г. Тюмень |
|
7 ноября 2023 г. |
Дело N А67-7161/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г., рассмотрел в судебном онлайн-заседании с использованием средств аудиозаписи и системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" кассационную жалобу акционерного общества "Томскнефть" Восточной нефтяной компании на решение от 31.03.2023 Арбитражного суда Томской области (судья Бирюкова А.А.) и постановление от 05.07.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А67-7161/2021 по иску Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Светлая, дом 69, ИНН 8601035002, ОГРН 1088601000762) к акционерному обществу "Томскнефть" Восточной нефтяной компании (636780, Томская область, город Стрежевой, улица Буровиков, дом 23, ИНН 7022000310, ОГРН 1027001618918) о взыскании вреда, причиненного лесам.
Путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в заседании участвовали представители:
от Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры -Душко В.Л. по доверенности от 10.01.2023,
от акционерного общества "Томскнефть" Восточной нефтяной компании - Агалиева Е.С. по доверенности от 14.12.2022.
Суд установил:
Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - служба) обратилась в Арбитражный суд Томской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Томскнефть" Восточной Нефтяной Компании (далее - общество) о взыскании вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, в сумме 18 287 759 руб.
Решением от 31.03.2023 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 05.07.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, при расчете вреда службой ошибочно выделы 16, 17 квартала 298 Охтеурского участкового лесничества отнесены к особо защитным участкам лесов; иск заявлен преждевременно, поскольку общество принимает меры к возмещению вреда в натуре; представленный проект рекультивации земель соответствует природоохранному законодательству.
В отзыве на кассационную жалобу служба просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, дополнениях к ним и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат изменению.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 15.04.2021 вследствие разгерметизации (внутренней коррозии) принадлежащего обществу нефтесборного трубопровода "НС ф-159 к.53-УПСВ-5, 584 м от к.53", расположенного на территории Вахского месторождения нефти произошел разлив нефти (сведения об аварии (инциденте) на трубопроводе от 16.04.2021).
В ходе проведенных службой мероприятий по определению размера вреда, причиненного лесам, в результате вышеуказанного нефтеразлива выявлено загрязнение земель лесного фонда в выделах 16, 17 квартала 298 Охтеурского участкового лесничества Нижневартовского территориального отдела - лесничества на площади 0,4632 га (распоряжение от 22.04.2021 N 02-123/2021; акт от 11.05.2021; фототаблица; абрис участка; карта-схема; каталог координат).
В соответствии с актом отбора проб почвы от 27.04.2021, протоколами испытаний от 21.05.2021, заключением от 24.05.2021 N 27 ООО "РАСТАМ-Экология" на загрязненном участке обнаружено превышение содержания нефтепродуктов более чем в 25,3 раза по сравнению с незагрязненным участком.
Претензией службы от 17.06.2021 N 66-ЛН/2021 обществу предложено в течение 30 дней со дня ее получения возместить причиненный в результате совершенного правонарушения ущерб лесам в сумме 18 287 759 руб., рассчитанный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" (далее - Методика N 1730).
Поскольку обществом в добровольном порядке вред возмещен не был, служба обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковое требование, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия правовых оснований для взыскания с общества убытков в целях возмещения вреда, причиненного окружающей среде (лесам).
В соответствии с частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с данным Кодексом, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) и другими федеральными законами.
Согласно статье 100 ЛК РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке. Размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Законом об охране окружающей среды. Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Как следует из пунктов 7, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление N 49), по смыслу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
По общему правилу в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Закона об охране окружающей среды лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Так, в силу статьи 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, независимо от наличия вины, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили факт загрязнения нефтепродуктами земельного участка лесного фонда общей площадью 0,4632 га в выделах 16, 17 квартала 298 Охтеурского участкового лесничества Нижневартовского территориального отдела - лесничества, эксплуатация которого с использованием опасных производственных объектов - нефтепроводов осуществляется обществом.
Из содержания пункта 3 статьи 77, абзаца второго пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, пункта 14 Постановления N 49 следует, что причиненный окружающей среде вред должен возмещаться в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.
Пунктом 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен на основании решения суда или арбитражного суда посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Согласно правовой позиции, закрепленной в пункте 2 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.06.2022, в случае если лицо, причинившее вред окружающей среде, впоследствии, действуя добросовестно, осуществляет меры, направленные на восстановление состояния окружающей среды, в соответствии с утвержденным проектом рекультивации, в удовлетворении иска о возмещении вреда в денежной форме может быть отказано
В соответствии с пунктами 12 и 13 Методики N 1730 при возмещении вреда подлежат учету расходы, связанные с осуществлением принятых работ по рекультивации земель, лесовосстановлению (лесоразведению) и понесенные лицом, причинившим вред, до дня вынесения решения суда по гражданскому делу о возмещении вреда вследствие совершения административного правонарушения либо обвинительного приговора в размере, не превышающем размера вреда, подлежащего возмещению. Расходы, связанные с осуществлением работ по рекультивации земель, выполненные в целях устранения вреда, и понесенные лицом, причинившим вред, до истечения срока, указанного в пункте 12 настоящей Методики, не подлежат учету при возмещении вреда в случае несоответствия таких работ порядку проведения рекультивации земель, предусмотренному пунктом 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, а также особенностям рекультивации земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию, предусмотренным частью 4 статьи 60.12 ЛК РФ, либо если приемка таких работ произведена по истечении срока, указанного в пункте 12 настоящей Методики.
