г. Тюмень |
|
10 ноября 2023 г. |
Дело N А45-37609/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Демидовой Е.Ю.,
судей Зиновьевой Т.А.,
Сириной В.В.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Седусова Валерия Геннадьевича на постановление от 16.08.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Фертиков М.А., Афанасьева Е.В., Киреева О.Ю.) по делу N А45-37609/2022 по иску администрации рабочего поселка Линево Искитимского района Новосибирской области (ОГРН 1025404673436, ИНН 5443105837) к индивидуальному предпринимателю Седусову Валерию Геннадьевичу (ОГРНИП 304547211200020, ИНН 544306383090) об обязании освободить самовольно занятый земельный участок.
При участии прокуратуры Новосибирской области.
В заседании принял участие представитель прокуратуры Новосибирской области - Скляренко В.И. по поручению от 24.10.2023, доверенность от 10.04.2023.
Суд установил:
администрация рабочего поселка Линево Искитимского района Новосибирской области (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Новосибирского округа с иском к индивидуальному предпринимателю Седусову Валерию Геннадьевичу (далее - предприниматель) об обязании в течение трех рабочих дней после вступления решения суда в законную силу освободить самовольно занятый земельный участок, находящийся в государственной (муниципальной) собственности, занятый нестационарным торговым объектом (проспект Коммунистический, площадь 40 кв. м).
Решением от 01.05.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Полякова В.А.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением от 16.08.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с результатами рассмотрения спора, предприниматель обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы приведены следующие доводы: истцом не заявлялось о недействительности договора на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта от 14.09.2022 N 1 (далее - договор от 14.09.2022), данное обстоятельство не входило в предмет доказывания по настоящему спору;
в материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о наличии воли истца на предоставление земельного участка ответчику в аренду, кроме того, данный договор исполнялся сторонами; обращаясь в суд апелляционной инстанции прокуратурой не обосновано наличие материально-правовой заинтересованности в признании сделки недействительной; доказательств нарушения публичных интересов либо прав третьих лиц, расположения объекта в неположенном месте, наличие затруднений в связи с его расположением материалы дела не содержат, само по себе несогласие отдельных лиц с местом размещения объекта о данных обстоятельствах не свидетельствует; требование об освобождении земельного участка в условиях заключенного договора свидетельствует о недобросовестности администрации.
Прокуратурой Новосибирской области представлен отзыв на кассационную жалобу в котором указано на необоснованность изложенных доводов.
Представитель прокуратуры Новосибирской области в судебном заседании доводы отзыва поддержал.
Учитывая заявленное предпринимателем ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие, а также надлежащее извещение иных участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассматривается в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и соблюдение процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Постановлением администрации от 25.03.2019 N 42 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории рабочего поселка Линево Искитимского района Новосибирской области.
Постановлением администрации от 12.10.2022 N 254 в схему внесены изменения (схема дополнена объектом с местом размещения: рабочий поселок Линево, проспект Коммунистический, около дома 2, общей площадью 40 кв. м) (далее - Постановление N 254).
Указанное постановление опубликовано в официальном печатном издании органа местного самоуправления - информационном бюллетене муниципального образования рабочего поселка Линево и размещено на официальном сайте администрации рабочего поселка Линево в сети интернет.
Размещение нестационарных торговых объектов на территории рабочего поселка Линево осуществляется на основании договора на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта, заключаемого в соответствии с Положением о нестационарных торговых объектах на территории рабочего поселка Линево, утвержденным Советом депутатов рабочего поселка Линево от 17.08.2022 N 122 (далее - Положение N 122).
Положением N 122 предусмотрен порядок и процедура размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения.
Так, пунктом 3.1 Положения N 122 предусмотрено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заинтересованное в размещении нестационарного объекта должны обратиться в администрацию поселения с письменным заявлением с приложением документов, указанных в пункте 3.3 Положения, о заключении договора на размещение.
В дальнейшем, как предусмотрено пунктом 3.5 Положения N 122, в случае принятия решения о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта администрация должна разместить сообщение о предстоящем заключении договора и по истечении 30 дней со дня опубликования сообщения и отсутствия иных заявлений, кроме заявления, поданного заявителем, заключить соответствующий договор.
Предприниматель обратился в администрацию с заявлением от 13.09.2022 о включении нестационарного торгового объекта в Схему размещения: павильона с местоположением: рабочий поселок Линево, проспект Коммунистический, около дома 2, общей площадью 40 кв. м, заключении договора сроком на 5 лет. На следующий день (до принятия Постановления N 254 и в нарушение пункта 3.5 Положения N 122) 14.09.2022 между главой администрации и предпринимателем подписан договор на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта N 1.
