г. Тюмень |
|
5 декабря 2023 г. |
Дело N А75-15686/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Шабановой Г.А.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи, веб-конференции и аудиозаписи помощником судьи Полукаровой С.А. при содействии Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Горобчук Н.А.) рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение от 27.04.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Чешкова О.Г.) и постановление от 29.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-15686/2022 по заявлению Департамента информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 151, ИНН 8601041920, ОГРН 1108601001860) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 27, ИНН 8601009316, ОГРН 1028600512093) об оспаривании решения.
Другие лица, участвующие в деле: автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Югорский научно-исследовательский институт информационных технологий" (628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 151, ИНН 8601016384, ОГРН 1028600513590), Вифлеемский Анатолий Борисович (город Нижний Новгород).
В заседании приняли участие представители:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Воронцова И.А. по доверенности от 15.04.2022 (в режиме видеоконференц-связи);
от Департамента информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Титорова А.Е. по доверенности от 14.06.2023 (в режиме веб-конференции);
от автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Югорский научно-исследовательский институт информационных технологий" -Мельников А.В., директор на основании распоряжения от 07.04.2023 (в режиме веб-конференции);
Вифлеемский Анатолий Борисович (в режиме веб-конференции).
Суд установил:
Департамент информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление, антимонопольный орган) от 31.05.2022 N АМ/4240/22.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Югорский научно-исследовательский институт информационных технологий" (далее - учреждение, АУ "ЮНИИИТ"), Вифлеемский Анатолий Борисович.
Решением от 27.04.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 29.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, департамент просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя кассационной жалобы, в его действиях при формировании государственного задания учреждению отсутствуют нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции); переданные учреждению работы не являются работами по созданию, развитию и модернизации государственных информационных систем.
В отзывах на кассационную жалобу управление и Вифлеемский А.Б. просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, при рассмотрении обращения Вифлеемского А.Б. управлением в действиях департамента при формировании государственного задания подведомственному учреждению выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем ему выдано предупреждение от 30.08.2021 N 086/01/39.1-6/2021.
Согласно данному предупреждению нарушение выразилось в установлении в приложении к приказу департамента от 05.05.2021 N 08-Пр-77 "О государственном задании на выполнение государственным работ АО "ЮНИИИТ" на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" следующих финансируемых за счет субсидии работ:
- в подпункте 3.2 пункта 3 раздела 1 части 2 выполнения следующих работ: экспериментальные разработки в сфере космических услуг, экспериментальные разработки в социальной сфере, экспериментальные разработки в сфере геоинформационных систем, прочие экспериментальные разработки в области информационных технологий по запросу департамента;
- в подпункте 3.2 пункта 3 раздела 2 части 2 выполнение работ по обеспечению развития информационных технологий на территории автономного округа;
- в подпункте 3.2 пункта 3 раздела 4 части 2 выполнение следующих работ: портал "Цифровой гражданин Югры", образовательный портал ЮНИИ ИТ, Единый официальный сайт государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, корпоративный портал, сопровождение платформы "Региональный олимпиадный портал", Поддержка работоспособности, сопровождение, корректировка тестовой базы вопросов по тестированию кандидатов при проведении конкурсов на государственную гражданскую службу автономного округа, КС ОГВ, сопровождение и модернизация базы данных интерактивной карты связи в автономном округе; прочие информационные ресурсы и базы данных по запросу Депинформтехнологий Югры, портал службы технической поддержки;
- в подпункте 3.2 пункта 3 раздела 6 части 2 выполнение следующих работ: создание, корректировка тестовой базы, викторин для слушателей учебных программ на образовательном портале ЮНИИИТ или с организацией доступа с портала "Цифровой гражданин Югры" по согласованию с департаментом, разработка, сопровождение тестовой базы по определению уровня цифровой компетенции граждан различных категорий с выводом результатов.
Антимонопольный орган указал департаменту на необходимость в срок до 27.09.2021 совершить действия, направленные на устранение причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и принять меры по устранению последствий такого нарушения путем исключения спорных работ из государственного задания учреждения.
Поскольку данное предупреждение не было исполнено департаментом в установленный срок, приказом управления от 11.10.2021 N 103/21 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 086/01/15-1555/2021, по результатам которого принято решение от 31.05.2022 о признании департамента нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришли к выводам о соответствии оспариваемого акта управления действующему законодательству и отсутствии нарушений прав и законных интересов департамента в сфере экономической деятельности.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 1 названного Закона).
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В силу части 1 статьи 15 Закона о конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В рассматриваемом случае основанием для признания департамента нарушившим указанный запрет послужил факт предоставления учреждению права выполнять работы в сфере информационных технологий в целях удовлетворения государственных нужд за счет бюджетных средств (субсидии) без проведения конкурентных процедур.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Департаменте информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.07.2010 N 138 (далее - Положение), департамент является исполнительным органом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере информационных технологий и создания условий для цифрового развития (включая информационные технологии для развития информационного общества и формирования электронного правительства, в том числе при использовании их в системе взаимодействия исполнительных органов автономного округа с населением, а также при выполнении научных исследований и инновационных разработок), связи, телекоммуникаций и использования результатов космической деятельности.
В установленной сфере деятельности департамент осуществляет ряд полномочий, в том числе формирует и утверждает государственное задание подведомственных учреждений, выполняет функции государственного заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в сфере деятельности департамента (пункты 6.3, 6.5.12 Положения).
Согласно пунктам 2.1, 2.2.14, 3.1 Устава АУ "ЮНИИИТ", утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.12.2018, учреждение находится в ведении департамента и создано в целях удовлетворения потребностей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в научных исследованиях в области информационных технологий, а также потребностей граждан в высшем и дополнительном профессиональном образовании в области информационных технологий; для достижения своих целей учреждение осуществляет основные, в том числе приносящие доход, виды деятельности, в частности создание и развитие информационных систем.
Как верно отмечено судами, по смыслу пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции АУ "ЮНИИИТ" является хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на рынке услуг в сфере информационных технологий, который является высококонкурентным, что подтверждается проведенным управлением анализом состояния конкуренции на товарном рынке.
Судами установлено, что в рамках государственного задания в соответствии с приказом департамента от 05.05.2021 N 08-Пр-77 учреждению были переданы работы по созданию и развитию информационных систем, являющиеся по сути государственной нуждой.
Между тем в силу пункта 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений названного Кодекса.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В тех случаях, когда требуется проведение публичных процедур, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем (пункт 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017; определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2015 по делу N 307-КГ15-1408).
Поскольку в результате вышеуказанных действий департамента АУ "ЮНИИИТ" получило преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами на рынке услуг в сфере информационных технологий, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно согласились с позицией антимонопольного органа о нарушении департаментом требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции при формировании государственного задания подведомственному учреждению.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного департаментом требования.
Доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы департамента.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.04.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 29.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-15686/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Г.А. Шабанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что в рамках государственного задания в соответствии с приказом департамента от 05.05.2021 N 08-Пр-77 учреждению были переданы работы по созданию и развитию информационных систем, являющиеся по сути государственной нуждой.
Между тем в силу пункта 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений названного Кодекса.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
...
Поскольку в результате вышеуказанных действий департамента АУ "ЮНИИИТ" получило преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами на рынке услуг в сфере информационных технологий, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно согласились с позицией антимонопольного органа о нарушении департаментом требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции при формировании государственного задания подведомственному учреждению."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 декабря 2023 г. N Ф04-5783/23 по делу N А75-15686/2022