г. Тюмень |
|
4 декабря 2023 г. |
Дело N А70-4078/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АДК" на решение от 30.05.2023 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) и постановление от 14.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А70-4078/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АДК" (625051, Тюменская область, город Тюмень, улица Пермякова, дом 59, ОГРН 1087232022437, ИНН 7203217555) к Департаменту городского хозяйства Администрации города Тюмени (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Дзержинского, дом 62, помещение 4, ОГРН 1037200568680, ИНН 7204034314) об оспаривании решения.
Другое лицо, участвующее в деле, - акционерное общество "Урало-Сибирская Теплоэнергетическая Компания" (625023, Тюменская область, город Тюмень, улица Одесская, дом 5, ОГРН 1177232016510, ИНН 7203420973).
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "АДК" - Макушкин Е.В. по доверенности от 01.03.2022;
от Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени - Заиченко Д.В. по доверенности от 01.11.2022,
от акционерного общества "Урало-Сибирская Теплоэнергетическая Компания" -Поляков Ю.И. по доверенности от 24.04.2023.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "АДК" (далее - общество, ООО "АДК") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени (далее - департамент) от 22.02.2023 N 32-08- 001289/23.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Урало-Сибирская Теплоэнергетическая Компания" (далее - АО "УСТЭК").
Решением от 30.05.2023 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения, постановлением от 14.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного обществом требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, у департамента отсутствовали основания для отказа в согласовании вывода из эксплуатации спорного оборудования, поскольку у ООО "АДК" отсутствуют потребители тепловой энергии, которых оно обязано уведомить; департамент в оспариваемом отказе не указал, а суды в ходе рассмотрения дела не установили лиц (потребителей), которым предоставляются услуги посредством оборудования, принадлежащего обществу.
В отзыве на кассационную жалобу АО "УСТЭК" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Департаментом отзыв в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "АДК" является собственником квартального распределительного пункта тепловых сетей (далее - КРП), занимающего часть первого этажа здания с условным номером 72-72-01/393/2008-094, расположенного по адресу: Тюменская область, город Тюмень, улица Пермякова, дом 59, находящегося на земельном участке с кадастровым N 72:17:1313001:0105 по адресу: Тюменская область, Тюменский район, улица Широтная - Пермякова.
КРП является составной частью магистральных тепловых сетей 1, 2, 3, 4 микрорайонов жилого района "Тюменский" согласно Проекту "Магистральные инженерные сети 1 микрорайона жилого района "Тюменский" (Шифр.3311, 2002 год), допущенных в постоянную эксплуатацию согласно акту управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Тюменской области от 09.10.2006 N 186/Т.
Между обществом (теплосетевая организация) и АО "УСТЭК" (теплоснабжающая организация) заключен договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя от 26.09.2017 N 61/ТТС/2016 (далее - договор N 61/ТТС/2016), согласно которому теплосетевая организация обязалась осуществлять передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии до точки передачи тепловой энергии с соблюдением параметров и показателей качества теплоносителя, а также организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, а теплоснабжающая организация - оплачивать указанные услуги.
С 01.09.2022 действие тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, установленного обществу распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 20.12.2017 N 751/01-21, прекращено; между обществом и АО "УСТЭК" подписано соглашение о расторжении договора N 61/ТТС/2016 с 01.09.2022.
ООО "АДК" 02.02.2023 направило в адрес АО "УСТЭК" запрос о согласовании вывода КРП из эксплуатации, в котором указало на невозможность обеспечения надлежащего технического обеспечения КРП в связи с существенным износом оборудования и отсутствием финансирования.
АО "УСТЭК" 21.02.2023 направило обществу ответ N 1807, в котором указало, что оно является лишь одним из потребителей в части приобретения тепловой энергии для теплоснабжения нежилого помещения площадью 127,8 м2, расположенного по адресу: город Тюмень, улица Менделеева, дом 14/4; ООО "АДК" обязано получить согласование вывода из эксплуатации КРП всех потребителей тепловой энергии. К ответу был приложен реестр потребителей, подключенных от сети и КРП (адреса без указания фамилии имени и отчества).
ООО "АДК" 06.02.2023 направило в адрес департамента запрос о согласовании вывода из эксплуатации оборудования - помещение с кадастровым номером 72:23:0430002:13231, назначение: нежилое, общей площадью 351,6 м2, на 1 этаже здания КРП, адрес объекта: Тюменская область, город Тюмень, улица Пермякова, дом 59; сооружение: закрытый участок тепловых сетей, вид сети: водяная, год постройки: 2006, общая длинна трассы: 40,3 м в 2-х трубном исполнении, в здании КРП; КРП - отапливаемый район: "Тюменский", отапливаемый микрорайон: "Тюменский-1" (шифр 10:01:05) и "Тюменский-3, 4" (шифр 10:01:02), эксплуатационный район: Восточный микрорайон, магистраль: от павильона 9П3, вид сети: надземная, двухтрубная, источник теплоснабжения: Тюменская ТЭЦ-2.
В запросе было указано, что окончательная остановка работы оборудования будет осуществлена в целях его ликвидации в течение восьми месяцев с даты получения данного уведомления, единственным потребителем тепловой энергии ООО "АДК", теплоснабжение которого может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации оборудования, является АО "УСТЭК" (единая теплоснабжающая организация).