Вместе с тем, принимая во внимание, что предприниматель нарушил вышеуказанную процедуру размещения нестационарного торгового объекта, администрация проинформировала его об этом путем направления 07.10.2022 уведомления с просьбой приостановить выполнение работ до получения соответствующего разрешения.
Постановлением N 254 (12.10.2022) администрация внесла изменения в Схему размещения, включив в нее объект предпринимателя.
Учитывая, что часть жителей рабочего поселка Линево была не согласна с местом размещения павильона на пешеходной зоне бульвара Ветеранов войны, с целью снижения социальной напряженности в поселке, администрацией издано Постановление от 07.11.2022 N 295 "О создании комиссии по разработке, внесению изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов и мобильных торговых объектов" в которую были включены, помимо специалистов администрации, депутаты Совета депутатов рабочего поселка Линево и представитель Совета ветеранов рабочего поселка Линево.
По итогам проведения 18.11.2022 очередного заседания указанной комиссии с приглашением предпринимателей, решено рекомендовать предпринимателю в срок до 05.12.2022 после соблюдения процедуры, установленной Положением N 122 переместить павильон с места, на котором он фактически расположен сейчас, на место, утвержденное в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории рабочего поселка Линево, после внесения в нее соответствующих изменений в установленном порядке.
Постановлением администрации от 02.12.2022 N 338 "О внесении изменений в постановление администрации р.п. Линево от 25.03.2019 N 42 "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории р.п. Линево", внесены изменения в указанную Схему, путем включения павильона предпринимателя по установленному комиссией адресу.
Предприниматель 30.11.2022 обратился к главе рабочего поселка Линево с просьбой переноса срока перемещения торгового павильона на конец апреля - начало мая 2023 года. Указанное обращение передано в комиссию по разработке и внесению изменений в схему размещения НТО, которая на своем заседании 02.12.2022 приняла решение в просьбе отказать, рекомендовать убрать киоск с занимаемого места в срок до 07.12.2022, а администрации - вынести предписание предпринимателю с требованием убрать киоск в установленный срок. Соответствующее предписание получено предпринимателем 06.12.2022.
Ссылаясь на неисполнение предпринимателем вышеизложенных требований об освобождении занимаемого земельного участка, администрация обратилась в арбитражный суд с иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь содержанием пунктов 3.1, 3.5 Положения N 122, установив факт наличия между администрацией и предпринимателем договора от 14.09.2022 на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта согласно которому предпринимателю предоставлено право на использование земель площадью 40 кв. м для размещения нестационарного торгового объекта по адресу: Новосибирская область, Искитимский район, рабочий посёлок Линево, проспект Коммунистический, пришел к выводу о правомерности размещения предпринимателем объекта по указанному адресу, отметив, что внесенные в Схему расположения нестационарных торговых объектов на территории рабочего поселка Линево изменения после заключения данного договора не имеют обратной силы.
Повторно рассмотрев спор по апелляционной жалобе прокуратуры Новосибирской области, Седьмой арбитражный апелляционный суд с выводами суда первой инстанции не согласился.
Руководствуясь положениями статей 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 39.1, 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), пунктов 1.2, 2.1, 3.1, 3.5, 3.7, 3.8, 3.11 Положения N 122, пункта 16.4 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления в Новосибирской области схемы размещения нестационарных торговых объектов утвержден приказом Минпромторг Новосибирской области от 24.01.2011 N 10 (далее - Порядок N 10) и исходил из того, что заявление предпринимателя подано с нарушениями Порядка N 10 и необоснованно удовлетворено администрацией, а договор от 14.09.2022 заключен с несоблюдением процедуры его заключения, установленной Положением N 122.
Окружной суд оснований для несогласия с выводами апелляционного суда по приведенным в кассационной жалобе мотивам не усматривает.
В соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Согласно пункту 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 10 названного Закона размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Порядок N 10 устанавливает правила разработки и утверждения органами местного самоуправления в Новосибирской области схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - Схема), размещенных и планируемых к размещению на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, а также на земельных участках, собственность на которые не разграничена, и расположенных в пределах территории соответствующего муниципального образования Новосибирской области.
Порядок и процедура размещения НТО на территории поселка регулируется Положением N 122.
Согласно пункту 16.4 Порядка N 10 заявления о включении места размещения нестационарного торгового объекта в схему, указанное в подпункте 2 пункта 16.1 настоящего Порядка, направляется хозяйствующим субъектом (далее - заявитель) в уполномоченный орган местного самоуправления в письменной форме или в форме электронного документа.
