г. Тюмень |
|
24 октября 2023 г. |
Дело N А45-1342/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г., рассмотрел в судебном онлайн-заседании с использованием средств аудиозаписи и системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" кассационную жалобу государственного казенного учреждения Новосибирской области "Управление капитального строительства" на решение от 12.04.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Наумова Т.А.) и постановление от 22.06.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Бородулина И.И., Зайцева О.О.) по делу N А45-1342/2023 по заявлению государственного казенного учреждения Новосибирской области "Управление капитального строительства" (630091, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Фрунзе, дом 21, ОГРН 1085406044570, ИНН 5406509800) к Прокуратуре Новосибирского района (630007, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Сибревкома, дом 4), Прокуратуре Новосибирской области (630099, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Каменская, дом 20А, ОГРН 1035402479936, ИНН 5406010055) об оспаривании ненормативного правового акта.
Другое лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью "Инвестстрой" (630108, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Станиславского, дом 1, офис 1, ОГРН 1085406036550, ИНН 5406503815).
Путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в заседании участвовала представитель государственного казенного учреждения Новосибирской области "Управление капитального строительства" - Колмыкова О.Л. по доверенности от 11.01.2021.
Суд установил:
государственное казенное учреждение Новосибирской области "Управление капитального строительства" (далее - учреждение, ГКУ "УКС") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным представления прокурора Новосибирского района Новосибирской области (далее - прокуратура) от 10.11.2022 N 2-20-2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Инвестстрой" (далее - ООО "Инвестстрой", общество).
Решением от 12.04.2023 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 22.06.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, учреждение просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, в рассматриваемом случае у прокуратуры отсутствовали правовые основания для выдачи представления, поскольку решение от 02.11.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-31399/2020 вступило в законную силу 22.03.2023; в оспариваемом представлении не указаны нормы права, которые были нарушены учреждением; к участию в деле должен был быть привлечен руководитель ГКУ "УКС"; судами не учтено, что подрядчик в порядке статьи 712 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) до 16.03.2023 удерживал объект незавершенного строительства и препятствовал проведению его обследования, устранению выявленных недостатков, ссылаясь на возможное разрушение отделочных работ; после получения представления учреждением предпринимались все возможные меры для его исполнения.
В отзыве на кассационную жалобу прокуратура просит судебные акты оставить без изменения.
Иные участвующие в деле лица отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя учреждения, суд округа не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела, по поручению Прокуратуры Новосибирской области от 16.06.2022 Прокуратурой Новосибирского района проведена проверка исполнения федерального законодательства при реализации национального проекта "Демография" на территории Новосибирского района, в ходе которой установлено, что на основании постановления Администрации Новосибирского района от 15.03.2019 N 240-па земельный участок с кадастровым номером 54:19:020202:1587 по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Криводановский сельсовет, село Марусино, принадлежит ГКУ "УКС" на праве постоянного (бессрочного) пользования и отведен для капитального строительства здания детского сада - яслей в селе Марусино Новосибирского района.
В соответствии с Законом Новосибирской области от 25.12.2018 N 332-ОЗ "Об областном бюджете Новосибирской области на 2019 и плановый период 2020-2021 годов" для строительства здания детского сада-яслей в селе Марусино из областного бюджета на капитальные вложения выделены ассигнования.
По итогам аукциона 08.07.2019 между ГКУ "УКС" и ООО "Инвестстрой" заключен государственный контракт N 01512000060190001520001 на выполнение подрядных работ по строительству объекта "Здание детского сада-яслей в с. Марусино Новосибирского района" (далее - контракт); срок передачи результата работ - 01.06.2020 (пункты 3.4 и 4.1 контракта).
В связи с неисполнением (ненадлежащим) исполнением обществом принятых на себя обязательств, допущенными при строительстве указанного объекта существенными нарушениями, учреждением в соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) принято решение от 15.10.2020 N 3873-Ю об одностороннем отказе от исполнения контракта, законность которого подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делу N А45-29305/2020.
