г. Тюмень |
|
6 декабря 2023 г. |
Дело N А27-2643/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел", видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи Крымовской А.М., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области на решение от 29.05.2023 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Сарафанникова М.А.) и постановление от 22.08.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А27-2643/2023 по заявлению Чимширова Александра Сергеевича (Кемеровская область - Кузбасс, Яйский район, поселок городского типа Яя) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Ноградская, 5, 312, ОГРН 1034205025799, ИНН 4207012419) о признании недействительным решения от 09.02.2023 N НК/1409/23.
Другие лица, участвующие в деле: Администрация Яйского муниципального округа (652100, Кемеровская область - Кузбасс, Яйский район, поселок городского типа Яя, улица Советская, дом 17, ОГРН 1024202275426, ИНН 4246001354); Комитет по управлению муниципальным имуществом Яйского муниципального округа (652100, Кемеровская область - Кузбасс, Яйский район, поселок городского типа Яя, улица Школьная, дом 10, ОГРН 1034246000920, ИНН 4246003633); Голдаев Андрей Сергеевич (Кемеровская область - Кузбасс, город Анжеро-Судженск); общество с ограниченной ответственностью "Сибирь" (652100, Кемеровская область - Кузбасс, Яйский район, поселок городского типа Яя, улица Кирова, дом 8, ОГРН 1024202274964, ИНН 4246002044); Генеральная прокуратура Российской Федерации (125993, Московская область, город Москва, улица Б. Дмитровка, дом 15а, 1, ОГРН 1037739514196, ИНН 7710146102); Прокуратура Кемеровской области - Кузбасса (650992, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Красная, дом 24, ОГРН 1024200685178, ИНН 4207012433).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гисич С.В.) в заседании приняла участие представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области - Ващилова Л.А. по доверенности от 03.05.2023;
в онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) представитель Прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса - Головина Е.Ю., удостоверение от 28.04.2023.
Суд установил:
Чимширов Александр Сергеевич (далее - Чимширов А.С.) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 09.02.2023 N НК/1409/23 об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Яйского муниципального округа (далее - администрация), Комитет по управлению муниципальным имуществом Яйского муниципального округа (далее - комитет), Голдаев Андрей Сергеевич (далее - Голдаев А.С.), общество с ограниченной ответственностью "Сибирь" (далее - ООО "Сибирь").
К участию в деле также привлечены Генеральная прокуратура Российской Федерации, Прокуратура Кемеровской области - Кузбасса (далее - прокуратура).
Решением от 29.05.2023 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 22.08.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, на момент рассмотрения управлением жалобы Чимширова А.С. срок давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства истек.
В отзыве на кассационную жалобу прокуратура просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Иные участвующие в деле лица отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, 19.02.2016 комитетом во исполнение постановления администрации от 19.02.2016 N 390 на официальном сайте www.torgi.gov.ru размещена информация о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды здания (лот N 1) и оборудования (лот N 2), расположенного по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, Яйский район, поселок городского типа Яя, улица Школьная, дом 4 (извещение N 190216/0232674/01).
Согласно протоколу от 11.04.2016 рассмотрения и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на участие было подано 2 заявки; победителем признан Голдаев А.С., с которым был заключен договор аренды N 7/16.
15.12.2017 между Голдаевым А.С. и ООО "Сибирь" заключен договор субаренды помещения; согласно пункту 1.2 договор заключен с согласия комитета.
По результатам рассмотрения обращения Чимширова А.С., содержащего сведения о нарушении комитетом части 1 статьи 15, пункта 3 части 1 статьи 17, части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), пункта 3 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67 (действовали в спорный период, далее - Правила N 67), при проведении указанного конкурса, управление письмом от 09.02.2023 N НК/1409/23 сообщило о принятии решения об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с истечением срока давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Не согласившись с данным решением, Чимширов А.С. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у антимонопольного органа правовых оснований для принятия оспариваемого решения.
Суд округа, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Одним из оснований для возбуждения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства согласно пункту 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) является заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки такого нарушения.
Частью 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции установлено, что по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (пункт 1); об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (пункт 2); о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции (пункт 3).
Так, антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела в случае, если по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, материалами, истекли сроки давности, предусмотренные статьей 41.1 Закона о защите конкуренции (пункт 5 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции).
