г. Тюмень |
|
30 октября 2023 г. |
Дело N А02-2463/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Комитета по контролю (надзору) Республики Алтай на постановление от 06.07.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А02-2463/2022 Арбитражного суда Республики Алтай по заявлению акционерного общества "Алтайэнергосбыт" (656038, Алтайский край, город Барнаул, Обской бульвар, дом 30, ОГРН 1062224065166, ИНН 2224103849) к Комитету по контролю (надзору) Республики Алтай (649000, Республика Алтай, город Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, дом 6, ОГРН 1220400000204, ИНН 0400018933) об оспаривании отказа в возбуждении дела об административном правонарушении.
Другое лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью "Комбинат профбыт сервиса" (649000, Республика Алтай, город Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, дом 43/1, офис 1, ОГРН 1140411003160, ИНН 0411170104).
В заседании принял участие представитель акционерного общества "Алтайэнергосбыт" - Потапенко А.В. по доверенности от 31.12.2022.
Суд установил:
акционерное общество "Алтайэнергосбыт" (далее - общество, АО "Алтайэнергосбыт") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Комитета по контролю (надзору) Республики Алтай (далее - комитет), изложенного в письме от 11.11.2022 N 2037, обязании комитета повторно рассмотреть обращение общества от 10.10.2022 N АЭС/13/2804.
Решением от 04.04.2023 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Окунева И.В.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением от 06.07.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда отменено, решение комитета признано незаконным.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, комитет просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, у комитета отсутствовали правовые основания для проведения проверки и возбуждения дела об административном правонарушении.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит постановление апелляционного суда оставить без изменения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителя общества, суд округа не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в комитет поступило обращение АО "Алтайэнергосбыт" от 10.10.2022 N АЭС/10/2804 с требованием провести проверку в отношении общества с ограниченной ответственностью "Комбинат профбыт сервиса" (далее - ООО "КПБС") и возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном части 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ), в связи с наличием у него перед обществом задолженности в размере 2 092 884, 27 руб., подтвержденной решениями Арбитражного суда Республики Алтай по делам NN А02-656/2021, А02-1470/2021, А02-1965/2021, А02-1862/2021, А02-1962/2021, А02-2227/2021, А02-166/2022, А02-261/2022, А02-511/2022, А02-836/2022, А02-865/2022, А02-991/2022, А02-1240/2022; общая задолженность превышает две среднемесячные величины обязательств по оплате электроэнергии по договору энергоснабжения от 01.03.2016 N 04100730017250 на поставку электроэнергии в многоквартирные дома, расположенные в городе Горно-Алтайске по адресам: проспект Коммунистический, дома 69 и 94/1, улица Алтайская, дом 6, улица Осипенко, дом 37; наличие такой задолженности является грубым нарушением лицензионных требований в соответствии с подпунктом "б" пункта 3, подпунктом "д" пункта 4(1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110).
По результатам анализа указанного обращения комитет письмом от 11.11.2022 N 2073-304297/22 сообщил обществу о том, что поскольку обращение поступило от юридического лица, то в силу подпункта "а" пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2022 N 1431 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" внеплановая документарная проверка в соответствии со статьями 66, 72 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" может быть проведена только после согласования с органами прокуратуры.
В связи с этим комитетом проведено проверочное мероприятие в отношении ООО "КПБС" в части определения у управляющей организации задолженности более двух периодов в рамках заключенного договора энергоснабжения от 01.03.2016 N 04100730017250, в ходе которого в действиях ООО "КПБС" грубое нарушение лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "г", "д" пункта 4(1) Положения N 1110, нарушения пункта 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, не установлены.
В целях недопущения нарушения вышеуказанных положений в адрес ООО "КПБС" вынесено предостережение в части принятия мер к погашению задолженности за коммунальную услугу по энергоснабжению ресурсоснабжающей организации и недопущения превышения задолженности размера двух среднемесячных величин обязательств по оплате договора.
