г. Тюмень |
|
1 декабря 2023 г. |
Дело N А03-1024/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Щанкиной А.В.,
судей Демидовой Е.Ю.,
Полосина А.Л.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности казначейства России" на решение от 16.05.2023 Арбитражного суда Алтайского края (судья Захарова Я.В.) и постановление от 31.07.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Фертиков М.А., Афанасьева Е.В., Киреева О.Ю.) по делу N А03-1024/2023 по иску Администрации Октябрьского района города Барнаула (656038, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Комсомольский, 108 А, ОГРН 1022201523926, ИНН 2224014437) к Федеральному казенному учреждению "Центр по обеспечению деятельности казначейства России" (109012, г. Москва, Славянская площадь, 4, стр.1, 4 эт.;ком.2-8;10;12-19;23-28;109- 117;119-122;122А, ОГРН 1127746046691, ИНН 7709895509) об обязании привести фасад здания в надлежащее состояние.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай (656038, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Молодежная, 3, ОГРН 1092221004040, ИНН 2221172516), Управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края (656038, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Кирова, д. 25А, ОГРН 1172225000078, ИНН 2225178156).
В заседании принял участие представитель Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности казначейства России" - Ткачев Н.В. по доверенности от 29.12.2022 (сроком по 31.12.2023), диплом, паспорт.
Суд установил:
Администрация Октябрьского района города Барнаула (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Федеральному казенному учреждению "Центр по обеспечению деятельности казначейства России" (далее - ответчик, учреждение, ФКУ "ЦОКР"), об обязании привести фасад здания, находящегося по адресу: г. Барнаул, пр-т Ленина, 94 с кадастровым номером 22:63:020616:1570 в надлежащее санитарное, техническое и эстетическое состояние, а именно: выполнить покраску и ремонт фасада, отремонтировать ступени, восстановить штукатурный слой на колоннах и фронтоне, произвести восстановление архитектурных и художественно-скульптурных деталей, произвести окрашивание и восстановление карниза и балконов здания в течение 2 месяцев со дня вступлениям в законную силу решения суда.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края.
Решением от 16.05.2023 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 31.07.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, учреждение обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении требований истца полностью.
В обоснование жалобы приведены следующие доводы: судами необоснованно не учтено, что процедура капитального ремонта административного здания имеет определенную регламентированную структуру, определенную временными рамками и сроком, который выходит за пределы того срока, который был определен судом первой инстанции в своем решении, суд не учел позицию ответчика о невозможности проведения таких работ в столь сжатые сроки; судом не учтено, что выполнение спорных работ возможно после доведения учреждению лимитов бюджетных ассигнований.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить судебные акты без изменения, ссылается на создание угрозы жизни и здоровью граждан в связи с разрушением фасада здания.
В судебном заседании представитель кассатора поддержал ранее изложенную правовую позицию по делу; указал, что установленный судами срок в 4 месяца явно не достаточен для проведения всех необходимых мероприятий для восстановления фасада спорного здания.
Проверив судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 19.10.2022 в 19:18:00 в интернет - приемную Администрации Октябрьского района города Барнаула поступило обращение Крыловой Марианны Константиновны, согласно которому здание, расположенное по адресу: пр. Ленина, 94 находится в аварийном состоянии, сверху валятся большие куски кирпичей, что создает опасность для прохожих.
В ходе осмотра фасадов здания по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 94, начальником управления по строительству и архитектуре администрации Октябрьского района города Барнаула А.М. Касатовой установлено, что здание расположено на красной линии проспекта Ленина вдоль пешеходного тротуара, здание не эксплуатируется, находится в неудовлетворительном состоянии. По всему фасаду здания, в частности на архитектурных элементах здания: на колоннах, фронтоне, карнизе, балясинах прослеживаются трещины и сильное отслоение штукатурного слоя, виден кирпич. Парадная лестница, ведущая к центральному входу, разрушена. Перечисленные повреждения фасада нарушают архитектурный облик района. Кроме того, возможно обрушение элементов фасада здания на тротуар, что может повлечь угрозу жизни и здоровью граждан. По данному осмотру составлен акт визуального осмотра здания по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 94, от 10.01.2023 (08 час. 40 мин.).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, нежилое помещение по адресу: г. Барнаул, пр-т Ленина, 94 с кадастровым номером 22:63:020616:1570 принадлежит на праве оперативного управления Федеральному казенному учреждению "Центр по обеспечению деятельности казначейства России".
17.02.2022 истец направил ответчику претензию N 200/ж-21/исх-210 с требованием в срок до 03.03.2022 выполнить работы по приведению фасада дома в надлежащее состояние, устранив выявленные дефекты внешнего облика.
