г. Тюмень |
|
20 ноября 2023 г. |
Дело N А45-2426/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Новосибирский картонно-бумажный комбинат" на решение от 12.05.2023 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 20.07.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-2426/2023 по заявлению акционерного общества "Новосибирский картонно-бумажный комбинат" (630533, Новосибирская область, поселок Красный Яр, тер. промышленная, здание 1, этаж 3, помещение 15, ОГРН 1075402011607, ИНН 5402483815) к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (630091, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Фрунзе, дом 5, офис 639, ОГРН 1145476133351, ИНН 5406793110) о признании незаконным решения, оформленного протоколом конкурсной комиссии от 12.12.2022 N 6.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Орбита" (460009, Оренбургская область, город Оренбург, улица Орлова, влд. 28, офис 1, ОГРН 1225600010129, ИНН 5609200686), Муниципальное унитарное предприятие города Новосибирска "Спецавтохозяйство" (630088, Новосибирская область, город Новосибирск, проезд Северный, дом 10, ОГРН 1025401312287, ИНН 5403103135), Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630008, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Кирова, дом 3, ОГРН 1035401913568, ИНН 5405116098).
В судебном заседании приняли участие представители:
от акционерного общества "Новосибирский картонно-бумажный комбинат" - Третьяков В.В. по доверенности от 18.10.2022;
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области - Семенова Н.М. по доверенности от 12.01.2023.
Суд установил:
акционерное общество "Новосибирский картонно-бумажный комбинат" (далее - общество, АО "Новосибирский КБК") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (далее - министерство), оформленного протоколом конкурсной комиссии от 12.12.2022 N 6.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Орбита" (далее - ООО "Орбита"), Муниципальное унитарное предприятие г. Новосибирска "Спецавтохозяйство" (далее - предприятие), Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - управление).
Решением от 12.05.2023 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 20.07.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение от 12.05.2023 и постановление от 20.07.2023 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного им требования.
По мнению общества, суды неправильно применили положения статей 23, 29 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ); не приняли во внимание Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Новосибирской области, утвержденную постановлением Правительства Новосибирской области от 26.09.2016 N 292-п (далее - Территориальная схема обращения с отходами), согласно которой общество уже признано Правительством Новосибирской области переработчиком твердых коммунальных отходов (далее - ТКО); такой вид отходов как бумага по условиям конкурсной документации относится к ТКО, соответственно, опыт переработки бумаги относится к опыту обращения с ТКО; иных документов кроме пояснительной записки в подтверждение опыта работы конкурсная документация не требовала; конкурсной комиссией предоставлено необоснованное преимущество участнику предварительного отбора - предприятию, у которого были запрошены дополнительные сведения.
В отзыве на кассационную жалобу министерство, соглашаясь с выводами судов, просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве антимонопольного органа на нее, суд округа не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на официальном сайте https://torgi.gov.ru/new/public министерством было опубликовано извещение N 22000161410000000002 о проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации объектов, на которых осуществляется обработка, обезвреживание и захоронение ТКО Новосибирской области (с. Раздольное) (далее - открытый конкурс).
Согласно протоколу от 12.12.2022 N 6 проведения предварительного отбора участников открытого конкурса к участию в конкурсе допущены ООО "Орбита" и предприятие; АО "Новосибирский КБК" отказано в допуске к участию в конкурсе на основании пунктов 1, 2 части 3 статьи 29 Закона о концессионных соглашениях, в связи с несоответствием заявителя требованиям, установленным пунктом 2.3 тома 2 конкурсной документации (требования к опыту); несоответствия заявки требованиям, установленным пунктом 2.4 тома 2 конкурсной документации (отсутствие в составе заявки материалов и документов, подтверждающих соответствие общества требованиям конкурсной документации к опыту (квалификации).
Не согласившись с указанным решением, оформленным протоколом конкурсной комиссии министерства от 12.12.2022 N 6, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды сочли, что оспариваемое решение конкурсной комиссии министерства не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов АО "Новосибирский КБК" в сфере предпринимательской деятельности.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правомерными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В силу части 1 статьи 23 Закона N 115-ФЗ конкурсная документация должна содержать, в том числе:
- требования, которые предъявляются к участникам конкурса (в том числе требования к их квалификации, профессиональным, деловым качествам) и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса (пункт 3);
- исчерпывающий перечень документов и материалов и формы их представления лицами, представившими заявки на участие в конкурсе, участниками конкурса, в том числе документов и материалов, подтверждающих соответствие заявителей требованиям, установленным конкурсной документацией и предъявляемым к участникам конкурса; соответствие заявок на участие в конкурсе и конкурсных предложений требованиям, установленным конкурсной документацией; информацию, содержащуюся в конкурсном предложении (подпункты "а"-"в" пункта 5).
