г. Тюмень |
|
25 октября 2023 г. |
Дело N А81-11480/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Полосина А.Л.,
судей Зиновьевой Т.А.,
Сириной В.В.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Сургут" на решение от 14.03.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) и постановление от 04.07.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А81-11480/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Сургут" (628412, ХМАО - Югра, г. Сургут, ул. Университетская, д. 1, ОГРН 1028601679314, ИНН 8617002073) к департаменту природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа (629008, ЯНАО, г. Салехард, ул. Матросова, д. 29, ОГРН 1058900021861, ИНН 8901017195) об оспаривании отказа в согласовании проекта рекультивации земель, изложенного в уведомлении от 23.06.2022 N 89-27/01-08/25721.
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Сургут" - Шостин М.В. по доверенности от 25.09.2023.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Сургут" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к департаменту природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании недействительным отказа в согласовании проекта рекультивации земель площадью 1,0740 га по объекту "Капитальный ремонт магистрального газопровода "Комсомольское-Сургут-Челябинск" 1 нитка, инв. N 000011, 1683,4 км. ВТД на участке 101 км - 109 км", изложенного в уведомлении от 23.06.2022 N 89-27/01-08/25721.
Решением от 14.03.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа оставленным без изменения постановлением от 04.07.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, указывает, что при проведении указанных в проекте рекультивации земель технических мероприятий будет обеспечено восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием; нанесение торфо-песчаной смеси в условиях Ямало-Ненецкого автономного округа является нецелесообразным; действующее законодательство не предусматривает обязательное включение биологических мероприятий в проект рекультивации земель.
В приобщении отзыва департамента отказано в связи с отсутствием доказательств его заблаговременного направления участвующим в споре лицам (статья 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель общества поддержал свою правовую позицию.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, приказом департамента от 24.12.2021 N 4375 обществу выдано разрешение на использование лесного участка в составе земель лесного фонда без предоставления и установления сервитута, публичного сервитута для проведения капитального ремонта линейного объекта "Капитальный ремонт магистрального газопровода "Комсомольское-Сургут-Челябинск" 1 нитка, Инв. N 000011, 1683,4 км. ВТД на участке 101 км - 109 км", с кадастровым номером 89:05:020505:5041, площадью 1,0704 га.
17.12.2021 в адрес департамента поступило заявление о согласовании проекта рекультивации нарушенных земель в связи с проведением ремонтных работ на участке спорного линейного объекта.
По итогам рассмотрения указанного заявления департаментом в адрес общества направлено уведомление об отказе в согласовании проекта.
В последующем обществом неоднократно направлялся в департамент на согласование проект рекультивации земель.
Уведомлениями от 09.03.2022, от 20.05.2022, от 23.06.2022 департамент отказывал обществу в согласовании проекта, предлагая устранить выявленные несоответствия действующему законодательству и учесть мнение собственника земельного участка о недостаточности запланированных восстановительных мероприятий.
Основанием для отказа послужило то, что "Пояснительная записка" проекта рекультивации земель содержит недостоверные сведения о рекультивируемых землях и земельных участках, а также требование департамента о необходимости запроектировать мероприятия биологического этапа рекультивации в соответствии с требованиями пункта 4.22 и пункта 7.3.4 ГОСТ Р 59057-2020, обеспечивающие приведение качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации (проектирование нанесения торфо-песчаной смеси в соотношении (торф 75 %, песок 25 %) с мощностью нанесения не менее 10 см).
Не согласившись с основаниями отказа, общество направило в департамент письмо от 08.07.2022 N 23/44/65-06362-06 "О согласовании проектов рекультивации земель" в котором обосновало отсутствие необходимости включения в проект биологического этапа рекультивации земель в соответствии с пунктами 4.22, 7.3.4 ГОСТ Р 59057-2020.
В письме от 28.07.2022 N 89-27/01-08/31385 департамент уведомил о несогласии с позицией общества, предложив внести в проект изменения в соответствии с ранее выставленными замечаниями, после чего направить проект в адрес департамента для повторного согласования.
Не согласившись с данным отказом департамента, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришли к выводу о соответствии оспариваемого отказа действующему законодательству и отсутствии нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими действующему законодательству и обстоятельствам дела.
Статьей 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (пункт 1). При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 названной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (пункт 2).
Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды (пункт 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ).
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности (абзац четвертый); не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзац восьмой).
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 13 ЗК РФ).
Пунктом 8 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 (далее - Правила N 800), предусмотрено, что рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях (пункт 10 Правил N 800).