Посчитав отказ комитета в возбуждении дела об административном правонарушении неправомерным, АО "Алтайэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого отказа требованиям действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленное требование, указал на несоблюдение комитетом формы отказа в возбуждении дела об административном правонарушении.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемый судебный акт, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В случае же отказа в возбуждении данного дела указанными должностными лицами выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5статьи 28.1 КоАП РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.03.2021 N 9-П (далее - Постановление N 9-П), при поступлении обращения гражданина или объединения граждан уполномоченное должностное лицо обязано с учетом характера и содержания обращения определить в пределах своих полномочий, в каком порядке оно подлежит рассмотрению, имея в виду, что наряду с общим порядком рассмотрения обращений граждан, предусмотренным Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", согласно данному Федеральному закону федеральными конституционными законами или иными федеральными законами может устанавливаться особый порядок рассмотрения отдельных видов обращений граждан и их объединений (часть 2 статьи 1).
Кроме того, как разъяснено Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении N 9-П, часть 5 статьи 28.1 КоАП РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования означает, что по обращению, содержащему данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением отдельных правонарушений, перечисленных в данном Кодексе), уполномоченное должностное лицо, сделавшее вывод об отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, выносит мотивированное определение об отказе в возбуждении такого дела; подобное регулирование отвечает принципам справедливости, законности, равенства, правовой определенности, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, гарантиям государственной защиты прав и свобод.
В этом же постановлении Конституционный Суд Российской Федерации, указав, что действующее законодательство не исключает права физического или юридического лица оспаривать (обжаловать) по правилам КоАП РФ отказ в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенный уполномоченным должностным лицом не в виде определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, а в иной форме, подчеркнул, что такой отказ может быть оспорен и в порядке производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по мотиву несоответствия его формы требованию части 5 статьи 28.1 КоАП РФ и предполагает удовлетворение требования о признании его незаконным в случае, если будет установлено несоблюдение формы отказа. Иное означало бы игнорирование конституционных гарантий государственной защиты права граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Принимая во внимание, что в рассматриваемом случае отказ был вынесен в форме ответа, в то время как в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении должностным лицом выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, а также что комитетом не представлены доказательства принятия мотивированного определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в порядке части 5 статьи 28.1 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что комитетом допущено несоблюдение формы отказа, что в соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении N 9-П, предполагает удовлетворение требования о признании его незаконным.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о незаконности решения комитета.
Доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию комитета по делу, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении нижестоящим судом норм права.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 06.07.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-2463/2022 Арбитражного суда Республики Алтай оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.03.2021 N 9-П (далее - Постановление N 9-П), при поступлении обращения гражданина или объединения граждан уполномоченное должностное лицо обязано с учетом характера и содержания обращения определить в пределах своих полномочий, в каком порядке оно подлежит рассмотрению, имея в виду, что наряду с общим порядком рассмотрения обращений граждан, предусмотренным Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", согласно данному Федеральному закону федеральными конституционными законами или иными федеральными законами может устанавливаться особый порядок рассмотрения отдельных видов обращений граждан и их объединений (часть 2 статьи 1).
Кроме того, как разъяснено Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении N 9-П, часть 5 статьи 28.1 КоАП РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования означает, что по обращению, содержащему данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением отдельных правонарушений, перечисленных в данном Кодексе), уполномоченное должностное лицо, сделавшее вывод об отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, выносит мотивированное определение об отказе в возбуждении такого дела; подобное регулирование отвечает принципам справедливости, законности, равенства, правовой определенности, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, гарантиям государственной защиты прав и свобод.
В этом же постановлении Конституционный Суд Российской Федерации, указав, что действующее законодательство не исключает права физического или юридического лица оспаривать (обжаловать) по правилам КоАП РФ отказ в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенный уполномоченным должностным лицом не в виде определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, а в иной форме, подчеркнул, что такой отказ может быть оспорен и в порядке производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по мотиву несоответствия его формы требованию части 5 статьи 28.1 КоАП РФ и предполагает удовлетворение требования о признании его незаконным в случае, если будет установлено несоблюдение формы отказа. Иное означало бы игнорирование конституционных гарантий государственной защиты права граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Принимая во внимание, что в рассматриваемом случае отказ был вынесен в форме ответа, в то время как в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении должностным лицом выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, а также что комитетом не представлены доказательства принятия мотивированного определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в порядке части 5 статьи 28.1 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что комитетом допущено несоблюдение формы отказа, что в соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении N 9-П, предполагает удовлетворение требования о признании его незаконным."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 октября 2023 г. N Ф04-4842/23 по делу N А02-2463/2022