г. Тюмень |
|
28 ноября 2023 г. |
Дело N А45-891/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Ким А.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области (судья Рубекина И.А.) и постановление от 28.07.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А45-891/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новосибирская теплосетевая компания" (630007, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Серебренниковская, дом 4, офис 40, ОГРН 1185476068909, ИНН 5406993045) к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (630011, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, дом 18, ОГРН 1055406102223, ИНН 5406308363) об оспаривании предостережения.
Другие лица, участвующие в деле, - Легостаева Анастасия Андреевна (город Новосибирск); Крикун Андрей Николаевич (город Новосибирск); общество с ограниченной ответственностью "Дирекция объединенных строительных трестов - Новосибирск" (630004, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Федора Ивачева, дом 3, ОГРН 1065406073590, ИНН 5406344273).
В онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции в судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Новосибирская теплосетевая компания" Светлицкий И.И. по доверенности от 23.03.2023.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Новосибирская теплосетевая компания" (далее - ООО "НТСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - инспекция) о признании недействительным предостережения от 20.10.2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Легостаева Анастасия Андреевна, Крикун Андрей Николаевич, общество с ограниченной ответственностью "Дирекция объединенных строительных трестов - Новосибирск" (далее - ООО "ДОСТ-Н").
Решением от 18.05.2023 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 28.07.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, инспекция просит отменить судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, предостережение выдано с соблюдением требований действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные участвующие в деле лица отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "НТСК" оказывает коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Новосибирск, улица Советская, дом 53 (далее - многоквартирный дом).
По результатам рассмотрения поступивших обращений граждан о том, что по состоянию на 30.09.2022 в принадлежащих им жилых помещениях, расположенных в спорном многоквартирном доме, отсутствует отопление, обществу объявлено предостережение от 20.10.2022 о недопустимости нарушения обязательных требований в части непринятия мер к своевременному и бесперебойному предоставлению коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества.
ООО "НТСК" 09.11.2022 направлены возражения на указанное предостережение; решением от 29.11.2022 инспекцией в удовлетворении возражений отказано.
Не согласившись с указанным предостережением, ООО "НТСК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды двух инстанций исходили из несоответствия оспариваемого предостережения требованиям Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В силу части 1 статьи 58 Закона N 248-ФЗ сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган получает: 1) при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации; 2) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, включая контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия, специальных режимов государственного контроля (надзора), в том числе в отношении иных контролируемых лиц.
В целях проведения оценки достоверности поступивших сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо контрольного (надзорного) органа при необходимости: 1) запрашивает дополнительные сведения и материалы (в том числе в устной форме) у гражданина или организации, направивших обращение (заявление), органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации; 2) запрашивает у контролируемого лица пояснения в отношении указанных сведений, однако представление таких пояснений и иных документов не является обязательным;
3) обеспечивает, в том числе по решению уполномоченного должностного лица контрольного (надзорного) органа, проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия (часть 3 статьи 58 Закона N 248-ФЗ).
Согласно статье 60 Закона N 248-ФЗ по итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо контрольного (надзорного) органа направляет уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа:
1) при подтверждении достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо установлении параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, - мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
2) при отсутствии подтверждения достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также при невозможности определения параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, - мотивированное представление о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
3) при невозможности подтвердить личность гражданина, полномочия представителя организации, обнаружении недостоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям -мотивированное представление об отсутствии основания для проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
В соответствии со статьей 49 Закона N 248-ФЗ в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований (часть 1); предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Законом N 248-ФЗ, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов (часть 2).
Как следует из материалов дела и установлено судами, в рассматриваемом случае при проведении оценки достоверности поступивших от гражданина сведений об отсутствии в принадлежащем ему жилом помещении отопления инспекцией были направлены запросы в общество и ООО "ДОСТ-Н", осуществляющее управление многоквартирным домом.
В ответ на указанный запрос ООО "ДОСТ-Н" сообщило, что многоквартирный дом подключен к центральному теплоснабжению в период с 23.09.2022 по 30.09.2022;
в период разворота циркуляции тепловых сетей и проводимых работ со стороны ресурсноснабжающей организации произошло снижение параметров теплоносителя, в связи с чем температура на вводе в многоквартирный дом составила 44-66 °C, что не соответствует утвержденному температурному графику регулирования отпуска тепловой энергии потребителям на отопительный сезон 2022-2023 гг.
