г. Тюмень |
|
30 ноября 2023 г. |
Дело N А45-5463/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Шабановой Г.А.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Сибирской оперативной таможни на решение от 05.06.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Наумова Т.А.) и постановление от 04.08.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А45-5463/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Трансфер" (630005, город Новосибирск, улица Фрунзе, дом 96, офис 800б, ИНН 5406816670, ОГРН 1215400044936) к Сибирской оперативной таможне (630078, город Новосибирск, улица Выставочная, дом 15/3, ИНН 5404144328, ОГРН 1025401487649) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Трансфер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Сибирской оперативной таможни (далее - таможня, административный орган) от 21.02.2023 N 10614000-004/2023 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением от 05.06.2023 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 04.08.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено, постановление таможни признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, административный орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, вменяемые обществу правонарушения были выявлены в рамках различных проверок, в связи с чем судами неправомерно применены положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, основанием для составления таможней в отношении общества протокола об административном правонарушении от 09.02.2023 N 10614000-004/2023 и вынесения постановления от 21.02.2023 N 10614000-004/2023 о привлечении его к административной ответственности по статье 16.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб. послужил факт несоблюдения им запретов и ограничений, применяемых в отношении перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) товаров "наборы осветительного оборудования типа используемого для украшения новогодних елок со светодиодными источниками света. Гирлянды..." по таможенной декларации N 10620010/071022/3183786 (не представлены сведения о соответствии продукции).
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, признавая незаконным и отменяя оспариваемое постановление, пришли к выводу о нарушении таможней положений части 5 статьи 4.1 КоАП РФ.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов ЕАЭС, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 названного Кодекса.
Материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается факт совершения указанного административного правонарушения при ввозе товаров на территорию ЕАЭС по таможенной декларации N 10620010/071022/3183786.
Обращаясь в суд с заявлением о признании незаконным оспариваемого постановления таможни, общество ссылалось на нарушение административным органом положений статьи 4.4 КоАП РФ при привлечении к административной ответственности.
В силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 названной статьи.
Согласно части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, действующей с 06.04.2022, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что обстоятельства совершения обществом вменяемого ему в соответствии с оспариваемым постановлением административного нарушения были выявлены административным органом при проведении внеплановой целевой инспекторской проверки Сибирской электронной таможни (приказ Сибирского таможенного управления от 31.10.2022 N 337, акт проверки от 27.12.2022 N 10620000/224/271222/А0386), в ходе которой также выявлен факт несоблюдения им запретов и ограничений, применяемых в отношении перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товаров по таможенной декларации N 10620010/180722/3132323. По данному факту уполномоченным должностным лицом таможни также составлен протокол об административном правонарушении от 09.02.2023 N 10614000-003/2023 и вынесено постановление от 21.02.2023 N 10614000-003/2023 о привлечении общества к административной ответственности по статье 16.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
При этом судами обоснованно не приняты во внимание доводы административного органа о выявлении указанных правонарушений в рамках таможенного контроля, который не относится к видам государственного (муниципального) контроля, предусмотренным Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
В КоАП РФ под осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля понимается деятельность всех уполномоченных органов, которые осуществляют контрольные (надзорные) функции и выявляют правонарушения в отдельных сферах.
В целях применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ понятие "государственный контроль (надзор)" следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия Закона N 248-ФЗ, иное означало бы нарушение одного из основополагающих принципов равенства всех перед законом (статья 1.4 КоАП РФ).
Поскольку обстоятельства совершения обществом двух самостоятельных административных нарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, при проведении одной проверки в ходе осуществления государственного контроля, суды правомерно указали на необходимость назначения административного наказания за их совершение по правилам части 5 статьи 4.4 КоАП РФ (как за совершение одного правонарушения).
Вместе с тем в рассматриваемом случае обществу было назначено наказание за совершение вышеназванных административных правонарушений по правилам части 1 статьи 4.4 КоАП РФ (за каждое нарушение отдельно в виде штрафа в размере 50 000 руб.).
Принимая во внимание, что постановление административного органа от 21.02.2023 N 10614000-003/2023 обществом не было обжаловано и вступило в законную силу, суды обоснованно удовлетворили заявленное требование, признав незаконным и отменив постановление административного органа от 21.02.2023 N 10614000-004/2023.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.06.2023 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 04.08.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-5463/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Г.А. Шабанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В целях применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ понятие "государственный контроль (надзор)" следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия Закона N 248-ФЗ, иное означало бы нарушение одного из основополагающих принципов равенства всех перед законом (статья 1.4 КоАП РФ).
Поскольку обстоятельства совершения обществом двух самостоятельных административных нарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, при проведении одной проверки в ходе осуществления государственного контроля, суды правомерно указали на необходимость назначения административного наказания за их совершение по правилам части 5 статьи 4.4 КоАП РФ (как за совершение одного правонарушения).
Вместе с тем в рассматриваемом случае обществу было назначено наказание за совершение вышеназванных административных правонарушений по правилам части 1 статьи 4.4 КоАП РФ (за каждое нарушение отдельно в виде штрафа в размере 50 000 руб.)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 ноября 2023 г. N Ф04-6086/23 по делу N А45-5463/2023