Абзацем 2 указанного пункта предусмотрено, что заявление должно содержать сведения о заявителе (ФИО (при наличии) индивидуального предпринимателя и полное наименование юридического лица), адресный ориентир место размещения нестационарного торгового объекта, тип нестационарного торгового объекта, количество нестационарных торговых объектов, площадь земельного участка, площадь нестационарного торгового объекта, специализацию нестационарного торгового объекта, период функционирования нестационарного торгового объекта, почтовый адрес, в случае подачи заявления а письменной форме, либо адрес электронной почты, в случае подачи заявления в форме электронного документа, согласие на обработку персональных данных.
К заявлению прилагается картографический материал, полученный из общедоступных информационных ресурсов, в том числе из информационно-телекоммуникационной сети Интернет, с обозначением на нем предполагаемого места расположения нестационарных торговых объектов.
Основания для отказа во включении объекта в Схему указаны в пункте 16.6 Порядка N 10 и включают в себя случай, при которых предоставленные документы не соответствуют требованиям, определенным пунктом 16.4 настоящего Порядка, либо не представлены, либо представлены не в полном объеме.
Пунктом 2.1 Положения N 122 предусмотрено, что размещение торговых павильонов осуществляется без предоставления земельных участков на основании договора на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта.
Порядок заключения такого договора также регламентирован Положением N 122.
К заявлению о заключении договора на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта прилагаются схема и (или) эскизный проект, согласованная с собственниками инженерных коммуникаций, план развития нестационарного торгового объекта и проведения благоустройства земельного участка (пункт 3.3 Положения N 122).
На основании пункта 3.5 Положения N 122 в случае принятия решения о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта администрация муниципального образования в течение 7 дней со дня принятия решения размещает на официальном сайте администрации в сети "Интернет" сообщение о предстоящем заключении договора на размещение, о чем заявителю сообщается в письменной форме.
В соответствии с пунктом 3.7 Положения N 122 в случае, если в течение 30 дней со дня опубликования сообщения иных заявлений не поступило, администрация в течение 5 дней заключает с заявителем договор на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта.
В силу требований пунктом 3.8. Положения N 122 в случае, если иные заявления поступили, администрация муниципального образования проводит торги на право заключения договора на размещение нестационарного сортового объекта.
Предусмотренный порядок и условия размещения нестационарных торговых объектов отвечает принципам публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в сфере регулирования торговой деятельности, направлен на предупреждение коррупционных проявлений, на упорядочение размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования, на исключение случаев произвольного занятия мест, предназначенных к размещению на них данных объектов, на обеспечение равных возможностей для реализации прав хозяйствующих субъектов на осуществление торговой деятельности.
Согласно части 1 статьи 64, статей 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 АПК РФ об относимости и допустимости доказательств.
Произведя исследование и оценку представленной в материалы дела совокупности доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что заявление предпринимателя о включении НТО в Схему размещения подано с нарушением условий Порядка N 10, а договор от 14.09.2022 подписан в отсутствие соблюдения установленной Положением N 122 процедуры, предусматривающей размещении информации о предстоящем заключении договора, проведение торгов в случае поступления иных заявлений о размещении НТО, учитывая также допущенное предпринимателем нарушение, выразившееся в осуществлении 07.10.2022 работ по размещению НТО в отсутствие включения данного объекта с Схему размещения, а также в отсутствие заключенного в установленном порядке договора на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта, апелляционный суд пришел к верному выводу о том, что требование администрации заявлено правомерно и подлежит удовлетворению.
Вопреки доводам кассатора, в настоящем случае прокуратура, обращаясь в суд в защиту публичных интересов и неопределенного круга лиц, действовала в рамках предоставленных ей частью 1 статьи 52 АПК РФ полномочий.
Согласно пункту 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Таким образом, в связи с непринятием мер по соблюдению, предусмотренных нормативными правовыми актами административных процедур предпринимателем и администрацией заключенная сделка - договор на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта N 1 от 14.09.2022 является недействительной сделкой в силу норм статей 166-168 ГК РФ, а земельный участок под нестационарным торговым объекта используется самовольно.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений сторон, а окончательные выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта на основании доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены постановления в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на ее заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 16.08.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-37609/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Демидова |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
...
Согласно пункту 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Таким образом, в связи с непринятием мер по соблюдению, предусмотренных нормативными правовыми актами административных процедур предпринимателем и администрацией заключенная сделка - договор на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта N 1 от 14.09.2022 является недействительной сделкой в силу норм статей 166-168 ГК РФ, а земельный участок под нестационарным торговым объекта используется самовольно."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 ноября 2023 г. N Ф04-5380/23 по делу N А45-37609/2022