Решением от 02.11.2022 Арбитражного суда Новосибирской области (резолютивная часть объявлена 31.10.2022) по делу N А45-31399/2020 на ООО "Инвестстрой" возложена обязанность освободить строительную площадку по объекту "Здание детского сада-яслей в селе Марусино Новосибирского района" путем передачи по акту приема-передачи учреждению земельного участка с кадастровым номером 54:19:020202:1587 и расположенного на нем объекта незавершенного строительства в течение трех календарных дней с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.
07.11.2022 в прокуратуре состоялось рабочее совещание с участием генерального директора ООО "Инвестстрой" Прудникова К.Е., который пояснил, что доступу представителей ГКУ "УКС", специалистов, экспертов для проведения комплекса работ по обследованию объекта и завершения его строительства не препятствует.
Согласно полученной от учреждения информации завершить строительство объекта и ввести его в эксплуатацию в 2022 году не представляется возможным ввиду отсутствия доступа на строительную площадку, невозможности проведения обследования и проектированию усилений строительных конструкций здания, получения положительного заключения экспертизы по принятым проектным решениям и выполнения работ непосредственно по усилению строительных конструкций здания.
Принимая во внимание, что данный объект является социально необходимым (на территории села Марусино отсутствуют дошкольные образовательные учреждения и дети, проживающие на территории поселения посещают детские сады, расположенные в селе Криводановка), и бездействие учреждения, выразившиеся в не проведении мероприятий инструментального обследования по исправлению выявленных недостатков при строительстве, внесению изменений в проектную документацию, проектированию усилений строительных конструкций здания, противоречат национальным целям и стратегическим задачам, в части реализации национального проекта "Образование", прокуратура выдала представление от 10.11.2022 N 2-20-2022 об устранении нарушений закона.
Не согласившись с данным представлением, ГКУ "УКС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у прокурора правовых оснований для выдачи учреждению оспариваемого представления, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленного им требования.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Согласно положениям части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" требования о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, подлежат удовлетворению арбитражным судом при одновременном наличии двух условий: несоответствие оспариваемых актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22 Закона о прокуратуре).
Согласно части 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды установили, что контракт между ГКУ "УКС" и ООО "ИнвестСрой" расторгнут в одностороннем порядке (решение от 15.10.2020 N 3873-Ю), и правовые основания для нахождения общества на объекте после вступления его в силу отсутствовали (пункт 2 статьи 453 ГК РФ); наличие у учреждения препятствий использовать земельный участок и принимать меры для проведения обследования объекта незавершенного строительства с целью подготовки изменений в проект, документально не подтверждено; решением от 19.05.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-29760/2021 установлен факт заключения между ГКУ "УКС" и ООО "Инвестстрой" антиконкурентного соглашения при проведении открытого электронного аукциона N 0151200006019000152.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о том, что бездействие ГКУ "УКС", выразившееся в не проведении мероприятий, направленных на своевременное исправление выявленных недостатков при строительстве, внесение изменений в проектную документацию (проектирование усилений строительных конструкций здания), противоречит целям и задачам, закрепленным в пункте 5 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204, и влечет срыв сроков реализации национального проекта "Демография", нарушает право несовершеннолетних на дошкольное образование.
Отклоняя доводы о неисполнимости представления, суды обосновано приняли во внимание, что учреждению фактически вменялось не принятие достаточных мер для своевременной реализации национального проекта "Образование" и не введение в эксплуатацию социально значимого объекта - детского сада-яслей в селе Марусино в установленный срок; оспариваемое представление фактически учреждением было исполнено.
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу о наличии у прокуратуры оснований для выдачи ГКУ "УКС" оспариваемого представления.
Вопреки позиции учреждения судебные акты по настоящему делу не содержат выводов о правах и обязанностях его руководителя.
Доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию учреждения по делу, были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.04.2023 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 22.06.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-1342/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.