г. Тюмень |
|
11 декабря 2023 г. |
Дело N А03-1035/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Забоева К.И.,
судей Мальцева С.Д.,
Хлебникова А.В.
при протоколировании судебного заседания с использованием системы веб-конференции помощником судьи Кимом А.О. рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества "Барнаульская генерация" на решение Арбитражного суда Алтайского края от 06.06.2023 (судья Ситникова И.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2023 (судьи Ходырева Л.Е., Аюшев Д.Н., Чикашова О.Н.), принятые по делу N А03-1035/2023 по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Светлова" (658200, Алтайский край, город Рубцовск, улица Светлова, дом 94, квартира 1, ИНН 2209034968, ОГРН 1082209001137) к акционерному обществу "Барнаульская генерация" (656037, Алтайский край, город Барнаул, улица Бриллиантовая, дом 2, ИНН 2224152758, ОГРН 1122224002317) об обязании поставлять качественный коммунальный ресурс и взыскании судебной неустойки.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация города Рубцовска Алтайского края (ИНН 2209011079, ОГРН 1022200813656).
Посредством системы веб-конференции в судебном заседании приняла участие представитель акционерного общества "Барнаульская генерация" Мецкер Анна Андреевна, действующая на основании доверенности от 04.06.2021 N 854.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Светлова" (далее - компания) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "Барнаульская генерация" (далее - общество) об обязании ответчика поставлять качественный коммунальный ресурс в многоквартирный дом, расположенный по адресу: Алтайский край, город Рубцовск, улица Тракторная, дом 152 (далее - МКД), и просило обязать ответчика круглосуточно и бесперебойно обеспечивать температуру горячей воды на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон не менее 60 и не более 75 градусов по шкале Цельсия, а также взыскать неустойку на случай неисполнения судебного акта в размере 50 000 руб. в течение первого месяца с последующим ежемесячным прогрессивным увеличением на 10 000 руб., но не более 100 000 руб. за каждый день неисполнения, до момента фактического исполнения судебного акта.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечена администрация города Рубцовска Алтайского края (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 06.06.2023 иск удовлетворен частично. На общество возложена обязанность с момента вступления решения суда в законную силу обеспечивать качественное горячее водоснабжение МКД круглосуточно и бесперебойно, чтобы температура горячей воды в точке поставки (на границе балансового разграничения) была не менее 60 и не более 75 градусов по шкале Цельсия. Кроме того, суд установил судебную неустойку за неисполнение решения в размере 500 руб. за каждую неделю просрочки до момента фактического исполнения решения суда. В остальной части иска отказано.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.
По мнению общества, суды не учли, что оно не является надлежащим ответчиком по настоящему иску, поскольку обязанность по организации теплоснабжения в границах муниципального округа лежит на органе местного самоуправления, коим является администрация. Кроме того, на взгляд общества, судами не принято во внимание, что обязанность по обеспечению надлежащего снабжения абонентов города Рубцовска Алтайского края горячей водой возложена на администрацию решением Рубцовского городского суда от 29.08.2012 N 2-3133/2012 и не может в последующем перекладываться на общество.
Участвующие в деле лица отзывы на кассационную жалобу не представили.
В судебном заседании представитель общества изложенные в кассационной жалобе доводы поддержал.
При открытии судом кассационной инстанции судебного заседания в режиме онлайн посредством использования системы веб-конференции представителем компании не обеспечено подключение к каналу связи по причинам, находящимся в сфере его контроля, так как оборудование суда работало исправно.
Таким образом, компания и администрация явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что с учетом их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы (часть 3 статьи 284 АПК РФ).
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Судами установлено, что вступившим в законную силу решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 29.08.2012 по делу N 2-3133/2012 по иску прокурора города Рубцовска признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по организации обеспечения населения города Рубцовска горячей водой надлежащего качества, суд обязал администрацию устранить указанный недостаток.
При рассмотрении названного дела судом установлено, что муниципальное образование город Рубцовск является собственником тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения, общая протяженность которых составляет 188,37 км в две нити и 377,75 км в одну нить.