В рассматриваемой ситуации вопреки доводам общества у судов первой и апелляционной инстанций не имелось правовых оснований для вывода о преждевременности возложения на нарушителя обязанности по возмещению вреда в денежной форме и возможности восстановления нарушенного состояния окружающей среды на основании проекта рекультивации загрязненного земельного участка, подготовленного по заказу общества проектным институтом АО "Томск-НИПИнефть" и согласованного с Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 27.12.2021, 12.10.2022 согласован дополненный проект рекультивации (далее - проект рекультивации земель).
В соответствии с положениями статьи 5 и пункта 2 статьи 100 ЛК РФ охрана лесов осуществляется из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств).
Как отмечено в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от 02.06.2015 N 12-П, определение от 13.05.2019 N 1197-О и др.), лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом. Следовательно, соблюдение принципа полного возмещения вреда в отношении лесов предполагает необходимость принятия мер, направленных на устранение неблагоприятного воздействия, допущенного в отношении всех затронутых правонарушением компонентов природной среды, включая почвы, растительный, животный мир, подземные воды.
С учетом приведенных положений выполнение работ по рекультивации загрязненного земельного участка может выступать препятствием для возложения на лицо обязанности по возмещению вреда лесу в денежной форме только при условии, что причинителем вреда в установленном порядке добровольно осуществляется комплексное восстановление природной среды, включающее в себя помимо рекультивации земли также лесовосстановление (лесоразведение), принимаются иные эффективные меры, направленные на восстановление состояния окружающей среды, то есть совершаются все возможные действия, направленные на возмещение в натуре вреда, причиненного всей экологической системе леса (статья 1082 ГК РФ, пункт 13 Постановления N 49).
В ином случае выполнение лицом только работ по рекультивации земли не может служить основанием для его освобождения от обязанности по возмещению вреда, причиненного иным компонентам природной среды, в том числе лесу как экологической системе, животному и растительному миру.
При этом в целях исключения двойной ответственности за одно правонарушение и обеспечения экономических стимулов к самостоятельному устранению вреда, причиненного лесу, при определении размера вреда лицо вправе ставить вопрос о зачете затрат, которые понесены им при рекультивации земли, при условии, что работы по рекультивации выполнены на основании разработанного и утвержденного в разумные сроки проекта (пункт 15 Постановления N 49).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что обществом в нарушение пункта 26 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800, не была обеспечена своевременная разработка проекта рекультивации земель (не позднее семи месяцев со дня причинения вреда). Представленный проект рекультивации земель не тождественен проекту восстановительных работ, поскольку направлен на восстановление качественных характеристик почвы на земельном участке, не затрагивает восстановление иных компонентов природной среды, в связи с чем не может обеспечить полное восстановление экологической системы леса. Кроме того, участок, подлежащий рекультивации в соответствии с данным проектом, и спорный загрязненный участок имеют лишь частичное совпадение.
Посчитав, что причинение вреда произошло в защитных лесах, расчет ущерба произведен службой на основании пункта 6 приложения N 3, пункта 5, пункта 7 приложения N 4 Методики N 1730, постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 1318 "О применении в 2021-2023 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" и составил 18 287 759 руб.
Расчет службы судами проверен и признан верным.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
Информация, содержащаяся в выписке из государственного лесного реестра, не подтверждает отнесение выделов 16, 17 квартала 298 Охтеурского участкового лесничества к особо защитным участкам лесов, что не оспаривается службой с учетом представленных в суд кассационной инстанции дополнений от 27.10.2023.
Таким образом, коэффициент кратности должен быть равен 2 (подпункт "г" пункта 6 приложения N 4 Методики N 1730), а не 3 (пункт 7 приложения N 4 Методики N 1730).
Поскольку расчет, произведенный обществом, не оспаривается службой, суд округа, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт о частичном удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.03.2023 Арбитражного суда Томской области и постановление от 05.07.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-7161/2021 изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
Взыскать с акционерного общества "Томскнефть" Восточной Нефтяной Компании (ИНН 7022000310, ОГРН 1027001618918) 12 191 839 рублей в возмещение вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства путем перечисления указанной суммы денежных средств по следующим реквизитам: УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (Природнадзор Югры) л/с 04872005730, р/с 03100643000000018700 РКЦ Ханты-Мансийск // УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре г. Ханты-Мансийск, ИНН 8601035002, КПП 860101001, БИК 007162163, ОКТМО 71819000, УИН 0348723400000000020867211, КБК 530 116 110 5001 0000 140 "Платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде (за исключением вреда, причиненного окружающей среде на особо охраняемых природных территориях, а также вреда, причиненного водным объектам), подлежащие зачислению в бюджет муниципального образования".
Взыскать с акционерного общества "Томскнефть" Восточной Нефтяной Компании (ИНН 7022000310, ОГРН 1027001618918) в доход федерального бюджета 76 292 рубля 66 копеек государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что обществом в нарушение пункта 26 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800, не была обеспечена своевременная разработка проекта рекультивации земель (не позднее семи месяцев со дня причинения вреда). Представленный проект рекультивации земель не тождественен проекту восстановительных работ, поскольку направлен на восстановление качественных характеристик почвы на земельном участке, не затрагивает восстановление иных компонентов природной среды, в связи с чем не может обеспечить полное восстановление экологической системы леса. Кроме того, участок, подлежащий рекультивации в соответствии с данным проектом, и спорный загрязненный участок имеют лишь частичное совпадение.
Посчитав, что причинение вреда произошло в защитных лесах, расчет ущерба произведен службой на основании пункта 6 приложения N 3, пункта 5, пункта 7 приложения N 4 Методики N 1730, постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 1318 "О применении в 2021-2023 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" и составил 18 287 759 руб."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 ноября 2023 г. N Ф04-4857/23 по делу N А67-7161/2021