город Тюмень |
|
8 декабря 2023 г. |
Дело N А81-7318/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бедериной М.Ю.
судей Клат Е.В.
Курындиной А.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Снабженец-2" на определение от 23.05.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Антонова Е.В.) об отказе в пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам и постановление от 08.09.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судья Краецкая Е.Б.) по делу N А81-7318/2021, принятые по иску общества с ограниченной ответственностью "Снабженец-2" (ИНН 9717091103, ОГРН 1207700133596) к Департаменту информационных технологий и связи Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017212, ОГРН 1058900021949) о взыскании 18 500 руб.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Снабженец-2" (далее - ООО "Снабженец-2", истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к Департаменту информационных технологий и связи Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент, ответчик) о взыскании 18 500 руб. в возмещение убытков.
Решением от 18.01.2022 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа в удовлетворении исковых требований отказано.
Указанное решение не обжаловалось и вступило в законную силу.
ООО "Снабженец-2" 03.04.2023 обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о пересмотре решения от 18.01.2022 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по вновь открывшимся обстоятельствам.
Определением от 23.05.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 08.09.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы ее податель ссылается на то, что судами не учтены следующие обстоятельства: в процессе участия в закупке истцом выявлены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, влекущие ограничение конкуренции и прав истца, в связи с чем последним направлена жалоба в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - УФАС), которая признана обоснованной, заказчику выдано предписание;
с целью подготовки жалобы, поскольку в штате истца отсутствует работник с юридическим образованием, последний заключил договор об оказании юридических услуг, стоимостью 18 500 руб.; по мнению истца, указанная сумма представляет собой убытки (затраты на оплату юридических услуг), понесенные в связи с необходимостью гражданско-правовой защиты прав на свободу экономической деятельности граждан и их объединений; последующее участие, либо отказ от участия в торгах не подлежит соотношению с понесенными затратами истца (убытками) связанными с подачей жалобы в УФАС.
Ответчик отзыв на кассационную жалобу не представил.
Участники арбитражного процесса явку представителей не обеспечили, что с учетом их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы (часть 3 статьи 284 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Проверив законность обжалуемых судебных актов на основании статей 284, 286 АПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые определение и постановление не подлежат отмене или изменению.
В соответствии со статьей 309 АПК РФ арбитражный суд может пересмотреть принятый им и вступивший в законную силу судебный акт по вновь открывшимся обстоятельствам по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в главе 37 АПК РФ.
Основаниями пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 311 АПК РФ являются вновь открывшиеся обстоятельства, указанные в части 2 названной статьи и существовавшие на момент принятия судебного акта по делу.
В силу пункта 1 части 2 статьи 311 АПК РФ вновь открывшимися обстоятельствами являются существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю.
Как следует из разъяснений, сформулированных в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" (далее - Постановление N 52) при решении вопроса о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судам следует исходить из наличия оснований, предусмотренных статьей 311 АПК РФ, и соблюдения заявителем условий, содержащихся в статьях 312 и 313 АПК РФ.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 311 АПК РФ новыми обстоятельствами являются: признание постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации или применение в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении истолкованием, примененного арбитражным судом в судебном акте нормативного акта либо его отдельного положения в связи с обращением заявителя, а в случаях, предусмотренных Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", в связи с обращением иного лица независимо от обращения заявителя в Конституционный Суд Российской Федерации.
Заявитель в качестве основания пересмотра решения суда первой инстанции от 18.01.2022 по вновь открывшимся обстоятельствам ссылается на определение от 31.01.2023 N 96-О Конституционного Суда Российской Федерации "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО "Снабженец-2" на нарушение его конституционных прав статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 4 статьи 170 и статьей 171 АПК РФ в их взаимосвязи с частью 2 статьи 42 Федерального закона "О защите конкуренции".
По мнению заявителя, истолкование в определении от 31.01.2023 N 96-О Конституционного Суда Российской Федерации правовых норм, примененных судом, в том числе при рассмотрении настоящего дела прямо установлено, что возмещение расходов на оплату услуг представителя при рассмотрении дела в антимонопольном органе могут быть возмещены на основании статьи 15 ГК РФ.