Согласно постановлению администрации от 22.05.2017 N 1517 "О заключении концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, предназначенных для производства, передачи и распределения тепловой энергии и горячей воды на территории муниципального образования город Рубцовск" (далее - постановление N 1517) городские сети горячего водоснабжения переданы акционерному обществу "Рубцовский теплоэнергетический комплекс" (правопредшественник общества, далее - теплоэнергетический комплекс) по концессионному соглашению от 22.06.2017 N 1 (далее - концессионное соглашение).
По условиям концессионного соглашения теплоэнергетический комплекс обязан за свой счет в порядке, в сроки и на условиях, установленных данным соглашением, проектировать, создавать, реконструировать, вводить в эксплуатацию и использовать (эксплуатировать) недвижимое и технологически связанное с ним движимое имущество - объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения, состав и описание которого приведены в разделе 2 соглашения.
Кроме того, в целях создания условий для обеспечения населения города Рубцовска горячей водой надлежащего качества администрацией разработана муниципальная программа, рассчитанная на 2019 - 2025 годы, содержащая комплекс планируемых мероприятий, сроки осуществления, исполнителей, в рамках которой разработано технико-экономическое обоснование мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями.
Заключением, выполненным научно-техническим институтом открытым акционерным обществом "ВТИ", определен способ и реализация оптимальных технических мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями.
Заседание межведомственной рабочей группы по вопросу решения проблемы качественного горячего водоснабжения проведено 26.11.2020, рекомендованы определенные поэтапные мероприятия. Одним из первых этапов реализации программы определен способ и реализация оптимальных технических мероприятий по приведению качества горячей воды. Вторым этапом органом местного самоуправления утверждена схема водоснабжения и водоотведения, принятая в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), которая включает в себя положения о направлении развития системы горячего водоснабжения в городе Рубцовске на основе доступных и энергосберегающих технологий. Вариант улучшения качества горячего водоснабжения, связанный с установкой индивидуальных тепловых пунктов, внесен в схему водоснабжения и водоотведения в городе Рубцовска и выбран как наиболее оптимальный.
Приведенные обстоятельства многократно устанавливались судами по аналогичным спорам с участием общества и управляющих организаций (дела N А03-18401/2022, А03-1832/2021, А03-11808/2021 и пр.).
Из представленного в материалы дела отчета о потреблении тепловой энергии и теплоносителя следует, что в управляемый компанией МКД из централизованных сетей теплоснабжения обществом как правопреемником теплоэнергетического комплекса (в результате состоявшейся 08.04.2021 реорганизации в форме присоединения) подавалась горячая вода ненадлежащего качества.
Приведенные обстоятельства обусловили обращение компании в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим иском.
При принятии решения суд первой инстанции руководствовался статьями 1, 308, 308.3, 330, 539, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьями 1, 2, 8, 24 Закона о водоснабжении, пунктом 31(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пунктом 20 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, пунктами 28, 31, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Частично удовлетворяя иск, суд исходил из доказанности несоответствия поставляемой обществом горячей воды в МКД установленным законодательством критериям ее надлежащего качества. При этом, оценив предложенный истцом размер судебной неустойки, суд нашел его чрезмерным и на основании пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ и части 4 статьи 174 АПК РФ определил неустойку в размере 500 руб. за каждую неделю неисполнения судебного акта.
Седьмой арбитражный апелляционный суд с выводами суда первой инстанции согласился.
Суд округа не находит оснований для отмены или изменения судебных актов.
Учитывая, что пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции (часть 1 статьи 286 АПК РФ) устанавливаются по доводам кассационной жалобы (определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2016 N 302-ЭС15-17338), суд округа проверяет законность судебных актов только в границах приведенных в кассационной жалобе аргументов.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно абзацу второму пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения (статья 542 ГК РФ).
Как следует из части 3 статьи 1, пункта 10 статьи 2 Закона водоснабжении, требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании. Качество и безопасность воды - это совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру.
В пункте 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
По подпункту "а" пункта 31 Правил N 354 в обязанности исполнителя входит предоставление потребителю коммунальных услуг в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Из содержания подпункта "д" пункта 3 Правил N 354 и раздела II приложения N 1 к данным Правилам вытекает, что качество горячей воды должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже 60 и не выше 75 градусов по шкале Цельсия (пункт 2.4 "Гигиенических требований к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 (утратили силу с 01.03.2021), пункт 84 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3, далее - СанПиН 2.1.3684-21).