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктами 1.1, 1.2 тома 2 конкурсной документации заявителем могут быть:
-индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо группа из двух или более юридических лиц, действующих на основании договора простого товарищества (договора о совместной деятельности);
привлеченными лицами могут быть:
в) акционер или участник заявителя, владеющий не менее 10% акций или долей участия в уставном капитале заявителя;
(г) акционер или участник указанного в пункте 1.2 (a) акционера или участника заявителя, владеющий не менее 10% акций или долей участия в уставном капитале указанного акционера или участника Заявителя;
д) акционер или участник указанного в пункте 1.2(б) акционера или участника заявителя, владеющий не менее 10% акций или долей участия в уставном капитале указанного акционера или участника заявителя;
е) основное общество любого из указанных в пунктах 1.2 (a) - 1.2 (в) акционеров или участников;
ж) лицо, заключившее с заявителем соглашение, предварительное соглашение, на заключение договора о предоставлении концессионеру финансирования для целей исполнения концессионного соглашения в размере не менее 95 (девяносто пяти) процентов от размера инвестиций, которые концессионер обязан привлечь в создание объекта концессионного соглашения.
Согласно пункту 2.1 тома 2 конкурсной документации для того, чтобы пройти предварительный отбор и быть допущенным к конкурсному отбору заявитель должен соответствовать специальным требованиям (требованиям к финансовой состоятельности и требованиям к опыту (квалификации), установленным разделом II тома 2 конкурсной документации.
Специальные требования установлены пунктом 2 тома 2 конкурсной документации, а именно:
1) требование к финансовой состоятельности (пункт 2.2 тома 2);
2) требование к опыту (квалификации) (пункт 2.3 тома 2).
Согласно пункту 2.3 тома 2 конкурсной документации требования к опыту (квалификации): (а) наличие опыта эксплуатации объектов обращения с ТКО за последние 3 (три) года, предшествующих дате подачи заявок; опыт эксплуатации объектов обращения с ТКО должен быть подтвержден наличием в собственности, ином вещном праве, в аренде или управлении таких объектов (в том числе на основании концессионного соглашения) за последние 3 (три) года, предшествующих дате подачи заявок.
Согласно пункту 2.4 тома 2 конкурсной документации подтверждение соответствия заявителя специальным требованиям к заявителю, указанным в пунктах 2.2 - 2.3 тома 2, должно быть предоставлено в форме, указанной в приложении 3 к тому 2, а именно:
Согласно пункту (d) приложения 3 к тому 2 материалы и документы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям к опыту (квалификации):
(1) Соглашения (договоры) (а равно выдержки из них, содержащие информацию, используемую в качестве подтверждения соответствия установленным требованиям), об эксплуатации объектов обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренного подпунктом 2.3(a) тома 2 (или копии таких документов, удостоверенные уполномоченным представителем организации).
(2) Пояснительная записка в отношении требований, указанных в подпунктах 2.3 тома 2, составленная в свободной форме, содержащая следующие данные, приводимые в подтверждение соответствующего опыта (квалификации) заявителя:
наименование объекта эксплуатации его месторасположение и его балансовая принадлежность;
технические характеристики эксплуатируемого объекта; дата начала эксплуатации и дата окончания;
роль заявителя в эксплуатации объекта:
генеральный подрядчик, субподрядчики (или) ином участии (указать в качестве кого);
виды и объемы работ при эксплуатации объекта, выполняемых самим заявителем, и виды работ, выполняемых субподрядными организациями (привести перечень субподрядных организаций с указанием видов выполняемых работ);
перечень штатного персонала (с указанием квалификации) заявителя, используемого при эксплуатации объекта;
отзывы организации, передавшей объект в эксплуатацию или организации, контролирующей или надзирающей за эксплуатацией объекта (при наличии);
при наличии у заявителя объектов по эксплуатации в текущий момент, они могут быть проиллюстрированы аналогичным образом, как дополнительная информация.
