г. Тюмень |
|
15 ноября 2023 г. |
Дело N А70-8718/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение от 31.05.2023 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 22.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-8718/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" (628486, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Когалым, улица Прибалтийская, дом 20, ОГРН 1028601441978, ИНН 8608048498) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403, ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 21.03.2023 N 03/1-6662.
В заседании приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" - Григорьева Л.А. по доверенности от 22.03.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" (далее -общество, ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) о признании незаконным отказа в согласовании Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов Пуровской группы месторождений ТПП "Когалымнефтегаз" ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" (далее - ПЛРН), выраженного в письме от 21.03.2023 N 03/1-6662.
Решением от 31.05.2023 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 22.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить указанные судебные акты ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
По мнению подателя кассационной жалобы, отказ в согласовании плана являлся обоснованным, поскольку он фактически был разработан в отношении нескольких производственных объектов, находящихся на значительном расстоянии, на разных лицензионных участках, в том числе для трубопроводов на переходах через водные преграды; проведение комплексных учений по подтверждению готовности организации к действиям по локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов на нескольких производственных объектах, согласованных на основе единого плана, действующим законодательством не предусмотрено.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" обратилось в управление с заявлением о согласовании ПЛРН.
Письмом от 21.03.2023 N 03/1-6662 обществу было в согласовании ПЛРН отказано.
Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у управления правовых оснований для отказа в согласовании ПЛРН.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В силу статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработка (производство), транспортировка, хранение, реализация углеводородного сырья и произведенной из него продукции осуществляются при наличии планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (пункт 4); план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции, при условии наличия в том числе согласования федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора, указанного плана в части его соответствия требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (пункт 6); Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, критерии определения объектов, которые предназначены для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции и эксплуатация которых допускается при наличии плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, требования к содержанию планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, порядок выдачи заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, порядок проведения комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, порядок уведомления федеральных органов исполнительной власти, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, об утверждении эксплуатирующей организацией плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности, Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (пункт 9).
В настоящем случае в качестве основания к отказу в согласовании ПЛРН управлением было указано на необходимость разработки ПЛРН в отношении каждого объекта, при этом для объектов, указанных в подпунктах "е", "ж", "з", "и" пункта 7 Правил организаций мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 2451 от 31.12.2020 (далее - Правила N 2451), необходимо разделение трубопроводов на отдельные участки по зонам ответственности аварийно-спасательных служб и (или) формирований, при этом отдельно выделяя линейную часть трубопроводов от частей трубопроводов, в местах нахождения которых осуществляются переходы через водные преграды.
Согласно пункту 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 N 534 (далее - ФНП N 534), для всех опасных производственных объектов (далее - ОПО) I, II, III классов опасности разрабатывается план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, в порядке, установленном Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1437.
Согласно пункту 4 указанного Положения в случае, если два и более объектов, эксплуатируемых одной организацией, расположены на одном земельном участке или на смежных земельных участках, организация, эксплуатирующая эти объекты, вправе разрабатывать единый план мероприятий.
Разделом 3 Правил N 2451 определены критерии объектов, которые предназначены для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции и эксплуатация которых допускается при наличии ПЛРН (пункт 4) и максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов для таких объектов (пункт 7).
К числу таких объектов относятся внутрипромысловые и межпромысловые трубопроводы (подпункт "е" пункта 7 Правил N 2451); магистральные трубопроводы (подпункты "ж", "з" и "и" пункта 7 Правил N 2451).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 2451 ПЛНР должен содержать, в том числе сведения о потенциальных источниках разливов нефти и нефтепродуктов (подпункт "б"); максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренные пунктом 7 данных Правил (подпункт "в"); расчет достаточности сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов с учетом применяемых для этих целей технологий (подпункт "ж"); состав и порядок действий сил и средств собственных аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке, или привлеченных на договорной основе аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке, либо собственных аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке, и привлеченных на договорной основе аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке (подпункт "з").
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что обществом разработан единый ПЛРН для Пуровской группы месторождений (Северо-Губкинское, Присклоновое и Южно-Тарасовское месторождения); объекты нефтедобычи расположены в пределах одного субъекта федерации - Ямало-Ненецкого автономного округа и территориального производственного предприятия "Когалымнефтегаз"; месторождения граничат друг с другом и технологически связаны (объекты соединены внутрипомысловыми нефтепроводами; технологический процесс по добыче нефти из недр на вышеуказанных месторождениях заканчивается на одном объекте - дожимной насосной станции, которая является частью цеха подготовки и перекачки нефти Пуровской группы месторождений территориально-производственного предприятия "Когалымнефтегаз"); максимальный расчетный объем разлива складывается из суммы максимально возможных разливов на всех объектах, для эксплуатации которых требуется ПЛРН; аварийно-спасательными службами для всех трех месторождений являются профессиональное аварийно-спасательное формирование Нижневартовского центра "ЭКОСПАС" - филиал АО "ЦАСЭО", профессиональное аварийно-спасательное формирование ООО "Защита Югры", нештатное аварийно-спасательное формирование (НАСФ) ТПП "Когалымнефтегаз" ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь", бригады скорой медицинской помощи.
При указанных обстоятельствах и учитывая, что способ выполнения обязательного требования по разработке ПЛРН (единого для нескольких объектов или отдельных) определяется самостоятельно эксплуатирующей организацией с учетом оценки технологического процесса, обеспечения производственной деятельности и готовности к ликвидации максимального возможного разлива нефти и нефтепродуктов, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у управления правовых оснований для отказа в утверждении ПЛРН по основаниям, указанным в письме от 21.03.2023 N 03/1-6662, в связи с чем удовлетворили заявленное обществом требование.
Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно ими отклонены.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.05.2023 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 22.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-8718/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 5 Правил N 2451 ПЛНР должен содержать, в том числе сведения о потенциальных источниках разливов нефти и нефтепродуктов (подпункт "б"); максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренные пунктом 7 данных Правил (подпункт "в"); расчет достаточности сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов с учетом применяемых для этих целей технологий (подпункт "ж"); состав и порядок действий сил и средств собственных аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке, или привлеченных на договорной основе аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке, либо собственных аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке, и привлеченных на договорной основе аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке (подпункт "з")."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 ноября 2023 г. N Ф04-5352/23 по делу N А70-8718/2023