По пункту 1 СанПиН 2.1.3684-21 данные санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Руководствуясь приведенными нормами, принимая во внимание, что качественные коммунальные услуги являются неотъемлемым элементом конституционного права граждан на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), суды пришли к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, поскольку оказание компанией качественных коммунальных услуг потребителям невозможно без должных показателей коммунального ресурса, подаваемого обществом в дом посредством присоединенной централизованной тепловой сети.
Существо несогласия общества с принятыми судебными актами сводится к утверждению о том, что надлежащим ответчиком по иску должна выступать администрация, поскольку в силу пунктов 4, 4.1 части 1 статьи 16, пункта 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация горячего водоснабжения в границах муниципального, городского округа лежит именно на органе местного самоуправления.
Позицию общества кассационный суд отклоняет как основанную на неверном понимании норм материального права.
Как отмечено Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 09.11.2017 N 2516-О, направления деятельности администраций муниципалитетов - в рамках общих принципов правового регулирования компетенции муниципальных образований - выражены в правовых нормах общего характера, поэтому содержание такой деятельности, включая конкретные способы, методы, средства решения вопросов местного значения, должно раскрываться во взаимосвязи с положениями специального отраслевого законодательства. Понятие "организация", используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг. Термин "организация" в любом случае не может трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, поскольку в противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода муниципальных образований за пределы своей компетенции. Поэтому содержательное наполнение компетенции муниципальных образований, определяемое указанным термином, не может раскрываться в отрыве от содержания компетенции иных территориальных уровней публичной власти, а также вне связи с обязанностями, которые могут быть возложены на участников гражданского оборота с учетом особенностей той или иной сферы отношений.
Другими словами, названные законоположения, прямо отсылающие к отраслевому законодательству, предполагают лишь определенную (ограниченную) степень участия муниципальных образований в реализации соответствующих публичных задач.
Во исполнение своих публичных обязанностей, а также решения Рубцовского городского суда от 29.08.2012 N 2-3133/2012 администрацией издано постановление N 1517, в соответствии с которым городские сети горячего водоснабжения переданы теплоэнергетическому комплексу как правопредшественнику общества для последующего проектирования, создания, реконструкции и ввода в эксплуатацию недвижимого и технологически связанного с ним движимого имущества - объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения, призванных обеспечить качественное ресурсоснабжение потребителей.
При этом на общество, являющееся единой теплоснабжающей организацией, в силу вышеприведенного действующего нормативного правового регулирования возложена самостоятельная обязанность по обеспечению надлежащего качества подаваемых им коммунальных ресурсов, которая может быть реализована во взаимодействии с органами местного самоуправления, однако, отсутствие должного содействия со стороны этих органов теплоснабжающей организации не может противопоставляться потребителям, имеющим разумные правомерные ожидания получения качественного ресурса и наделенным соответствующим кредиторским правом требования должного предоставления, подлежащим судебной защите, в том числе посредством предъявления исков в их интересах управляющими организациями.
Таким образом, нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено, следовательно, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит (пункт 1 части 1 статьи 287 АПК РФ).
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 06.06.2023 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2023 по делу N А03-1035/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
К.И. Забоев |
Судьи |
С.Д. Мальцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как отмечено Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 09.11.2017 N 2516-О, направления деятельности администраций муниципалитетов - в рамках общих принципов правового регулирования компетенции муниципальных образований - выражены в правовых нормах общего характера, поэтому содержание такой деятельности, включая конкретные способы, методы, средства решения вопросов местного значения, должно раскрываться во взаимосвязи с положениями специального отраслевого законодательства. Понятие "организация", используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг. Термин "организация" в любом случае не может трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, поскольку в противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода муниципальных образований за пределы своей компетенции. Поэтому содержательное наполнение компетенции муниципальных образований, определяемое указанным термином, не может раскрываться в отрыве от содержания компетенции иных территориальных уровней публичной власти, а также вне связи с обязанностями, которые могут быть возложены на участников гражданского оборота с учетом особенностей той или иной сферы отношений."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2023 г. N Ф04-6507/23 по делу N А03-1035/2023