По результатам рассмотрения запроса департаментом дан ответ от 22.02.2023 N 32-08-001289/23, в соответствии с которым представленная обществом информация не может быть рассмотрена в качестве уведомления в целях согласования вывода объектов из эксплуатации, поскольку не содержит срок вывода КРП из эксплуатации, а также сведения о потребителях тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации спорного объекта;
АО "УСТЭК" не является владельцем теплопотребляющих установок и не обладает признаками потребителя тепловой энергии.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соответствии оспариваемого решения требованиям законодательства и отсутствии нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Суд округа, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу статьи 21 Закона о теплоснабжении в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов вывода указанных объектов из эксплуатации (часть 1).
Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей в соответствии с частью 3 статьи 21 Закона о теплоснабжении установлен Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 "О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей" (далее - Правила N 889).
Под "выводом из эксплуатации" понимается окончательная остановка работы источников тепловой энергии и тепловых сетей, которая осуществляется в целях их ликвидации или консервации на срок более 1 года (подпункт "в" пункта 2 Правил N 889).
Согласно пункту 14 указанных Правил вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, осуществляется по согласованию с указанными потребителями.
Вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается (часть 8 статьи 21 Закона о теплоснабжении).
В силу пункта 9 статьи 2 Закона о теплоснабжении потребитель тепловой энергии -лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
В соответствии с частью 4 статьи 21 Закона о теплоснабжении, пунктом 16 Правил N 889 собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за 8 месяцев до планируемого вывода обязаны в письменной форме уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления городского округа (с указанием оборудования, выводимого из эксплуатации) о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения.
В уведомлении должны быть указаны потребители тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей.
В силу пункта 17 Правил N 889 к уведомлению о выводе из эксплуатации тепловых сетей, к которым в надлежащем порядке подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии, прилагаются письменные согласования вывода тепловых сетей из эксплуатации, полученные от всех потребителей тепловой энергии, указанных в уведомлении.
Для согласования с потребителями тепловой энергии собственник или иной законный владелец тепловых сетей уведомляет потребителей тепловой энергии о предстоящем выводе из эксплуатации тепловых сетей посредством направления почтового отправления с уведомлением о вручении. Потребители обязаны направить собственнику или иному законному владельцу тепловых сетей в течение 15 дней со дня получения уведомления согласование в форме согласия с выводом из эксплуатации тепловых сетей или разногласия в случае возможного ограничения или прекращения теплоснабжения.
Исходя из названных норм суды правильно указали, что для вывода из эксплуатации тепловых сетей необходимо согласование с потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям.
Согласно пункту 18 Правил N 889 орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, обязан в течение 30 дней рассмотреть и согласовать это уведомление или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения, при этом собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить такое требование органа местного самоуправления.
В случае уведомления органа местного самоуправления поселения или городского округа собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии и тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.
О принятом решении в отношении вывода из эксплуатации указанных объектов орган местного самоуправления сообщает лицу, направившему соответствующее уведомление, в течение 7 дней со дня принятия решения.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды установили, что ООО "АДК" является собственником объекта теплосетевого хозяйства; КРП является составной частью магистральных тепловых сетей 1, 2, 3, 4 микрорайонов жилого района "Тюменский"; АО "УСТЭК" неоднократно сообщало обществу о том, что посредством оборудования ООО "АДК" осуществляется теплоснабжение большого количества потребителей тепловой энергии (в том числе многоквартирных домов и социальных объектов); список потребителей ранее согласовывался АО "УСТЭК" и ООО "АДК" в дополнительном соглашении от 22.06.2021 N 1 к договору N 61/ТТС/2016; общество не могло не знать о наличии конечных потребителей тепловой энергии, поскольку между АО "УСТЭК" и ООО "АДК" был также заключен договор поставки тепловой энергии и теплоносителя в целях компенсации тепловых потерь от 28.10.2016 N Т-20171; письмом от 21.02.2023 обществу был направлен реестр потребителей, подключенных от тепловой сети и КРП; общество не уведомило всех потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены от сети и КРП ООО "АДК" в соответствии с пунктом 14 Правил N 899 и не указало срок вывода объектов из эксплуатации в соответствии с пунктом 16 названных Правил.
Поскольку уведомление общества не соответствовало требованиям пунктов 16, 17 Правил N 889, выводы судов о законности оспариваемого решения департамента являются обоснованными.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана соответствующая оценка. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Иное толкование подателем кассационной жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.05.2023 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 14.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-4078/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 17 Правил N 889 к уведомлению о выводе из эксплуатации тепловых сетей, к которым в надлежащем порядке подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии, прилагаются письменные согласования вывода тепловых сетей из эксплуатации, полученные от всех потребителей тепловой энергии, указанных в уведомлении.
...
Согласно пункту 18 Правил N 889 орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, обязан в течение 30 дней рассмотреть и согласовать это уведомление или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения, при этом собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить такое требование органа местного самоуправления.
...
Поскольку уведомление общества не соответствовало требованиям пунктов 16, 17 Правил N 889, выводы судов о законности оспариваемого решения департамента являются обоснованными."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 декабря 2023 г. N Ф04-5284/23 по делу N А70-4078/2023