Согласно пункту 15 Правил N 800 проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 названных Правил, до утверждения подлежит согласованию с исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в пункте 3 или подпункте "б" пункта 4 Правил.
Пунктом 19 Правил N 800 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для направления заявителю уведомления об отказе в согласовании проекта рекультивации.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2.49 Положения о департаменте природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.04.2013 N 297-П, департамент является исполнительным органом автономного округа, проводящим государственную политику, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и государственный контроль (надзор), а также обеспечивающим реализацию полномочий автономного округа как субъекта Российской Федерации в следующих области использования и охраны лесов; департамент предоставляет государственную услугу по согласованию проекта рекультивации земель в отношении земель, относящихся к категориям земель лесного фонда, до его утверждения, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, установленных федеральными законами, при которых проект рекультивации земель подлежит государственной экологической экспертизе.
В рассматриваемом случае департамент отказал обществу в согласовании представленного проекта рекультивации нарушенных земель лесного фонда на основании подпункта "а" пункта 19 Правил N 800 (мероприятия, предусмотренные проектом рекультивации, не обеспечат соответствие качеств земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 названных Правил).
В силу пункта 5 Правил N 800 рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
По мнению департамента, предусмотренные проектом рекультивации земель мероприятия не являются достаточными для восстановления лесных земель до состояния пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением исходя из региональных природно-климатических условий; при проведении технического этапа рекультивации будет нарушен поверхностный (плодородный) слой почвы (слаборазвитый гумусовый грунт до 10 см), что требует его последующее восстановление, в том числе посредством нанесения торфо-песчанной смеси в соотношении (торф 75 %, песок 25 %); отсутствие в проекте биологических мероприятий не обеспечит соответствие качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации.
В свою очередь, общество полагает необязательным проведение биологического этапа рекультивации земель с учетом их фактического использования для размещения линейных объектов, отнесения земельного участка к ежегодно подтопляемым и возможности естественного восстановления плодородия почв.
Исходя из положений пунктов 7.1 - 7.3. ГОСТ Р 59057-2020 "Охрана окружающей среды. Земли. Общие требования по рекультивации нарушенных земель", введенного в действие приказом Росстандарта от 30.09.2020 N 709-ст (далее - ГОСТ Р 59057-2020), выбор направления рекультивации нарушенных земель (сельскохозяйственное; лесохозяйственное; рыбохозяйственное; природоохранное; рекреационное; водохозяйственное; строительное) осуществляется с учетом характера нарушения земель, эколого-экономической целесообразности восстановления их качественного состояния для дальнейшего целевого назначения и разрешенного использования. В качестве основных критериев при выборе направления рекультивации нарушенных земель, наряду с прочими характеристиками, принимают во внимание природно-климатические условия, категорию нарушенных земель и прилегающих земельных территорий; мнение собственника земельной территории, подлежащей рекультивации.
На основании пункта 7.3.1 ГОСТ Р 59057-2020 рекультивацию нарушенных земель для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей осуществляют в два последовательных этапа, которыми являются технический и биологический.
Технический этап рекультивации нарушенных земель предусматривает комплекс работ по созданию необходимых условий для дальнейшего разрешенного использования рекультивированных земель в соответствии с целевым назначением. Технический этап рекультивации нарушенных земель является подготовительным для последующего биологического этапа. Он включает проведение планировочных работ, формирование откосов, их террасирование, обеспечение стабильности грунтов, нанесение плодородного слоя почвы и потенциально плодородных пород, при их наличии, на рекультивируемые земли и при необходимости предусматривает коренную мелиорацию с учетом типов почв (пункты 7.3.3.1, 7.3.3.2 ГОСТ Р 59057-2020).
Биологический этап рекультивации нарушенных земель включает комплекс агротехнических. биологических и фитомелиоративных мероприятий по восстановлению утраченного качественного состояния земель (в т. ч. плодородия), направленных на создание условий для восстановления экологических функций почв и биологической продуктивности, а также видового разнообразия экологических систем Биологический этап рекультивации нарушенных земель включает в себя мероприятия по восстановлению хозяйственной и экологической ценности нарушенных земель, их озеленение, возвращение в сельскохозяйственное, лесное или иное пользование, создание благоприятного для жизни и деятельности человека ландшафта. К нему относится комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, таких как внесение органических и минеральных удобрений, посев и посадка растений, уход за растениями до момента сдачи земель собственнику. Проводимые на биологическом этапе мероприятия направлены на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы и создание условий для восстановления видового разнообразия флоры и фауны. Повышение продуктивности земель осуществляют путем внесения органических и минеральных удобрений, проведения необходимых мелиоративных мероприятий, посева различных травянистых растений и сельскохозяйственных культур, высадки лесных культур, применения специальных агротехнических приемов. Выбор способов биологической рекультивации определяют с учетом климатической зоны, зонального биологического разнообразия, экономической целесообразности, целевого назначения и разрешенного использования (пункты 7.3.4.5 - 7.3.4.8 ГОСТ Р 59057-2020).