Частью 3 статьи 29 Закона N 115-ФЗ установлено, что решение об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе принимается конкурсной комиссией в случае, если:
1) заявитель не соответствует требованиям, предъявляемым к участникам конкурса и установленным частью 1 названной статьи;
2) заявка на участие в конкурсе не соответствует требованиям, предъявляемым к заявкам на участие в конкурсе и установленным конкурсной документацией;
3) представленные заявителем документы и материалы неполны и (или) недостоверны;
4) задаток заявителя не поступил на счет в срок и в размере, которые установлены конкурсной документацией, и (или) заявителем не предоставлена безотзывная банковская гарантия, предоставляемая в соответствии с конкурсной документацией в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, проанализировав конкурсную документацию на проведение открытого конкурса, установив, что обществом в составе заявки не представлено документов, подтверждающих соответствие заявителя специальному требованию к опыту (квалификации) в форме, предусмотренной приложением 3 к тому 2 конкурсной документации как и не представлено информации, предусмотренной приложением 7 к тому 1 конкурсной документации, подтверждающей соответствие требованиям к опыту иных лиц (привлеченные лица), планирующих вместе с заявителем принимать участие в исполнении концессионного соглашения, в порядке, установленном конкурсной документацией; представленная АО "Новосибирский КБК" в составе заявки пояснительная записка в отношении требований к опыту (квалификации) не содержит информации, предусмотренной пунктом 2.4 тома 2 конкурсной документации; в составе заявки не представлены соглашения (договоры) (а равно выдержки из них, содержащие информацию, используемую в качестве подтверждения соответствия установленным требованиям) об эксплуатации объектов обращения с ТКО, предусмотренные подпунктом 2.3(a) тома 2 (или копии таких документов, удостоверенные уполномоченным представителем организации), суды пришли к обоснованному выводу о том, что в силу пунктов 1, 2 части 3 статьи 29 Закона N 115-ФЗ, требований конкурсной документации АО "Новосибирский КБК" правомерно отказано в допуске к участию в открытом конкурсе.
С учетом изложенного арбитражные суды пришли к правильному выводу, что оспариваемое решение конкурсной комиссии министерства не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов АО "Новосибирский КБК" в сфере предпринимательской деятельности.
Вопреки позиции подателя жалобы наличие в Территориальной схеме обращения с отходами сведений об объекте утилизации отходов V класса опасности (промышленная площадка АО "Новосибирский КБК") не освобождает общество от представления документов, предусмотренных конкурсной документацией.
Доводы подателя жалобы о соответствии АО "Новосибирский КБК", а также заявки общества требованиям конкурсной документации по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судом нижестоящей инстанции фактических обстоятельств, в связи с чем подлежат отклонению судом кассационной инстанции исходя из предусмотренных статьей 286 АПК РФ пределов его компетенции.
Доводы подателя жалобы о необоснованном создании преимуществ другому участнику предварительного отбора путем запроса дополнительных сведений были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. Как установлено судами, запрос не был связан с получением сведений, дополняющих заявку предприятия, его целью являлось разъяснение о деятельности предприятия после 2025 года в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2019 N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции".
В целом доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом округа не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.05.2023 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 20.07.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-2426/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, проанализировав конкурсную документацию на проведение открытого конкурса, установив, что обществом в составе заявки не представлено документов, подтверждающих соответствие заявителя специальному требованию к опыту (квалификации) в форме, предусмотренной приложением 3 к тому 2 конкурсной документации как и не представлено информации, предусмотренной приложением 7 к тому 1 конкурсной документации, подтверждающей соответствие требованиям к опыту иных лиц (привлеченные лица), планирующих вместе с заявителем принимать участие в исполнении концессионного соглашения, в порядке, установленном конкурсной документацией; представленная АО "Новосибирский КБК" в составе заявки пояснительная записка в отношении требований к опыту (квалификации) не содержит информации, предусмотренной пунктом 2.4 тома 2 конкурсной документации; в составе заявки не представлены соглашения (договоры) (а равно выдержки из них, содержащие информацию, используемую в качестве подтверждения соответствия установленным требованиям) об эксплуатации объектов обращения с ТКО, предусмотренные подпунктом 2.3(a) тома 2 (или копии таких документов, удостоверенные уполномоченным представителем организации), суды пришли к обоснованному выводу о том, что в силу пунктов 1, 2 части 3 статьи 29 Закона N 115-ФЗ, требований конкурсной документации АО "Новосибирский КБК" правомерно отказано в допуске к участию в открытом конкурсе.
...
Доводы подателя жалобы о необоснованном создании преимуществ другому участнику предварительного отбора путем запроса дополнительных сведений были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. Как установлено судами, запрос не был связан с получением сведений, дополняющих заявку предприятия, его целью являлось разъяснение о деятельности предприятия после 2025 года в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2019 N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции"."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 ноября 2023 г. N Ф04-5403/23 по делу N А45-2426/2023