В настоящем случае, обращаясь в управление Чемширов А.С. указал на заключение договора аренды муниципального имущества с нарушением требований Закона о защите конкуренции и Правил N 67, невозвращение муниципального имущества, переданного на основании договора, заключенного с нарушениями требований действующего законодательства.
Выявив в ходе рассмотрения заявления Чемширова А.С. в действиях комитета признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в проведении торгов в форме конкурса, а не аукциона (пункт 3 Правил N 67); отсутствии в конкурсной документа, подтверждающего согласие комитета на предоставление лицом, с которым заключается договор, соответствующих прав третьим лицам, или указание на то, что передача соответствующих прав третьим лицам не допускается (подпункты 18, 19 пункта 40 Правил N 67); внесении изменений в извещение о проведении конкурса в части увеличения срока действия договора с 3 до 10 лет позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок (пункт 32 Правил N 67), управление, однако, пришло к выводу, что в настоящем случае истек срок давности рассмотрения дела о нарушении статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" решение антимонопольного органа об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства может быть оспорено в арбитражном суде лицами, выступавшими заявителями при обращении в антимонопольный орган и обладающими заинтересованностью в возбуждении дела (пункт 2 части 2 статьи 39, статья 44 и часть 1 статьи 52 Закона о защите конкуренции, пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении данной категории споров судам необходимо учитывать, что по смыслу положений частей 1 и 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции на стадии возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган не рассматривает по существу вопрос о наличии нарушения, но анализирует, приведены ли в заявлении обстоятельства, которые могут свидетельствовать о наличии в действиях конкретного лица признаков нарушения антимонопольного законодательства, и представлены ли в подтверждение этих обстоятельств доказательства (либо указано на невозможность представления определенных документов и лицо, у которого они могут быть истребованы).
В связи с этим при оценке законности отказа в возбуждении дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции, арбитражный суд проверяет правильность выводов антимонопольного органа о возможной квалификации нарушения, а также полноту проверки доводов заявителя, свидетельствующих о возможном наличии нарушения антимонопольного законодательства в поведении соответствующих лиц.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что исполнение договора, заключенного по результатам спорных торгов не прекратилось; в нарушение требований действующего законодательства муниципальное имущество продолжает находиться во владении и пользовании третьих лиц; оценка бездействию комитета по непринятию мер по возвращению имущества во владение муниципального образования не дана.
При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанции обоснованно сочли преждевременными выводы управления об истечении сроков, предусмотренных статьей 41.1 Закона о защите конкуренции, и квалификации допущенных нарушений исключительно по статье 17 Закона о защите конкуренции, сделанными без учета и оценки всех приведенных Чимшировым А.С. доводов и представленных доказательств.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.05.2023 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 22.08.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-2643/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При рассмотрении данной категории споров судам необходимо учитывать, что по смыслу положений частей 1 и 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции на стадии возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган не рассматривает по существу вопрос о наличии нарушения, но анализирует, приведены ли в заявлении обстоятельства, которые могут свидетельствовать о наличии в действиях конкретного лица признаков нарушения антимонопольного законодательства, и представлены ли в подтверждение этих обстоятельств доказательства (либо указано на невозможность представления определенных документов и лицо, у которого они могут быть истребованы).
В связи с этим при оценке законности отказа в возбуждении дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции, арбитражный суд проверяет правильность выводов антимонопольного органа о возможной квалификации нарушения, а также полноту проверки доводов заявителя, свидетельствующих о возможном наличии нарушения антимонопольного законодательства в поведении соответствующих лиц.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что исполнение договора, заключенного по результатам спорных торгов не прекратилось; в нарушение требований действующего законодательства муниципальное имущество продолжает находиться во владении и пользовании третьих лиц; оценка бездействию комитета по непринятию мер по возвращению имущества во владение муниципального образования не дана.
При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанции обоснованно сочли преждевременными выводы управления об истечении сроков, предусмотренных статьей 41.1 Закона о защите конкуренции, и квалификации допущенных нарушений исключительно по статье 17 Закона о защите конкуренции, сделанными без учета и оценки всех приведенных Чимшировым А.С. доводов и представленных доказательств."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 декабря 2023 г. N Ф04-6565/23 по делу N А27-2643/2023