В рассматриваемом случае судами установлено следующее.
Из содержания определения от 31.01.2023 N 96-О Конституционного Суда Российской Федерации Конституционного Суда следует, что Конституционный суд Российской Федерации не признавал положения статей 15 "Возмещение убытков" и 1064 "Общие основания ответственности за причинение вреда" ГК РФ, части 4 статьи 170 "Содержание решения" и статьи 171 "Решение о взыскании денежных средств и присуждении имущества" АПК РФ в их взаимосвязи с частью 2 статьи 42 "Лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства" Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не соответствующими Конституции Российской Федерации и не выявлял в результате конституционного судопроизводства иной конституционно-правовой смысл вышеуказанных норм.
Напротив, Конституционным Судом Российской Федерации сделан вывод о том, что принимая решение о частичном удовлетворении требований ООО "Снабженец-2" и оставляя данное решение в силе, арбитражные суды оценивали соответствующие расходы на предмет разумности, учитывая конкретные обстоятельства дела об административном правонарушении, а также объем выполненной представителем работы.
Кроме того, определением от 31.01.2023 N 96-О Конституционный суд Российской Федерации отказал ООО "Снабженец-2" в принятии жалобы к рассмотрению.
Отказывая заявителю в принятии к рассмотрению жалобы, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что проверка правильности выводов судов, сделанных на основании исследования фактических обстоятельств дела, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Таким образом, из определения от 31.01.2023 N 96-О Конституционный суд Российской Федерации, на которое ссылается заявитель, следует, что Конституционный Суд Российской Федерации не установил несоответствие (либо соответствие во вновь выявленном конституционно-правовом смысле) Конституции Российской Федерации закона, примененного арбитражным судом в настоящем деле.
О необходимости пересмотра дела, что требуется в случае, если принимается итоговое решение в виде постановления о признании оспариваемого заявителем нормативного акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации либо соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании, в определении от 31.01.2023 N 96-О Конституционного Суда Российской Федерации также не указано.
Суд округа соглашается с выводами судов о том, что приведенные истцом обстоятельства, не могут быть расценены как вновь открывшиеся обстоятельства по смыслу статьи 311 АПК РФ.
В связи с чем суды правомерно отказали в пересмотре решения от 18.01.2022 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по вновь открывшимся обстоятельствам.
Ссылка заявителя на иную судебную практику является несостоятельной, поскольку основана на иных фактических обстоятельствах дела, отличных от настоящего спора.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе аналогичны ранее заявленным доводам в апелляционной жалобе, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка. По существу указанные доводы выражают несогласие с выводами судов, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств.
Положения статей 286 - 288 АПК РФ предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 23.05.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 08.09.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-7318/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
М.Ю. Бедерина |
Судьи |
Е.В. Клат |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая заявителю в принятии к рассмотрению жалобы, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что проверка правильности выводов судов, сделанных на основании исследования фактических обстоятельств дела, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Таким образом, из определения от 31.01.2023 N 96-О Конституционный суд Российской Федерации, на которое ссылается заявитель, следует, что Конституционный Суд Российской Федерации не установил несоответствие (либо соответствие во вновь выявленном конституционно-правовом смысле) Конституции Российской Федерации закона, примененного арбитражным судом в настоящем деле.
О необходимости пересмотра дела, что требуется в случае, если принимается итоговое решение в виде постановления о признании оспариваемого заявителем нормативного акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации либо соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании, в определении от 31.01.2023 N 96-О Конституционного Суда Российской Федерации также не указано.
Суд округа соглашается с выводами судов о том, что приведенные истцом обстоятельства, не могут быть расценены как вновь открывшиеся обстоятельства по смыслу статьи 311 АПК РФ.
В связи с чем суды правомерно отказали в пересмотре решения от 18.01.2022 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по вновь открывшимся обстоятельствам."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 декабря 2023 г. N Ф04-6233/23 по делу N А81-7318/2021
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6233/2023
29.09.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8048/2023
08.09.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8048/2023
18.01.2022 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-7318/2021