит отменить указанные судебные акты и признать оспариваемое представление недействительным.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что инвестиционные программы обществом выполнены; действующее законодательство не предусматривает возможность признания необоснованными и нецелевыми затраты на освоение инвестиционной программы в случае не указания оборудования и произведенных работ в паспорте проекта.
В отзыве на кассационную жалобу прокуратура просит судебные акты оставить без изменения.
Иные участвующие в деле лица отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей ПАО "Россети Сибирь" и прокуратуры, суд округа не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ПАО "Россети Сибирь" является субъектом электроэнергетики, осуществляет передачу и распределение электроэнергии на территории Кемеровской области - Кузбасса.
По результатам проверочных мероприятий (решение от 27.07.2022) с привлечением специалистов РЭК Кузбасса прокуратура пришла к выводу о нарушении обществом законодательства, выразившемся в неправомерном расходовании денежных средств, направленных на выполнение трех инвестиционных проектов (идентификаторы 1_326.1.8_КуЭ, 1_410_КуЭ, 1_410.1_КуЭ) на общую сумму 38 515 тыс. руб., в связи с чем выдала ему представление от 31.08.2022 N Прдр20320005-205-22/4427-20320005, согласно которому обществу необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства, а также причин и условий, способствующих несоблюдению данного законодательства (пункт 1); рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в выявленных нарушениях закона (пункт 2); рассмотреть данное представление с участием представителя Прокуратуры города Кемерово, предварительно сообщив о дате, времени и месте рассмотрения (пункт 3); о результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах сообщить прокурору города в письменной форме в течение месяца со дня получения представления (пункт 4).
Не согласившись с данным представлением, ПАО "Россети Сибирь" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у прокурора правовых оснований для выдачи обществу оспариваемого представления, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленного им требования.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22 Закона о прокуратуре).
Согласно части 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
На основании статьи 3 Закона N 35-ФЗ под электроэнергетикой понимается отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам (абзац 2).
Субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности (абзац 5 статьи 3 Закона N 35-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает критерии отнесения субъектов электроэнергетики к числу субъектов, инвестиционные программы которых (включая определение источников их финансирования) утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти совместно с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и порядок утверждения (в том числе порядок согласования с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) инвестиционных программ и осуществления контроля за реализацией таких программ.
Инвестиционная политика государства в электроэнергетике направлена на обеспечение ее устойчивого развития, на развитие энергосбережения, а также предусматривает привлечение инвестиций во все сферы электроэнергетики и усиление государственного контроля за эффективностью инвестиций в сфере деятельности субъектов естественных монополий (часть 1 статьи 29 Закона N 35-ФЗ).
В указанных целях утверждаются инвестиционные программы субъектов электроэнергетики, являющиеся совокупностью всех намечаемых к реализации и (или) реализуемых субъектом электроэнергетики инвестиционных проектов в период, на который разрабатывается инвестиционная программа (абзац первый пункта 2 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977, далее - Правила N 977).
В силу пункта 2 Правил N 977 под инвестиционной программой в настоящих Правилах понимается совокупность всех намечаемых к реализации и (или) реализуемых субъектом электроэнергетики инвестиционных проектов в период, на который разрабатывается инвестиционная программа; под инвестиционным проектом в настоящих Правилах понимаются вложение инвестиций в сооружение (изготовление, создание, приобретение, реконструкцию, модернизацию (модификацию) и (или) техническое перевооружение) объектов основных средств и (или) нематериальных активов и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Согласно пункту 10 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты N 24), субъекты рынков электрической энергии, одним из которых является ПАО "Россети Сибирь", несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в силу подпунктов "м", "н" пункта 19 Стандартов N 24 сетевая организация раскрывает информацию об инвестиционной программе (о проекте инвестиционной программы и (или) проекте изменений, вносимых в инвестиционную программу, и обосновывающих ее материалах (за исключением сведений, составляющих государственную тайну), включая паспорта инвестиционных проектов, предусмотренных инвестиционной программой (проектом инвестиционной программы), содержащие информацию, предусмотренную пунктом 27 Стандартов N 24.
В соответствии с подпунктами "а", "д", "е" пункта 27 Стандартов N 24 под паспортом инвестиционного проекта понимается документ, в котором содержатся: идентификатор инвестиционного проекта, определяемый однократно в соответствии с методическими указаниями по определению субъектами рынков идентификаторов инвестиционных проектов, утвержденными Министерством энергетики Российской Федерации; графики реализации инвестиционных проектов по строительству (реконструкции, модернизации и демонтажу) объектов электроэнергетики, включая их наименования, планируемые сроки и объемы выполнения контрольных этапов реализации инвестиционных проектов, объемы финансирования и освоения капитальных вложений, в том числе с распределением на основные этапы работ, а также ввода основных средств с указанием отчетных данных за предыдущий и текущий годы для реализуемых проектов; отчетная информация о ходе реализации инвестиционного проекта (в отношении реализуемых инвестиционных проектов), в том числе результаты закупок товаров, работ и услуг, выполненных для целей реализации инвестиционного проекта.
Таким образом, как верно отметили суды, паспорт инвестиционного проекта должен содержать исчерпывающий перечень мероприятий, предлагаемых к реализации в рамках инвестиционного проекта; реконструкция, модернизация (замена) и демонтаж оборудования, не предусмотренные паспортами инвестиционных проектов, не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды установили, общество неправомерно включило в расходы по инвестиционному проекту "Техническое перевооружение с установкой реклоузеров на отпайках потребительских ВЛ-10 кВ Ф.10-2-ЕП ПС 35/10 Осиновская Кемеровский РЭС Кемеровского района (1 шт)" (идентификатор 1_326.1.8_КуЭ) затраты на замену ранее установленного реклоузера, при этом такая необходимость документально не обоснована, в паспорте инвестиционного проекта отсутствуют сведения о проведении работ по демонтажу "старого" реклоузера; кроме того, общество установило оборудование, не поименованное в паспортах инвестиционных проектов "Техническое перевооружение ПС 110/35/6 Кондомская с заменой БСК (батареи статических конденсаторов) мощностью 60 Мвар (1 этап)" (идентификатор 1_410_КуЭ), "Техническое перевооружение ПС 110/35/6 Кондомская с заменой БСК (батареи статических конденсаторов) мощностью 60 Мвар (2 этап)" (идентификатор 1_410.1_КуЭ).
Доказательств, подтверждающих включение в инвестиционные программы фактически выполненных мероприятий по замене и установке спорного оборудования (в частности, укрупненные сметные расчеты), обществом не представлено.
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу о наличии у прокуратуры оснований для выдачи ПАО "Россети Сибирь" оспариваемого представления.
Доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию общества по делу, были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении нижестоящими судом норм права.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.04.2023 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 28.06.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-20284/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.