г. Тюмень |
|
3 ноября 2023 г. |
Дело N А70-2333/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области на решение от 27.03.2023 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 03.07.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А70-2333/2023 по заявлению Управления государственных закупок Тюменской области (625003, Тюменская область, город Тюмень, улица Республики, дом 24, ОГРН 1107232000413, ИНН 7202203221) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (625048, Тюменская область, город Тюмень, улица Холодильная, дом 58 а, ОГРН 1027200812308, ИНН 7202081799) о признании недействительными решения и предписания от 10.11.2022 N 072/06/44/187/2022.
Другое лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью "Лабико" (192019, Ленинградская область, город Санкт-Петербург, улица Профессора Качалова, 3, литер Б, помещение 300, ОГРН 1157847337922, ИНН 7814285894).
В заседании приняли участие представители:
от Управления государственных закупок Тюменской области - Жукова И.А. по доверенности от 26.10.2023;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - Логинова Н.В. по доверенности от 09.01.2023.
Суд установил:
Управление государственных закупок Тюменской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 10.11.2022 N 072/06/44/187/2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Лабико" (далее - общество, ООО "Лабико").
Решением от 27.03.2023 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 03.07.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, антимонопольный орган просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя кассационной жалобы, из описания объекта закупки не следует, что потребность заказчика состояла в приобретении парафина массой 5 кг без возможности поставки данного товара с иной массой единичного изделия.
Участвующие в деле лица отзывы на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представили.
Поступивший в материалы дела после проведения судебного заседания отзыв управления (01.11.2023) к материалам дела не приобщается.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 07.04.2022 управлением в интересах государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Областная больница N 4" (далее - заказчик) в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение N 0167200003422006842 о проведении электронного аукциона на поставку растворов для патоморфологии.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 31.10.2022 заявка общества отклонена в связи не предоставлением в составе заявки документа, подтверждающего соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ООО "Лабико" обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия комиссии заказчика при проведении указанного аукциона.
Решением от 10.11.2022 N 072/06/44/187/2022 антимонопольный орган признал жалобу обоснованной; управление - нарушившим требования подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
На основании указанного решения антимонопольным органом 10.11.2022 выдано предписание, в соответствии с которым заказчику и управлению необходимо устранить допущенные нарушения Закона о контрактной системе посредством аннулирования процедуры заключения контракта с победителем закупки, отмены протокола подведения итогов электронного аукциона от 31.10.2022, повторного рассмотрения заявки участников аукциона, с учетом позиции, изложенной в решении от 10.11.2022, и осуществить процедуру заключения контракта с победителем, определенным по результатам повторного подведения итогов аукциона.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводам о наличии у закупочной комиссии правовых оснований для отклонения заявки общества на участие в спорном аукционе и несоответствии оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа действующему законодательству.
Оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1).
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям названного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме).
Согласно положениям статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе (часть 1).
Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе (подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (пункт 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416).
Согласно извещению о проведении спорной закупки заказчику требовался к поставке заливочный материал на основе парафина, предназначенный для использования в качестве заливочной среды в процессе проводки биологических тканей, клинических образцов, не содержащий натурального (рисового, пчелиного) воска, адаптированный для использования в автоматических системах проводки и заливки, масса, весом 5 кг, температура плавления, °С - 5, парафиновая заливочная среда - ИВД, код позиции Каталога товаров, работ и услуг (далее - КТРУ) 21.20.23.110-00006575; заявка на участие в закупке должна была содержать копию регистрационного удостоверения на медицинское изделие на предложенный товар.
В силу пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что как согласно описанию объекта закупки, так и примененной заказчиком позиции КТРУ к поставке требовался товар "парафиновая заливочная среда ИВД" с массой от 5 кг и более; при подаче заявки на участие в закупке общество выразило согласие на поставку товара с характеристиками, предусмотренными извещением об электронном аукционе, однако к указанной заявке было представлено регистрационное удостоверение от 28.07.2021 N РЗН 2018-7906 на медицинское изделие "парафин гистологический по ТУ 21.20.23-203-27487504-2017" с вариантами исполнения: "1. гистологический парафин, тип 1, 1 кг; 2. гистологический парафин, тип 2, 1 кг".
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в представленном регистрационном удостоверении сведения о массе парафина гистологического не соответствовали характеристикам товара, предложенным в заявке участника закупки, суды пришли к верному выводу о наличии у комиссии заказчика правовых оснований для отклонения заявки и обоснованно удовлетворили заявленное требование.
Доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела. Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.03.2023 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 03.07.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-2333/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (пункт 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416).
...
В силу пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 ноября 2023 г. N Ф04-5307/23 по делу N А70-2333/2023