По итогам рассмотрения поступившей информаций инспекцией выдано предостережение, в котором указано на наличие в действиях общества нарушения требований подпункта "а" пункта 31, пункта 15 Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), выразившегося в непринятии мер к своевременному и бесперебойному предоставлению коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества по состоянию на 30.09.2022 в многоквартирном доме.
Признавая оспариваемое предостережение недействительным, суды указали, что вопреки выводам инспекции в возражениях на предостережение обществом указано, что в период разворота циркуляции тепловых сетей (с 23.09.2022 по 30.09.2022) работ, влияющих на качество коммунального ресурса (тепловой энергии), поступающего в многоквартирный дом, со стороны общества не проводилось; качество поставляемого ООО "НТСК" коммунального ресурса на вводе в многоквартирный дом соответствовало параметрам качества, установленным договором теплоснабжения и поставки горячей воды от 01.07.2022 N 522096442 (от 70,94 °C до 73,52 °C), что подтверждается данными среднесуточной выгрузки из общедомового прибора учета тепловой энергии; при этом запуск внутридомовой системы отопления в многоквартирном доме был осуществлен ООО "ДОСТ-Н" только в 11:00 часов 27.09.2022 (с отступлением от графика на 5 календарных дней), что было прямо отражено в обращениях граждан и подтверждается данными выгрузки из общедомового прибора учета тепловой энергии (в том числе представленными ООО "ДОСТ-Н); инспекцией не учтено, что температурный график регулирования отпуска тепловой энергии на отопительный сезон 2022-2023 гг. устанавливает температурные значения теплоносителя непосредственно на выходе из источника тепла (ТЭЦ) и не регламентирует температурные значения теплоносителя на вводе в многоквартирный дом.
При указанных обстоятельствах, а также учитывая, что оспариваемое предостережение не содержало информации о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований (инспекций было лишь указано на отсутствие в жилом помещении отопления); объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований как профилактическое мероприятие имеет целью принятия мер по недопущению в будущем нарушений контролируемым лицом обязательных требований, в то время как в настоящем случае инспекция фактически потребовала от общества устранить допущенное (по мнению инспекции) нарушение, при том, что подобное требование может быть предъявлено лишь в форме предписания, выдаваемого в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ, суды обоснованно удовлетворили заявленное требование, признав оспариваемое предостережение недействительным.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана соответствующая оценка. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении нижестоящими судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.05.2023 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 28.07.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-891/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Признавая оспариваемое предостережение недействительным, суды указали, что вопреки выводам инспекции в возражениях на предостережение обществом указано, что в период разворота циркуляции тепловых сетей (с 23.09.2022 по 30.09.2022) работ, влияющих на качество коммунального ресурса (тепловой энергии), поступающего в многоквартирный дом, со стороны общества не проводилось; качество поставляемого ООО "НТСК" коммунального ресурса на вводе в многоквартирный дом соответствовало параметрам качества, установленным договором теплоснабжения и поставки горячей воды от 01.07.2022 N 522096442 (от 70,94 °C до 73,52 °C), что подтверждается данными среднесуточной выгрузки из общедомового прибора учета тепловой энергии; при этом запуск внутридомовой системы отопления в многоквартирном доме был осуществлен ООО "ДОСТ-Н" только в 11:00 часов 27.09.2022 (с отступлением от графика на 5 календарных дней), что было прямо отражено в обращениях граждан и подтверждается данными выгрузки из общедомового прибора учета тепловой энергии (в том числе представленными ООО "ДОСТ-Н); инспекцией не учтено, что температурный график регулирования отпуска тепловой энергии на отопительный сезон 2022-2023 гг. устанавливает температурные значения теплоносителя непосредственно на выходе из источника тепла (ТЭЦ) и не регламентирует температурные значения теплоносителя на вводе в многоквартирный дом.
При указанных обстоятельствах, а также учитывая, что оспариваемое предостережение не содержало информации о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований (инспекций было лишь указано на отсутствие в жилом помещении отопления); объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований как профилактическое мероприятие имеет целью принятия мер по недопущению в будущем нарушений контролируемым лицом обязательных требований, в то время как в настоящем случае инспекция фактически потребовала от общества устранить допущенное (по мнению инспекции) нарушение, при том, что подобное требование может быть предъявлено лишь в форме предписания, выдаваемого в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ, суды обоснованно удовлетворили заявленное требование, признав оспариваемое предостережение недействительным."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 ноября 2023 г. N Ф04-4903/23 по делу N А45-891/2023