г. Тюмень |
|
27 октября 2023 г. |
Дело N А45-757/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Алексеевой Н.А.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нафта24" на решение от 12.05.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Рубекина И.А.) и постановление от 04.08.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А45-757/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нафта24" (ОГРН 1155476046978, ИНН 5406583546; 630511, Новосибирская обл., с. Криводановка, ул. Березовая, 8) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области (630108, г. Новосибирск, площадь Труда, 1, ОГРН 1095404022988, ИНН 5404403251) о признании недействительным уведомления.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Новосибирской области (630110, г. Новосибирск, ул. Новая Заря, 45; ОГРН 1045403917998, ИНН 5410000109).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нафта24" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области (далее - инспекция, регистрирующий орган) о признании недействительным уведомления от 14.10.2022 N 850.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Новосибирской области (далее - МИФНС N 23).
Решением от 12.05.2023 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 04.08.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, 19.08.2022 общество (прежнее наименование - общество с ограниченной ответственностью "КАМ") направило в регистрирующий орган пакет документов для государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ):
- о размере уставного капитала (увеличение до 12 000 руб., в том числе в связи с принятием в состав участников Демченко Е.В.); о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества (возложение полномочий на Демченко Е.В.);
- об адресе места нахождения на: Новосибирская область, с. Криводановка, ул. Березовая, д. 8, который является адресом регистрации (места жительства) Демченко E.B. (прежний адрес общества - г. Томск), а также об адресе электронной почты, наименовании юридического лица, о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
26.08.2022 регистрирующим органом принято решение N 35131А об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, на основании подпункта "б" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в связи с представлением документов для государственной регистрации в ненадлежащий регистрирующий орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области (далее - управление) от 29.09.2022 N 246-р решение инспекции от 26.08.2022 N 35131А отменено, на инспекцию возложена обязанность в срок не более 5 рабочих дней со дня получения данного решения принять решение по документам, представленным обществом 19.08.2022.
07.10.2022 в отсутствие достаточных оснований для принятия решения об отказе в государственной регистрации регистрирующим органом принято решение N 42191А о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
После принятия решения N 42191А инспекцией из МИФНС N 23 получена информация о наличии сомнений в достоверности сведений об адресе местонахождения юридического лица, в подтверждение чего представлены протоколы осмотра от 05.10.2022 N 1192, от 10.10.2022 N 1205, телеграммы сотрудников почтового отделения о невручении корреспонденции, направленной в адрес общества и его руководителя Демченко Е.В., из которых следует, что по заявленному адресу общество не находится.
В связи с наличием сведений о недостоверности адреса местонахождения юридического лица регистрирующий орган направил обществу, а также его участнику и руководителю Демченко Е.В. уведомление от 14.10.2022 N 850 о необходимости представления в инспекцию достоверных сведений об адресе общества.
Решением управления от 22.11.2022 N 15-16/26563@ жалоба общества на действия инспекции по направлению уведомления от 14.10.2022 N 850 и проведению проверки достоверности сведений об адресе общества оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 51, 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 1, 5, 9, 11, 17 Закона N 129-ФЗ, Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ), пришли к выводам о соответствии оспариваемого уведомления требованиям действующего законодательства, отсутствии нарушений прав и законных интересов общества.
Суд кассационной инстанции, поддерживая вывод судов двух инстанций, исходит из норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных судами.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются ГК РФ и Законом N 129-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 4, подпункту "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица включаются в ЕГРЮЛ, являющийся федеральным информационным ресурсом.
При этом Закон исходит из принципа официальности, достоверности и актуальности сведений, включенных в реестр, имеющих общедоступный характер (статьи 4, 12 Закона N 129-ФЗ, статьи 3, 13, 14 Закона N 149-ФЗ).
По смыслу указанных норм права представленные на государственную регистрацию документы (сведения) об адресе юридического лица должны содержать достоверную информацию.
Согласно пункту 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, регистрирующим органом проводится проверка их достоверности.
Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий установлены приказом Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4 Порядка основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами Федеральной налоговой службы после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
Пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 названного закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном данным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Судами установлено, что основанием для проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, послужила информация, поступившая из МИФНС N 23, о наличии обоснованных сомнений относительно достоверности сведений в отношении адреса местонахождения общества.
Так, МИФНС N 23 в инспекцию представлены протоколы осмотра объекта недвижимости от 05.10.2022 N 1192, от 10.10.2022 N 1205 по адресу: Новосибирская область, с. Криводановка, ул. Березовая, д. 8, в которых указано, что общество по названному адресу не располагается, его местонахождение не установлено.
Кроме того, МИФНС N 23 сообщено о том, что 03.10.2022 ею в адрес руководителя общества направлена телеграмма о вызове его в налоговый орган для дачи пояснений по вопросу деятельности и руководства обществом. Телеграмма вручена 05.10.2022, однако руководитель в назначенное время не явился, о наличии обстоятельств, препятствующих явке, не уведомил.
12.10.2022 МИФНС N 23 были направлены в адрес Демченко Е.В. (Новосибирская область, с. Криводановка, ул. Березовая, д. 8) телеграммы с просьбой явиться в налоговый орган для дачи пояснений о том, является ли он руководителем общества, однако адресат по извещению за телеграммами не явился.
В связи с наличием информации о недостоверности сведений в отношении адреса юридического лица инспекцией направлено обществу и его руководителю и участнику Демченко Е.В. уведомление о необходимости представления в инспекцию достоверных сведений об адресе общества.
После направления оспариваемого уведомления от общества поступили интернет-обращения с вопросами о проводимой проверке достоверности сведений в отношении общества. Учитывая недостаточность информации о наличии недостоверности сведений об адресе общества, а также факт частичного получения почтовой корреспонденции заявителем и его участником (руководителем), инспекцией мероприятия по проверке достоверности сведений прекращены.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, установив, что действия инспекции по проведению проверки, направлению уведомления осуществлены в соответствии с законом и в рамках предоставленных ему полномочий при обоснованных сомнениях в достоверности представленных сведений, учитывая, что мероприятия по проверки достоверности сведений прекращены, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод общества об отсутствии у регистрирующего органа в рассматриваемом случае оснований для проведения проверки включенных в ЕГРЮЛ сведений был оценен судами и обоснованно отклонен как основанный на неверном толковании норм права. Иное толкование положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права и не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Кассационная инстанция считает, что при принятии обжалуемых судебных актов судами первой и апелляционной инстанций с достаточной полнотой установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора; правильно применены нормы материального права, регулирующие эти отношения, и не допущено нарушений норм процессуального права, в связи с чем оснований для отмены принятых решения и постановления не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.05.2023 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 04.08.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-757/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 4, подпункту "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица включаются в ЕГРЮЛ, являющийся федеральным информационным ресурсом.
При этом Закон исходит из принципа официальности, достоверности и актуальности сведений, включенных в реестр, имеющих общедоступный характер (статьи 4, 12 Закона N 129-ФЗ, статьи 3, 13, 14 Закона N 149-ФЗ).
По смыслу указанных норм права представленные на государственную регистрацию документы (сведения) об адресе юридического лица должны содержать достоверную информацию.
...
Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий установлены приказом Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4 Порядка основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами Федеральной налоговой службы после включения в ЕГРЮЛ таких сведений."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 октября 2023 г. N Ф04-5386/23 по делу N А45-757/2023