В претензии от 09.12.2022 истец предложил истцу принять меры по ремонту фасадов здания по пр.Ленина, 94, до проведения ремонта принять ограничительные меры для исключения несчастных случаев, о планируемых мероприятиях проинформировать администрацию до 11.01.2023.
Неисполнение данного требования ответчиком в добровольном порядке, послужило основанием для обращения истца с настоящим иском об обязании привести фасад здания, находящееся по адресу: г. Барнаул, пр-т Ленина, 94 с кадастровым номером 22:63:020616:1570 в надлежащее санитарное, техническое и эстетическое состояние, а именно: выполнить покраску и ремонт фасада, отремонтировать ступени, восстановить штукатурный слой на колоннах и фронтоне, произвести восстановление архитектурных и художественно-скульптурных деталей, произвести окрашивание и восстановление карниза и балконов здания в течение 2 месяцев со дня вступлениям в законную силу решения суда.
Руководствуясь статьями 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 6, 9.3, 10, 13, 45, 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ), статьей 15 закона Алтайского края от 12.05.2005 N 32-3C "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае", пунктам 2.2.4, 3.1.1 Правил благоустройства территории городского округа - города Барнаула, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 27.10.2017 N 15 (далее - Правила благоустройства N 15), установив факт нахождения фасада спорного здания в неудовлетворительном состоянии и отсутствие принятых мер со стороны ответчика по производству работ по ремонту фасада здания, учитывая что выявленные нарушения могут повлечь за собой разрушение фасада или причинение ему вреда в виде изменения облика, а также возможное причинение вреда жизни и здоровью неограниченного круга лиц, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного истцом требования об обязании ответчика произвести работы по ремонту фасада здания.
Кассационная инстанция, проверив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, считает выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с положениями Федерального закона N 73-ФЗ, сохранение объекта культурного наследия является обязанностью собственника данного объекта и осуществляется независимо от категории историко-культурного значения памятника посредством проведения ремонтных работ в установленном законом порядке. Наличие статуса объекта культурного наследие предполагает принятие мер по его сохранению.
Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (статья 40 Федерального закона N 73-ФЗ).
Согласно статье 9.3 Федерального закона N 73-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: 1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; 2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона N 73-ФЗ меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют кроме прочих местные администрации либо входящие в их структуру и уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отраслевые (функциональные) или территориальные органы (далее - муниципальные органы охраны объектов культурного наследия).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона N 73-ФЗ, органы местного самоуправления вправе участвовать в организации сохранения и популяризации объектов культурного наследия, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, находящихся в федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации, в том числе в финансировании соответствующих мероприятий за счет средств своих бюджетов.
Муниципальный контроль в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение контролируемыми лицами в отношении территорий, подлежащих благоустройству, элементов и объектов благоустройства, расположенных на территории города, требований Правил, законами и иными нормативными правовыми актами Алтайского края в области благоустройства, а также иных муниципальных правовых актов в области благоустройства, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, на территории города осуществляется администрациями районов города Барнаула (Решение Барнаульской городской Думы от 19.03.2021 N 645).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 16 положения об Октябрьском районе в городе Барнауле и администрации Октябрьского района города Барнаула решения Барнаульской городской Думы от 29.10.2021 N 775 "Об утверждении Положений о районах города Барнаула и администрациях районов города Барнаула", администрация района организует благоустройство территории района в соответствии с Правилами благоустройства территории городского округа - города Барнаула Алтайского края, а также осуществляет муниципальный контроль в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение Правил благоустройства города Барнаула.
В соответствии с решением Барнаульской городской Думы от 29.10.2021 N 775 "Об утверждении Положений о районах города Барнаула и администрациях районов города Барнаула", администрация Октябрьского района города Барнаула организует и осуществляет предусмотренные действующим законодательством и муниципальными правовыми актами города Барнаула мероприятия по гражданской обороне, защите населения и территории района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению первичных мер пожарной безопасности, обращается в суд или арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством, в целях защиты прав и законных интересов граждан, проживающих на территории района.
Согласно статье 7 Решения Барнаульской городской Думы от 19.03.2021 N 645 "Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа - города Барнаула Алтайского края", в случае аварийного состояния выступающих конструкций фасадов зданий, строений, сооружений (в том числе балконов, лоджий, эркеров) необходимо закрыть входы и доступы к ним до восстановления фасада зданий, строений, сооружений, оградить опасные участки и принять меры по восстановлению поврежденных конструкций в соответствии с действующими строительными нормами и правилами.