Департаментом в материалы дела представлена аналитическая записка, подготовленная 19.07.2022 ведущим научным сотрудником сектора охраны окружающей среды государственного автономного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Научный центр изучения Арктики" по результатам научно-исследовательской работы "Разработка перечня качественных и количественных физических, химических и биологических показателей состояния почв лесных земель Ямало-Ненецкого автономного округа, обосновывающих состав работ по рекультивации нарушенных земель и характеризующих состояние почв, при котором они выполняют свои функции".
Согласно выводам, содержащимся в указанной работе, почвенно-растительный покров Ямало-Ненецкого автономного округа обладает низким восстановительным потенциалом; методы рекультивации нарушенных земель без формирования плодородного слоя не оправдали себя в региональных условиях; анализ способов формирования плодородного слоя показал, что наиболее эффективным в условиях северной тайги является нанесение торфяно-песчаной смеси, на которую впоследствии осуществляется посев многолетних травы; на участках, где не проведен биологический этап рекультивации с нанесением плодородного слоя, развиваются опасные термокарстовые процессы, процессы эрозии, дефляции, образуются просадочные и провальные формы рельефа, активизируются процессы заболачивания; при рекультивации нарушенных земель требуется применение эффективных биологических мероприятий, целесообразно создание растительного покрова из многолетних трав, дающих наилучшую фитомассу и образующих мощную корневую систему.
С учетом изложенного, принимая во внимание категорию спорных земель (лесные), природно-климатические условия региона (Арктическая зона Российской Федерации, низкая самовосстановительная способность почв), суды первой и апелляционной инстанций обоснованно согласились с доводами департамента о том, что включенные в проект рекультивации мероприятия не обеспечат соответствие качеств земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 Правил N 800, и признали целесообразными и разумными предложенные департаментом способы восстановления нарушенных земель.
Поскольку оспариваемый отказ департамента в согласовании проекта рекультивации земель соответствует действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Оснований для иных выводов у суда округа не имеется.
Судом округа отклоняется довод заявителя жалобы о том, что судами неверно истолкованы и применены нормы материального и процессуального права, поскольку данный довод основан на неверном толковании заявителем жалобы норм материального и процессуального права.
Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Судом отклоняются доводы заявителя жалобы о том, что судами не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку данные доводы не нашли своего подтверждения в ходе кассационного производства.
В обжалуемых решении и постановлении суды первой и апелляционной инстанций в полной мере исполнили процессуальные требования, изложенные в статьях 170, 271 АПК РФ, указав выводы, на основании которых они удовлетворяют заявленные требования, а также мотивы, по которым суды отвергли те или иные доказательства.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено. Решение и постановление отмене не подлежат.
Расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на ее заявителя.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.03.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 04.07.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-11480/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Л. Полосин |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно выводам, содержащимся в указанной работе, почвенно-растительный покров Ямало-Ненецкого автономного округа обладает низким восстановительным потенциалом; методы рекультивации нарушенных земель без формирования плодородного слоя не оправдали себя в региональных условиях; анализ способов формирования плодородного слоя показал, что наиболее эффективным в условиях северной тайги является нанесение торфяно-песчаной смеси, на которую впоследствии осуществляется посев многолетних травы; на участках, где не проведен биологический этап рекультивации с нанесением плодородного слоя, развиваются опасные термокарстовые процессы, процессы эрозии, дефляции, образуются просадочные и провальные формы рельефа, активизируются процессы заболачивания; при рекультивации нарушенных земель требуется применение эффективных биологических мероприятий, целесообразно создание растительного покрова из многолетних трав, дающих наилучшую фитомассу и образующих мощную корневую систему.
С учетом изложенного, принимая во внимание категорию спорных земель (лесные), природно-климатические условия региона (Арктическая зона Российской Федерации, низкая самовосстановительная способность почв), суды первой и апелляционной инстанций обоснованно согласились с доводами департамента о том, что включенные в проект рекультивации мероприятия не обеспечат соответствие качеств земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 Правил N 800, и признали целесообразными и разумными предложенные департаментом способы восстановления нарушенных земель."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 октября 2023 г. N Ф04-5331/23 по делу N А81-11480/2022