г. Тюмень |
|
20 ноября 2023 г. |
Дело N А75-3844/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южное жилищно-эксплуатационное управление" на решение от 05.05.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Заболотин А.Н.) и постановление от 17.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А75-3844/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Южное жилищно-эксплуатационное управление" (628260, город Югорск, улица Буряка, дом 8, ИНН 8622003548, ОГРН 1168617057718) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 104, ИНН 8601011604, ОГРН 1028600513149) об оспаривании акта документарной проверки.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Южное жилищно-эксплуатационное управление" (далее - общество, ООО "Южное ЖЭУ") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным акта документарной проверки Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - служба, административный орган) от 26.01.2023 N 27-Пр-КНО-17 в части неприменения пункта 4.8 договора управления многоквартирным домом от 27.05.2022.
Решением от 05.05.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 17.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "Южное ЖЭУ" просит указанные судебные акты отменить и удовлетворить заявленное ими требование.
По мнению подателя жалобы, собственниками помещений приято решение о порядке определения платы на содержание общего имущества, предусмотренное частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); итоги проведенного в период с 24.05.2022 по 27.05.2022 собрания собственников оформлены протоколом, где в пункте 3 решено утвердить проект договора управления, содержащий пункт 4.8 о том, что оплата за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды производится исходя из фактических показаний общедомовых приборов учета, распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В отзыве на кассационную жалобу служба просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, ООО "Южное ЖЭУ" на основании протокола N 1 общего собрания собственников жилых помещений, проведенного в период с 24.05.2022 по 27.05.2022, осуществляет управление многоквартирным домом N 23 по улице Таежня в городе Югорске (далее - МКД).
В ходе документарной проверки административным органом (акт от 26.01.2023 N 27-Пр-КНО-17) установлено, что МКД оборудован двухтарифным коллективным (общедомовым) прибором учета электроснабжения (далее - КОДПУ ЭЭ); расчет стоимости потребленной электрической энергии (далее - ЭЭ) на содержание общего имущества (далее - СОИ) за период с января 2022 года по декабрь 2022 года выполнен обществом в соответствии с пунктом 2 части 9.2 статьи 156 ЖК РФ - исходя из объема потребления электрической энергии, определенного по показаниям КОДПУ ЭЭ; данный способ расчета применяется на основании пункта 4.8 договора управления, утвержденного протоколом общего собрания собственников помещений в МКД от 27.05.2022; отдельное решение общего собрания собственников помещений МКД об определении размера платы за ЭЭ на СОИ исходя из объема потребления коммунального ресурса, определяемого по показаниям КОДПУ ЭЭ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации не принималось.
На основании изложенного административный орган пришел к выводу о том, что ООО "Южное ЖЭУ" в период с января 2022 года по декабрь 2022 года неверно осуществляло начисление платы за названный коммунальный ресурс, в связи с чем в акте от 26.01.2023 N 27-Пр-КНО-17 указал на необходимость обществу выполнить перерасчет платы ЭЭ на СОИ в MKД в соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ исходя из нормативов потребления ЭЭ на СОИ. В случае, если при выполнении перерасчета будет установлено, что за период с января 2022 года по август 2022 года разница между объемом потребления ЭЭ на СОИ, рассчитанным исходя из норматива потребления, будет больше, чем объем потребления ЭЭ на СОИ, рассчитанный по правилам пункта 2 части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, перерасчет платы за ЭЭ на СОИ не производить. С сентября 2022 года по декабрь 2022 года выполнить перерасчет платы исходя из норматива потребления ЭЭ на СОИ, руководствуясь положениями постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2022 N 92 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме". С января 2023 года до момента принятия общим собранием собственников помещений МКД решения, предусмотренного пунктом 2 части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, выполнять расчет платы за ЭЭ на СОИ исходя из норматива потребления ЭЭ на СОИ.
Не согласившись с указанным выводами административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций, исходили из того, что приведенные в пункте 4.8 договора управления формулировки не соответствуют формулировкам, указанным в части 9.2 статьи 156 ЖК РФ; собственниками помещений МКД надлежащее решение не было принято.
Между тем суды не учли следующее.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 названного Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай определения субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Москвой особенностей порядка расчета размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из системного анализа приведенных нормативных положений следует, что основным (первоочередным) способом установления и изменения размера платы за содержание жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определено только волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании. Соблюдение подобной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечение со стороны управляющей организации в одностороннем порядке необоснованного, по своему собственному усмотрению, изменения платы.
Согласно материалам дела собственники помещений в МКД на общем собрании 27.05.2022 приняли решение об утверждении договора управления МКД (вопрос 3 повестки дня собрания).
В соответствии с пунктом 4.8 названного договора оплата за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды производится исходя из фактических показаний общедомовых приборов учета, распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Таким образом, собственниками помещений в МКД фактически принято решение, предусмотренное частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ, и предоставляющее обществу право определять размер платы за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды исходя из фактических показаний общедомовых приборов учета, распределяя его между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Обстоятельства, свидетельствующие о принятии собственниками помещений в многоквартирном доме решения об определении порядка расчета платы за коммунальные ресурсы на СОИ, не опровергнуты и положения условий договора управления (пункт 4.8) в установленном законом порядке недействительными не признаны.
С учетом изложенного у службы отсутствовали правовые основания для возложения на общество обязанности произвести перерасчет платы за ЭЭ на СОИ по нормативам, а выводы судов первой и апелляционной о неправомерном определении обществом размера платы за ЭЭ на СОИ по фактическим показаниям КОДПУ ЭЭ при отсутствии решения общего собрания являются необоснованными.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене как принятые с нарушением норм материального права.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт о признании недействительным акта административного органа в оспариваемой части.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.05.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 17.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-3844/2023 отменить.
Признать недействительным акт документарной проверки Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.01.2023 N 27-Пр-КНО-17 в части неприменения пункта 4.8 договора управления многоквартирным домом от 27.05.2022.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай определения субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Москвой особенностей порядка расчета размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
...
В соответствии с пунктом 4.8 названного договора оплата за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды производится исходя из фактических показаний общедомовых приборов учета, распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Таким образом, собственниками помещений в МКД фактически принято решение, предусмотренное частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ, и предоставляющее обществу право определять размер платы за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды исходя из фактических показаний общедомовых приборов учета, распределяя его между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 ноября 2023 г. N Ф04-5638/23 по делу N А75-3844/2023