В соответствии со статьей 9 Решения Барнаульской городской Думы от 19.03.2021 N 645 "Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа - города Барнаула Алтайского края", одним из требований к ремонту фасадов является устройство защитной декоративной сетки на время ремонта фасадов зданий, строений, сооружений.
Согласно статье 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ учреждение, которому объект культурного наследия предоставлен на праве оперативного управления обязан безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Ремонт при аварийном состоянии фасадов должен выполняться незамедлительно по выявлении этого состояния. Особое внимание должно уделяться безопасности людей при неудовлетворительном техническом состоянии выступающих конструктивных элементов фасадов: балконов, эркеров, козырьков, карнизов, лепных архитектурных деталей. Для устранения угрозы возможного обрушения выступающих конструкций фасадов должны немедленно выполняться охранно-предупредительные мероприятия (установка ограждений, сеток, прекращение эксплуатации балконов, демонтаж разрушающейся части элемента и т.д.).
Согласно пунктам 2.2.4, 3.1.1 Правил благоустройства территории городского округа - города Барнаула, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 27.10.2017 N 15 (далее - Правила благоустройства N 15) и действующих в спорных период на территории города Барнаула, эксплуатация зданий, их ремонт производятся в соответствии с установленными правилами и нормами технической эксплуатации.
Текущий и капитальный ремонт, окраска фасадов зданий производятся лицами, владеющими ими на праве собственности, ином вещном праве, праве аренды, ином законном праве, или уполномоченными ими лицами.
Содержание элементов благоустройства территории города осуществляют физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками зданий (помещений в них), сооружений, включая временные сооружения, а также владеющие земельными участками на праве собственности, ином вещном праве, праве аренды, ином законном праве, или уполномоченные ими лица.
Статьей 45 Федерального закона N 73-ФЗ и статьей 15 закона Алтайского края от 12.05.2005 N 32-3C "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае" определен порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с согласованной с ним проектной документацией, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Непринятие мер к сохранению вышеуказанному объекту культурного наследия может повлечь за собой его разрушение либо причинение ему вреда, изменение облика в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды и иных негативных последствий. Ремонтные работы, направленные на поддержание здания-памятника в эксплуатационном состоянии, будут способствовать его сохранению.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что объект по адресу: г. Барнаул, пр-т Ленина, 94, является объектом культурного наследия и расположен на территории Октябрьского района города Барнаула, принимая во внимание, что фасад здания находится в неудовлетворительном санитарном состоянии, как указано в акте визуального осмотра, кирпичи с крыш падают на землю, что может повлечь за собой возникновение чрезвычайной ситуации, последствиями которой могут быть человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, имуществу, учитывая отсутствие принятых мер со стороны ответчика по производству работ по ремонту фасада здания, суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного истцом требования об обязании ответчика произвести работы по ремонту фасада здания.
Доводы ответчика о том, что установленный судом первой инстанции срок выполнения работ в течение 4-х месяцев, является крайне малым, судом апелляционной правомерно отклонены в связи с отсутствием приведения конкретных общих сроков проведения всего комплекса необходимых работ.
Кроме того, позиция ответчика в указанной части может быть реализована в порядке статьи 324 АПК РФ, предусматривающей возможность отсрочки или рассрочки исполнения решения суда при наличии к тому определённых правовых оснований.
Основываясь на изложенном, суды обеих инстанций обоснованно исходили из того, что к полномочиям Администрации отнесены функции контроля за соблюдением Правил благоустройства в пределах территории муниципального образования (района), и истец вправе требовать устранения их нарушений. Обращаясь с настоящим иском, Администрация действует в пределах возложенных на нее полномочий (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
Учитывая, что факт нарушений Правил благоустройства ответчиком не оспаривается, как и необходимость их устранения посредством совершения действия по приданию фасада в надлежащее состояние, отвечающего требованиям Правил благоустройства, принимая во внимание неисполнение ответчиком требований Администрации, суды обоснованно удовлетворили заявленные исковые требования.
Доводы подателя жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.05.2023 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 31.07.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-1024/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Щанкина |
Судьи |
Е.Ю. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
...
Основываясь на изложенном, суды обеих инстанций обоснованно исходили из того, что к полномочиям Администрации отнесены функции контроля за соблюдением Правил благоустройства в пределах территории муниципального образования (района), и истец вправе требовать устранения их нарушений. Обращаясь с настоящим иском, Администрация действует в пределах возложенных на нее полномочий (пункт 2 статьи 125 ГК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 декабря 2023 г. N Ф04-5991/23 по делу N А03-1024/2023